Вокруг идеи Романа Шевченко создавать абстрактные картины с помощью собственных тел сразу же разгорелись жаркие споры. Сначала бизнесмен переживал из-за нападок консерваторов, но потом, по его же словам, «постиг дзен». «Я считаю, что Love as Art — это своего рода искусство. Искусство специфическое, тесно связанное с интимом и эротикой. На полотне нужно заниматься любовью и ничем иным — эта небольшая деталь отличает мой проект от художественного набора для школьников», — поясняет Роман. Впрочем, создавать искусство не запрещено и просто обнимаясь. Часто до «дела» так и не доходит, делятся покупатели: смех, который разбирает их в процессе творчества, убивает всю интимность.
Искусство выходного дня
Love as Art — это история о хобби, которое превратилось в самостоятельный бизнес. Роман Шевченко создает художественные наборы в свободное от основной работы время — он руководитель интернет-магазина отечественной профессиональной косметики. Прежде чем посвятить себя электронной коммерции, Шевченко поработал в сибирском гипермаркете и энергетической компании, занимался телекоммуникациями и интернет-провайдингом. В январе 2012 года он открыл собственный магазин так называемых «дизайнерских товаров» и стал дистрибьютором нескольких брендов посуды, часов и других предметов интерьера из Европы. Когда бизнесу исполнилось два года, Роман переуступил свою долю совладельцам и вышел из компании.
Безработным Шевченко оставался недолго и без особенных проблем получил место руководителя интернет-магазина отечественной профессиональной косметики. Но душа просила креатива, и, наткнувшись в одном из американских интернет-магазинов на художественный набор Love is art, Роман решил продавать продукт в России. Он начал переговоры с автором идеи, американским художником Джереми Брауном. Но на последнем этапе согласований тот перестал отвечать на звонки и письма. После нескольких неудачных попыток достучаться до американца, Роман заменил одну букву в названии (вместо Love is Art вышло Love as Art — любовь как искусство) и начинает работать над российской версией набора. «Профиль» попытался связаться с автором оригинальной идеи, но тот на запрос не ответил. «Вполне в его стиле», — комментирует Шевченко.
На грани возможного
Изучив американский набор, Роман решил, что соберет такой же за неделю. Состав казался элементарным: краски, холст, упаковка. Первую партию он комплектовал 4 месяца. Больше всего времени ушло на поиск безопасного красителя и нужного холста, лабораторные испытания на гипоаллергенность и ожидание новых образцов краски со всего мира. Партия была небольшой — всего 100 наборов. «Идея, все-таки, «на грани фола», и нуждалась в проверке, да и денег для оптовых закупок у меня тогда не было», — объясняет бизнесмен.
Импортозамещением заняться не получилось: главных инструментов для создания картины — красителей и полотна — в России не нашлось. Они должны обладать особенными свойствами: краски — легко смываться с тела и быть гипоаллергенными, а холст — приятным на ощупь и эластичным, чтобы его можно было надеть на подрамник без вреда для рисунка. Каждый вариант красителя бизнесмен пробовал на себе: наносил на руки, высушивал феном, ждал около часа и пытался смыть. Методом проб и ошибок он понял, что в России подходящего варианта не производят: руки либо покрывались пятнами, либо оставались в краске. Нужный краситель нашелся в Америке, полотна — в Италии и Испании.
Мочалки, тубусы и одноразовые носочки в России производят, но, как оказалось, только многотысячными тиражами. Заказать всего 100 мочалок, даже по завышенной цене, оказалось за гранью возможного. В итоге, какие-то элементы набора Шевченко заказал в США, какие-то — в Китае.
Собрав первую партию в декабре 2013 года, Роман стал продвигать продукт через сайт и группы в соцсетях. «Каждый раз я сталкивался с двумя типами реакции: «Wow! Это невероятно круто!» и «Ребята, да вы больные!». Что произносят чаще, я не исследовал, но точно знаю, что равнодушных не остается», — хвалится Роман. Вдохновленный бурной реакцией общественности, он запустил продажи и с удивлением заметил, что проблем с ними нет. «Как говорится, нет продаж — нет проблем», — улыбается бизнесмен. Дела пошли не так хорошо, как он ожидал. Первым человеком, оказавшим поддержку скандальной идее, оказалась мама бизнесмена, попросившая прислать ей один набор на пробу. Первым покупателем стала стилист-парикмахер, которой бизнесмен рассказал о проекте во время стрижки. Дальше помогло сарафанное радио и продвижение в соцсетях.
Первая партия закончилась через четыре месяца. Основатель сам развозил заказы на метро, автобусах и троллейбусах в разные точки Москвы. Всю выручку от продаж пришлось вложить во вторую кампанию, и еще добавить денег из своего кармана: на этот раз Шевченко решил изготовить вдвое больше наборов. Выживал за счет заработка на основной работе. Кроме того, Шевченко отказался от всех представительских расходов компании: у Love as Art нет офиса и программы 1С, более того, у нее нет сотрудников. Точнее, есть только один — сам основатель. Доставка передана на аутсорсинг курьерской компании, как и комплектование наборов, которым занимаются знакомые с основателем студенты.
Искусство или коммерция?
Несмотря на эротический флер проекта, основатель Love as Art позиционирует его как инструмент для творения подлинного искусства и собирается организовать выставку самых оригинальных работ. «Конечно, не в Третьяковской галерее — на место рядом с классическими полотнами мы не претендуем», — тут же оговаривается Роман. Впрочем, на одной московской площадке Love as Art уже представлен: это музей эротики «Точка G» на Новом Арбате. Правда, набор предлагают не как экспонат, а как товар в секс-шопе при музее. Пока это единственный секс-шоп, в котором можно встретить Love as Art. «Мне не хотелось бы искажать смысл проекта: мы все-таки больше про любовь, чем про секс», — романтичен Шевченко.
Кое-какие модные московские арт-площадки уже готовы поддержать проект. «Было бы здорово организовать на Винзаводе подобную выставку. Полотна, созданные таким небанальным образом, смело можно причислить к произведениям искусства», — считает представитель Центра современного искусства «Винзавод» Ирина Шульженко. «Искусствовед и экс-директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова, оценивая творчество Казимира Малевича, дала прекрасное определение живописи: «То, что написано красками на холсте, — уже искусство. Я в восторге от подобных проектов и считаю их лишним доказательством тому, что творчество не имеет границ».
Но не все представители творческого мира настроены так доброжелательно. «Love as Art — удачный коммерческий ход, не более того. А искусство — это не просто механическое взаимодействие краски и холста, оно идейнее и глубже. Я понимаю искусство как осмысленное самовыражение», — рассуждает основатель дизайнерской студии «Lenko Design» Михаил Ленко. При этом, дизайнер готов использовать такие холсты при создании интерьеров: иногда пространству необходимо яркое пятно, да и заказчики обычно любят индивидуализировать свое пространство, объясняет он.
Интерьер можно украшать чем угодно — рисунками детей, трэвел-фотографией, инсталляциями из старой утвари, и это не будет искусством, уверена основательница художественной галереи «Savina Gallery» Лиза Савина. «Если чья-то индивидуальность наилучшим образом отражается через секс-дриппинг (разбрызгивание краски на холст в процессе интимной близости — «Профиль»), то это, скорее, повод для общения с психоаналитиком, чем с искусствоведом. Хотя некоторые считают, что любое явление можно превратить в высокую материю — например, автор работы "Искусство использования страпона как симптом экзистенциальной идентичности"», — возмущается галерист. «Выставлять такие полотна в галерее, конечно, можно, но учитывая спекулятивность способа производства и отсутствие интеллектуального компонента в проекте, совершенно точно не в моей», — подытоживает Савина.
Конкуренция с плюшем
Сегодня Love as Art можно купить в 46 магазинах Москвы, Иркутской области, Красноярского края и Дальневосточного округа. За год работы, с февраля 2014 по февраль 2015 года, Шевченко продал около 2 тысяч наборов. Самыми «жаркими» месяцами оказались декабрь и февраль, в предпраздничные дни продалось около 800 наборов. Ко Дню всех влюбленных в этот раз пришлось дважды пополнять запасы.
Спрос породил предложение: по словам Шевченко, автор американской идеи ищет нового дистрибьютора в России. С учетом нынешнего курса иностранный набор будет стоить около 5 тысяч рублей — почти в полтора раза дороже российского аналога. «Поэтому я даже рад, что наше сотрудничество не задалось», — улыбается Шевченко. Цены на его собственный товар с изменением курса рубля тоже росли (красители и полотна в наборе иностранные), но в щадящем режиме — сначала на 300, а потом еще на 100 рублей. Теперь на набор придется потратить от 2700 до 3500 рублей. Цена набора зависит от количества красителей (тюбиков может быть 1 или 2), его цвета (самая низкая цена на классический черный, самая высокая — на металлик и золотой) и типа полотна (творить можно на белом или черном фоне: последний дороже). Есть услуга «шедевр под ключ»: курьер Love as Art сам доставит готовую картину в багетную мастерскую, где ее натянут на подрамник и в непрозрачной пленке отправят обратно заказчику. Отдельно можно заказать набор для самостоятельной сборки подрамника — основатель обещает, что любая пара сможет повесить картину на стену через 20 минут.
В России идею Love as Art дважды пытались копировать. В первый раз бывший одноклассник Шевченко, во второй — директор по маркетингу московского магазина подарков. Сибирский проект методом поискового запроса найти не удалось, а московский сайт выдает ошибку. По всем признакам, нескольким игрокам на маленьком рынке эротической self-made живописи оказалось тесно. Прямых конкурентов основатель Love as Art не видит, а в числе косвенных называет торговцев цветами, плюшевыми медведями и другими традиционными подарками, которые, впрочем, сильно уступают художественным наборам Шевченко в оригинальности. «Конфеты будут съедены, вино — выпито, цветы завянут. И только искусство по мотивам вашей любви останется нетленным», — обещает основатель.