Как писал в 1815 году по горячим следам русской победы Евдоким Зябловский, известный в ту эпоху географ и статистик, «трудно поверить, чтобы при военных происшествиях упомянутого года в России не только торговля не ослабела, но еще с некоторым свойственным тому времени духом производилась с необыкновенной деятельностью».
На первый взгляд удивительно, но внешняя торговля России в 1812 году действительно процветала. В тот роковой год наша страна ввезла товаров на 88,7 млн руб., а продала за рубеж на 147 млн, что способствовало устойчивости рубля даже в самые трудные месяцы войны.
Ведь Наполеон, обладая к началу боев решительным превосходством на суше, не имел сильного флота, чтобы блокировать моря, омывающие нашу страну. В итоге за 1812 год более половины стоимости внешнеторгового оборота России – 47,5 млн руб. импорта и 83 млн руб. экспорта – пришлось именно на Балтийское море, хотя сухопутные боевые действия велись даже на окраинах Риги (см фото), второго по значению русского торгового порта той эпохи.
Пока Наполеон атаковал Ригу и захватывал Москву, порт Петербурга посетили торговые корабли из Англии, Швеции, Дании, Испании, Голландии, государств Германии и даже из США. Основными товарами, привозимыми из-за моря в столичный Петербург, были сахарный песок, хлопок всех видов, порох и свинец – последний был особенно нужен в разгар войны, ведь собственная добыча свинца в России тогда была минимальна. Вывозили из Петербурга за рубеж в основном пеньку (для той эпохи стратегический товар, из которого изготовлялись канаты, без которых не могли функционировать парусные корабли), льняные ткани, уральское железо и медь, а также рожь, пшеницу и сало. Но сало не только в виде знакомого всем нам пищевого продукта, а главным образом «нутряной жир», техническое сало – в эпоху до развитой химии из него изготовляли весь спектр технических смазок.
Естественно, всю войну беспрепятственно функционировали порты в глубоком тылу, на Каспии. Активной торговле способствовал и тот факт, что, даже заняв Москву, агрессор не мог разорвать и блокировать основные грузовые артерии внутри России. Тогда ими были не плохие дороги, а цепочка каналов, соединявшая бассейн Волги (по сути, всю Центральную Россию и Урал) с Петербургом. Дублирующую систему каналов Александр I успел ввести в строй всего за два года до нашествия французов. Поэтому, несмотря на первые успехи врага, за лето 1812 года в Северную столицу из Поволжья по каналам пришло грузов на 9,7 млн руб. Ведь для того чтобы разорвать эту транспортную систему, Наполеону требовалось дойти как минимум до Нижнего Новгорода или Ярославля.