Профиль

Насоли коллектору

Чайный бизнесмен и бывший программист из Новосибирска, разработавший приложение «Антиколлектор», сильно насолил сборщикам налогов. В базе программы, которая пополняется ежедневно, уже значится 6 тысяч коллекторских номеров, звонки с которых автоматически блокируются. «Профиль» поговорил с сибирским программистом и узнал, как приложение поможет ему построить храм, не боится ли он угроз о расправе и при чем здесь теща.

©

Евгений Пятковский никогда не планировал разрабатывать приложения и тем более бороться вымогателями. Подростком он работал в новосибирской детской газете «Рост» и мечтал стать журналистом. С писательством не сложилось, и он ушел в техническую сферу: с 13 лет регулярно торговал электроникой на барахолке. Потом была учеба в колледже связи, армия и местный институт связи. После выпуска Евгений работал программистом 1С, но просиживать штаны в офисе, гипнотизируя монитор, за восем лет работы ему наскучило. Уволившись, он открыл бизнес по торговле чаем и кофе в собственных небольших точках. Дела в этом узком сегменте шли не очень удачно, и Евгений стал продавать еще и продовольствие.

Идея создать приложение появилась у Евгения благодаря теще. Приехав в гости к дочери и зятю в Новосибирск, женщина купила местную сим-карту в официальном салоне связи МТС. Оказалось, что сим-карта ранее принадлежала банковскому должнику. Через несколько дней начались звонки коллекторов с требованием или вернуть деньги, или прекратить прятать преступника. Коллекторы требовали подтверждения личности новой владелицы номера, и женщина дала звонившим номера Евгения и его жены. Тогда звонки посыпались на самого бизнесмена, который стал методично заносить все новые коллекторские номера в черный список. Процесс был довольно утомительным — в базе каждого подобного агентства 200–300 разных номеров. Дополнительным толчком стал увиденный Пятковским телевизионный ролик о девушке, которая, не выдержав психологического давления вымогателей, выбросилась из окна.

©
Вспомнив свое программистское прошлое, Евгений довольно быстро написал приложение для Android — и у него, и у жены телефоны этой операционной системы. Сначала пользовался им сам, потом установил на телефонах друзей, а в начале октября прошлого года выложил в Google Play.

У приложения одна функция: блокировать звонки от абонентов, занесенных в электронную базу. Нажав на кнопку «добавить контакт», любой пользователь может заблокировать очередной номер коллектора. Все заявки проходят через создателя приложения — он лично проверяет каждый поступивший контакт. В первый месяц их было около 200 (те, кто атаковал самого разработчика), сегодня уже больше 6 тысяч.

Проверочные звонки и регистрационный сбор в Gооgle Play разработчик оплачивает собственными средствами, поэтому даже с учетом поступающих на его счет пожертвований от благодарных должников и рекламных отчислений проект приносит только убытки — и моральное удовлетворение. 60 тысяч скачиваний тоже не помогли Пятковскому финансово — приложение задумывалось бесплатным. За четыре месяца работы с «Антиколлектором» Евгений потратил около 7 тыс. рублей, а заработал 4 тыс. рублей. Но в Gооgle Play не поверили таким цифрам и в ночь на 24 января заблокировали приложение. Если на счет разработчика со страницы приложения поступают какие-то средства, он обязан отчислять процент владельцам электронной площадки — так мотивировали удаление «Антиколлектора» в Gооgle . Чтобы приложение могло существовать, Пятковский теперь просит за каждое скачивание 30 рублей, но зарабатывать на программе по-прежнему не собирается. «Пускай Gооgle заработает свою копеечку. А если оставшиеся средства все-таки попадут на мой счет, построю на них храм — назло коллекторам», — обещает программист.

В планах Пятковского выпустить версию для iPhone и Windows Phone в феврале и кармически наказать сборщиков долгов: приложение скоро научится переадресовывать звонки коллекторов их же коллегам по цеху. Кроме того, разработчик собирается создать новую программу — антиспам, который будет блокировать смс от назойливых продавцов. «Когда при покупке я оставляю в магазине свои контактные данные, мне кажется, что я продаю этим людям душу, — они буквально вытрясают ее из меня ежедневными сообщениями о каких-то новых акциях», — жалуется Пятковский.

Претензии коллекторов к разработчику, которые они уже успели предъявить, написав запрос в Google Play с просьбой удалить приложение, необоснованны, считает адвокат юридической группы «Яковлев и Партнеры» Марина Костина. Но вопросы могут появиться к должникам банков, которые приложением пользуются. «Если будут нарушены обязательства, предусмотренные кредитным договором (например, оставаться на связи с банком-кредитором), должнику может быть вменен штраф или вынесен судебный приговор, но скорее всего с минимально возможной ответственностью», — объясняет Костина. По ее словам, своей программой Евгений реализует закон о защите персональных данных. Названивая должникам, поручителям, их родственникам и коллегам, не связанным с банком соответствующим пунктом договора, коллекторы этот закон нарушают. Даже если поручители оставляют в банке свои персональные данные, то только для проверки информации, указанной клиентом в анкете, но никак не для использования ее сторонними организациями вроде коллекторских агентств.

Впрочем, коллекторов законные доводы не убедили: несколько дней назад Евгению позвонили и пригрозили сжечь его квартиру вместе со всем микрорайоном. «Конечно, идиотов на свете много и переходить дорогу им опасно. Но я надеюсь, что все обойдется, тем более мое заявление уже лежит в отделении полиции», — оптимистичен Евгений.

Самое читаемое
Exit mobile version