Любая сложная ситуация в экономике вызывает рост потребления дешевого крепкого алкоголя или его суррогатов, снижение потребления низкоалкогольной продукции, в том числе вина. В России эта тенденция не прерывается с октября 2008, когда начался мировой кризис, рассказывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Привычки кризисного времени
«За экономическими проблемами, которые лишают людей работы, снижают их уровень жизни, у населения растет желание получить антидепрессанты. Кризис за это время то отступал, то наступал, и потребление вина вслед за ним то падало, то росло, сейчас оно снова снижается, как и во всем секторе слабого алкоголя. Уменьшается потребление легального крепкого алкоголя. С начала кризиса в секторе крепкого алкоголя доля нелегальной продукции и суррогатов выросла с 50% в 2008 года до 65%. 60 млн россиян хотя бы иногда употребляют крепкий алкоголь, а это больше половины взрослого населения. Половина употребляют легальную продукцию, половина нелегальную», — рассказывает Дробиз.
Выходом могла бы стать политика, стимулирующая переход населения на некрепкие алкогольные напитки, в первую очередь, вино. Но предпосылок со стороны государства к этому нет, даже реклама вина запрещена, говорит Вадим Дробиз. «Пока чиновники смотрят на алкогольную отрасль как на что-то порочное, а не как на средство удовлетворить часть потребностей населения, ничего не получится», — считает Дробиз. Поднимать интерес к вину пытается бизнес на свой страх и риск, открывая, к примеру, винные бутики. Благодаря его усилиям российские вина в последнее время совершили прорыв на мировом рынке: за четыре года на дегустационных лондонских выставках они получили 120 наград. Это пока не значит, что российское вино начнут пить во всем мире, но так можно проникнуть на рынок своей страны. При этом сейчас россияне пьют в 4-5 раз меньше вина, в четыре раза больше пива и в 1,7 раза больше водки и суррогатов, чем в СССР, говорит Дробиз.
Крым есть, вина нет
В прошлом году Роспотребнадзор вернул на российский рынок грузинские вина, которые в 2014 году обошли испанские. С января по апрель этого года российские поставки заняли 70% винного экспорта Грузии, как сообщило Национальное агентство вина Грузии. Роспотребнадзор предполагал тогда, что россияне забыли о грузинских винах, и они займут не больше 1% рынка.
В марте российское виноделие пополнилось конкурентом грузинских производителей – продукцией Крыма. Но вряд ли Крым займет на винной полке в магазинах большую долю, чем у него была, уверен генеральный директор проекта «Винотека.ru» Андрей Григорьев. Это тот случай, когда иностранному производителю здесь проще, чем отечественному.
«Крымские вина и раньше присутствовали на российском рынке, те же крупнейшие производители «Массандра» и «Новый свет». С одной стороны, они получили определенные преференции в контексте политического внимания к новому региону. С другой — в Украине регулирование и стимулирование производства сухих вин на два порядка более продвинутое, чем в России. Там для виноделов есть особые налоговые условия, программы его развития, отдельный закон о виноделии, дотируется создание новых виноградников. Условия работы на российском рынке могут нивелировать те преимущества. Поэтому кратного увеличения доли крымских вин в России не будет, — рассказывает Григорьев. — Недавно курирование алкогольной сферы было получено вице-премьеру Александру Хлопонину, и пока он не говорил, как правительство будет поддерживать крымское виноделие. Возможно, это будет особый переходный экономический режим по аналогии с другими отраслями — крымский производитель теперь обязан перейти на ЕГАИС (систему учета производства и оборота алкоголя), что довольно затратно».
С начала кризиса россиянам приходится покупать больше вин Краснодарского края. В первом кризисном году — 2008, импорт алкоголя в Россию еще рос по сравнению с 2007 годом. А через год после начала кризиса, в 2009-м, он резко упал. Наименее значительное падение импорта было как раз в секторе вин.
Тогда это было связано с тем, что импорт сократился во всех сферах, а с алкоголем — потому что сократился спрос на дорогие иностранные напитки, рассказывает Виктор Дробиз. Если в 2007 году импортируемое вино занимало 32-33% рынка, то сейчас оно сравнялось с российским.
Выбора не осталось
Винный сегмент рынка, как и все остальные, тоже не выходит из кризисного режима. «Для среднего класса до 2008-09 гг. комфортной ценой за бутылку вина для ежедневного потребления была 1500 рублей, а после кризиса эта цифра стала меньше 1000 рублей. Сейчас эту тенденцию поддерживает снижение курса рубля и административные барьеры. Выбор становится все более скудным, что связано со снижением покупательной способности потребителя и жестким и необоснованным регулированием именно рынка сухого вина, розницы и импорта. Если к этому прибавляются экономические проблемы, они сказываются на этом рынке трагически, не решая при этом задачи борьбы с контрафактом и пьянством», — уверен Григорьев.
У всей остальной России нет доступа даже к этому скудному набору вин. Во всем мире за исключением постсоветского пространства уровень цен на дорогой алкоголь больше выровнен относительно минимального и среднего уровня зарплат, чем у нас, считает Вадим Дробиз. «В западной или восточной Европе при минимальном заработке или пособии по безработице около 900 долларов или евро дешевая бутылка крепкого алкоголя может стоить 2-4 доллара или евро, — рассказывает он. — В России обычная зарплата в регионах — 8000 рублей, на которую можно купить 35 бутылок легальной водки. У нас примерно 60% населения недоступен качественный алкоголь. Самое дешевое вино в магазинах стоит около 150 рублей, это уже дорого, и 70% выпиваемого в России вина стоит меньше этой суммы».
Чиновники неоднократно предлагали сократить налог на прибыль, который платит предприниматель, и поднять ставку НДС, чтобы переложить часть нагрузки на потребителя. Но потребитель алкоголя платить больше не готов. Стремление государства собрать больше налогов приводит к тому, что у населения сокращается доступ к хорошему алкоголю, полагает Вадим Дробиз. «Алкогольный рынок — это гармония между ценой, акцизами, зарплатами и потребностями населения. Если гармония есть, то доля рынка подпольного алкоголя снижается до 15-20%, как в Великобритании, Италии, Испании, Франции. У нас сейчас нелегальный алкоголь составляет 65% рынка. Российский рынок алкоголя с каждым годом плавно сокращается — на 7, 10 или 12%, а с 2012 года ставка акциза растет более резко — на 20-30% в год», — говорит Дробиз.
Андрей Григорьев сравнивает доступную ценовую категорию в легальном винном сегменте с минным полем для потребителя. «Если сейчас в Москве средняя цена на полке 20 евро, значит, цена производителя — 5-6 евро. Для сравнения, в Европе за 5-6 евро речь идет о самом массовом вине неплохого качества. В такой категории вин важно угадать с выбором, потому что за 10 евро в той же Италии можно купить великолепное вино, номинированное на какие-нибудь награды на выставках, а можно попасться на что-нибудь заурядное и посредственного качества. Российский потребитель — заложник крупных импортеров, потому что бутылки за 600-800 рублей в розницу поставляют, в основном, они, и в этой ценовой категории редко попадается известный бренд, и можно из двух почти одинаковых вин выбрать то, от которого вы получите удовольствие, а может быть, будете плеваться», — заключает Григорьев.