Профиль

Знал, но забыл: зачем вузовским дипломам нужен "срок годности"

Дипломы вузов слабо отражают компетенции специалистов, тем более если выданы 10 и более лет назад. Поэтому документы об образовании должны измениться, уверены эксперты. Предлагаются самые разные варианты – от введения «срока годности» для дипломов до замены на систему рекомендаций.

©Shutterstock/ Fotodom

«Корочки», как на курсах

«Бредово же выдавать диплом на всю оставшуюся жизнь. Сегодня этот абсурд является правилом. Кто вам сказал, что он (выпускник вуза. – «Профиль») не забыл 95% того, что он там на самом деле изучил?» – недоумевал спецпредставитель президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков на одной из лекций образовательного интенсива «Архипелаг 20.35». По его мнению, дипломы должны иметь «срок годности» и действовать в течение ограниченного времени.

В Минобрнауки поспешили успокоить выпускников и академическое сообщество. Ведомство заявило, что с ним идея ограничить период действия дипломов не обсуждалась. На экспертном уровне предметных дискуссий по «сроку годности» тоже не было. Тем не менее скандальное высказывание Пескова нельзя назвать совсем оторванным от реальности.

Компетенции выпускников быстро устаревают, особенно в таких динамичных сферах, как IT, это давно признают и вузы, и бизнес. Уже к моменту получения диплома молодому специалисту пора обновлять знания. А теоретическая база, полученная 10–15 лет назад, мало кому пригодится за рамками фундаментальной науки.

На рынке коммерческого образования это стараются учитывать. К примеру, международная ассоциация AMBA, которая аккредитует бизнес-школы и программы MBA, выдает документы об аккредитации не более чем на пять лет. После истечения этого срока нужно пройти процедуру повторно и показать, что содержание программ, методы обучения и стандарты оценки отвечают современным требованиям.

Некоторые документы об образовании – например, языковые сертификаты IELTS – считаются актуальными не более двух лет. Подразумевается, что через два года выпускник программы начинает утрачивать знания.

Ректоры крупных вузов согласны с тем, что знания быстро устаревают и забываются. Но, по их мнению, введение «срока годности» для дипломов только осложнит жизнь выпускникам и образовательной системе. А гарантий качественной подготовки все равно не даст.

«Эта инициатива, на мой взгляд, не имеет под собой крепкой основы», – согласна с руководством вузов директор Русской школы управления Анастасия Боровская. – Наличие диплома показывает твою статусность как профессионала, а вуз, который его выдал, показывает уровень знаний. Не зря же существует рейтинг университетов, причем ежегодный».

Почему выпускники вузов никому не нужны, и что с этим делать

В академической среде часто подчеркивают, что высшее образование учит студента системно мыслить, и именно в этом его основная польза. Но навык системного мышления никогда не теряет актуальности и очень медленно забывается. Если смотреть с этой точки зрения, то дипломы должны действовать всю жизнь.

По словам эксперта АСИ и гендиректора центра образовательных технологий Advance Александра Згоды, ввести «срок годности» для дипломов – значит расписаться в том, что сегодняшнее высшее образование уже не дает никакого системного мышления. «И это будет справедливо, если отбросить топ-20 лучших вузов страны. В оставшихся, где учится подавляющее большинство будущих специалистов, образование – это формальность», – считает Згода.

Он уверен, что переход к дипломам со «сроком годности» обесценит «корочки» рядовых вузов и поставит их на один уровень с сертификатами об окончании курсов. «Для конечного потребителя это будет хорошо, поскольку обострит и уравняет конкуренцию. Для частных образовательных организаций – тоже, – прогнозирует член экспертной группы АСИ. – А вот вузы однозначно потеряют, поскольку до сих пор не научились конкурировать на открытом рынке образования».

Похожую оценку дает гендиректор образовательной компании Like Центр Василий Алексеев. Он ожидает, что ограничение срока действия дипломов ослабит позиции вузов, а сами выпускники станут легче менять род деятельности. «Срок годности» дипломов может привести к тому, что специалисты будут чаще решаться на кардинальную смену траектории в карьере. И вместо обязательных переаттестаций – выбирать обучение профессиям в новых сферах деятельности», – прогнозирует Алексеев.

Документы с апдейтом

Безусловно, прямо сейчас никто не собирается проставлять на дипломах срок действия и через 10–15 лет после окончания вуза объявлять выпускников лицами без высшего образования. Скорее речь идет о трансформации классического диплома в документ, который отражает актуальный уровень знаний выпускника.

По словам спецпредставителя президента по цифровому развитию, такие документы должны позволять специалисту обновить и исправить оценки, полученные в университете. Например, если по какому-то предмету у человека была тройка, он мог бы пройти курсы, подтвердить новый уровень знаний и отразить его в дипломе.

Облегчить процедуру может введение электронных документов об образовании: их намного легче поддерживать в актуальном состоянии, чем бумажные. В Минобрнауки отмечают, что цифровые дипломы рано или поздно появятся, но пока вопрос находится на стадии проработки.

Песков прогнозирует, что на переход к обновляемым дипломам понадобится 5–10 лет. На рынке дают более сдержанные прогнозы.

«Процесс формирования динамичного документа может занять 10–15 лет, – ожидает основатель и гендиректор SF Education Александр Вальцев. – Уже сегодня школьников учат создавать обновляемое портфолио и разрабатывают систему поощрений за него в виде дополнительных баллов при поступлении». По мнению эксперта, это приучает новое поколение к мысли, что навык – не статичное понятие. К моменту получения диплома такой подход станет для выпускников привычным, и они будут спокойно относиться к необходимости обновлять или дополнять документы об образовании. Однако пока ни выпускники, ни педагоги с многолетним стажем не готовы к подобным переменам, констатирует Вальцев.

В Минобрнауки пока не говорят об обновляемых дипломах, но предлагают размещать и обновлять индивидуальное цифровое портфолио. Такая опция есть на портале-агрегаторе образовательных платформ и онлайн-курсов online.edu.ru. Сюда можно внести результаты олимпиад, дипломы и свидетельства, сертификаты об окончании онлайн-курсов и информацию о реализованных проектах.

Все эти данные пользователи могут предоставить работодателям или образовательным организациям, которые тоже подключены к порталу. Среди подключенных учреждений – 81 вуз, говорится на сайте. Какие работодатели сотрудничают с проектом и сколько их сейчас, разработчики не сообщают. К некоторым курсам на портале прикреплен список работодателей, которые готовы учесть результаты прохождения при приеме на работу. Но таких курсов и компаний единицы.

Стандарты для своих

Некоторые эксперты уверены, что актуальность для вузовских дипломов – не главное. Они не должны отражать знания и умения выпускника «здесь и сейчас», считает гендиректор Национального агентства по развитию квалификаций Александр Лейбович. «Для этого существует система квалификаций и их подтверждения», – объясняет он.

Направление начало развиваться в России в 2000-х годах, когда страна присоединилась к Болонской системе образования. Справочники квалификационных характеристик, которые действовали раньше, постепенно заменяются профстандартами. Они отражают опыт, навыки и умения сотрудника, необходимые при работе на определенной должности. Для компаний стандарты, как правило, носят рекомендательный характер – их берут за основу, определяя необходимые компетенции персонала.

Дипломный провал: нужна ли сейчас "корочка" вуза для карьеры

В профстандартах содержатся и требования к образованию, но для большинства позиций они довольно гибкие. Например, весной 2020 года Минтруд представил новый проект профстандарта для юриста. Согласно документу, юристам и юрисконсультам вовсе необязателен профильный диплом – его может заменить бакалавриат по другой специальности и программы профессиональной подготовки. Если у кандидата есть только среднее профессиональное образование, понадобится подтвердить опыт работы.

В профстандартах есть требования к практическим навыкам по каждой специальности. Но вопрос об актуальности образования и полученных ранее знаний в них никак не отражен.

Впрочем, многие работодатели считают чистой формальностью и дипломы, и профессиональные стандарты. Для них намного важнее результаты испытаний, которые проходят кандидаты при приеме на работу. 57% компаний обращают внимание в первую очередь на выполнение тестового задания, показал опрос АНО «Россия – страна возможностей» в июле 2020 года.

Кроме того, работодатели оценивают практические компетенции и когнитивные способности будущих сотрудников. Лет через пять это станет повсеместной практикой, прогнозирует Александр Згода из АСИ. По его словам, к тому моменту дипломы может заменить система отзывов работодателей и специалистов о компетенциях выпускников.

Уже сейчас компании готовы доверять мнению коллег и начальников потенциального кандидата больше, чем документам об образовании. Так, в 2020 году одним из главных HR-трендов стали так называемые реферальные программы. В рамках таких программ кандидатов приглашают в компании по официальной рекомендации действующих сотрудников. То есть опыт и связи в любом случае оказываются полезнее диплома вне зависимости от того, когда этот диплом выдан и до какого срока годен.

Самое читаемое
Exit mobile version