29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Без зрителей, трансферов и календаря: каким вернется мировой футбол после пандемии
интервью спорт Спорт футбол

Без зрителей, трансферов и календаря: каким вернется мировой футбол после пандемии

Отмена связанных с пандемией COVID-19 ограничений добралась до спорта и, в первую очередь, до самого денежного из его видов – футбола. На днях прошли первые после двухмесячного карантина матчи чемпионата Германии, также определены даты перезапуска чемпионата России. Европейская футбольная индустрия генерирует миллиарды евро в год и не может позволить себе дальнейший простой: каждая неделя отсрочки увеличивает убытки и риск банкротства клубов.

Алексей Киричек

Алексей Киричек

©Фото из личного архива

При этом возвращение футбола окажется неполным. Матчи проводятся строго при пустых трибунах, а гарантий, что сезон 2019/20 все-таки будет завершен, никто не дает: в случае всплеска заражений игры планируется сразу прервать, на ходу перекраивая календарь турниров.

В долгосрочной же перспективе коронакризис вынудит мировой футбол перейти в режим экономии: ни громких трансферов, ни рекордных контрактов в ближайшие годы можно не ждать. Об этом "Профилю" рассказал эксперт по спортивному менеджменту, член комитета по маркетингу РФС, исполнительный директор московского "Локомотива" в 2016-2019 годах Алексей Киричек.

– Насущная проблема для мирового футбола – как завершить прерванный в марте сезон. Большинство европейских лиг надеются, что в июне эпидемиологическая ситуация в их странах нормализуется настолько, чтобы можно было возобновить чемпионат. При этом доигрывать его, а затем начинать новый придется в крайней спешке. Альтернатива – волевым решением досрочно завершить сезон, как уже сделано в чемпионатах Франции и Голландии. Что лучше?

– Итоговое решение зависит не от футбольных функционеров, а от правительств конкретных стран. Во Франции и Голландии власти прямо запретили проведение спортивных мероприятий, и лигам осталось лишь подчиниться. Возможно, у них не хватило авторитета убедить чиновников, что необходимо продолжать соревнования, что от отмены пострадает футбольная индустрия, в которой заняты тысячи человек. В Германии это не менее 60 тысяч, в Англии – почти 100 тысяч. Плюс занятые в смежных отраслях – гостиничный бизнес, питание, транспорт, маркетинг, пиар, – которых так или иначе обеспечивает работой футбол.

Конечно, лучше доиграть сезон. Не только ради соблюдения спортивного принципа, но и с финансовой точки зрения. К примеру, во Франции продажа прав на телетрансляции приносит лиге порядка 800 млн евро в год. Сейчас около 25% матчей не доиграли, и, как было объявлено, французская Лига 1 недополучит от телевещателей 243 млн евро. А к ТВ-правам привязаны коммерческие права, ведь спонсорам важна демонстрация их логотипов во время трансляций. Значит, клубы не получат и часть денег по спонсорским контрактам.

– Из европейских топ-лиг раньше всех к футбольной жизни вернулась Германия, где чемпионат был возобновлен 16 мая. За счет чего это произошло?

– Во-первых, постаралось руководство немецкой футбольной лиги, разработавшее подробный медицинский регламент, как проводить матчи, сведя к минимуму риск заражения. Это позволило продвинуться в переговорном процессе с властями. Но и те, в свою очередь, проявили понимание. Вообще в Германии относятся к футболу как к важной составляющей национальной экономики. Почему бы ее не поддержать, как любую другую пострадавшую отрасль?

Тем более, что каждый немецкий клуб – это не только футбол. Он "кормит" много других видов спорта вокруг себя, в том числе любительские объединения, спортивные академии. А немецкие власти целенаправленно поддерживают массовый спорт – во время карантина, например, не запрещали гражданам физическую активность на открытом воздухе. Словом, в ситуации с пандемией Германия подала всей Европе пример рационального отношения к трудностям.

– Российский футбольный союз предполагает возобновить чемпионат страны 21 июня, но для этого также потребуется одобрение властей. Между тем, в Роспотребнадзоре рекомендуют разрешать массовые мероприятия лишь на самом последнем этапе снятия ограничений.

– Здесь вопрос в определении "массового мероприятия". Есть задача избежать скопления большого количества людей в определенном месте. И если клубы смогут сделать так, чтобы участники матча минимально контактировали друг с другом, то власти должны пойти навстречу.

Магазины-то постепенно будут открываться. Да, возможно с ограничением по числу присутствующих в торговом зале. Для футбола можно ввести аналогичные требования, чтобы на один квадратный метр стадиона приходилось не больше определенного числа лиц. Например, команды будут не одновременно выходить из подтрибунного помещения на поле, а по очереди. Прописать правила нахождения в раздевалках, на скамейке запасных и так далее. Что же до разрешения на мероприятия со зрителями, то, на мой взгляд, его не стоит ждать, пока не заработают в привычном режиме детские сады и школы.

– На проведение матчей без зрителей тоже есть свои возражения. Даже в Германии группы фанатов протестуют против "квази-чемпионата": мол, без заполненных трибун футбол теряет всякий смысл.

– Безусловно, футбол без болельщиков смотреть очень сложно, это часть зрелища. Но сегодня клубы финансово зависят от них уже в меньшей степени, чем раньше. Телевизионные и спонсорские контракты приносят им до 75% доходов. А доход от продажи билетов на матчи – так называемый "матчдэй" – в среднем 10-15% по зоне УЕФА. Поэтому большинство лиг приняли решение отказаться от "матчдэя" ради сохранения других доходов.

Можно ли частично вернуть болельщиков? Не думаю. Возьмем стадион дортмундской "Боруссии". Он вмещает 80 тысяч зрителей. Примерно у 60% из них есть абонементы. То есть, 50 тысяч человек уже заплатили за право прийти на матч, и вначале нужно подумать о них. Даже если поделить вместимость стадиона на три, чтобы сажать людей в шахматном порядке на каждое третье кресло, мы не сможем рассадить всех владельцев абонементов.

Плюс масса организационных вопросов: как людям разминуться в чаше стадиона, как их досматривать, как избежать очередей на входе. На мой взгляд, текущий сезон будет завершен без зрителей. Послабления могут начаться лишь осенью.

– В некоторых странах, например, в Италии, разрабатывая сценарий рестарта сезона, прописывают условия его экстренной остановки, если начнется рост положительных тестов на COVID-19 среди игроков. После чего первенство может быть перезапущено только в формате матчей на выбывание. Не кажется ли вам, что концовка сезона рискует превратиться в полное безумие?

– Мы живем в мире, в котором предсказать что-либо очень сложно. На глазах устанавливаются новые правила, рамки. Поэтому сказать, удастся ли в конечном счете завершить футбольный сезон, я не готов. Будем наблюдать за Германией. К моменту рестарта чемпионата России розыгрыш немецкого чемпионата уже почти завершится, так что у нас будет пример, как это происходит.

В каждой лиге динамику будут анализировать в индивидуальном порядке. И дело не только в заражениях во время матчей или тренировок. Власти будут в целом оценивать ситуацию по стране. Если грянет вторая волна пандемии, всегда возможно решение вопроса с футболом по примеру Франции и Голландии.

– Контракты клубов с игроками и тренерами, завершающиеся после сезона 2019/20, истекают 31 мая или 30 июня. Как будет решаться ситуация с их продлением?

– Сложный вопрос. Почти везде есть футболисты, которые сейчас травмированы, помочь команде в июне-июле не смогут, а переподписывать их все равно не планировали. Зачем руководителю клуба лишний месяц платить таким игрокам зарплату?

Тут нужно смотреть на позицию ФИФА и УЕФА, которые всегда на стороне футболистов. Пока от них не было четких инструкций, что контракты должны автоматически продлеваться до конца доигровок. Ведь может быть и обратная ситуация. Представьте себя на месте футболиста, который точно знает, что в следующем сезоне клуб на него не рассчитывает. Зачем ему еще целое лето биться за этот клуб? Лучше уйти 30 июня.

Что касается следующего сезона, пауза перед которым в ряде стране окажется в районе одной-двух недель, то, полагаю, предварительная работа по набору состава и оформлению новичков начнется уже в июне. Так или иначе, клубам, у которых нет надежного резерва из собственной молодежи, будет сложно.

– В качестве антикризисной меры многие клубы этой весной договорились о снижении зарплат игрокам на время простоя. Поможет ли это избежать банкротств в европейском футболе?

– Очевидно, что снижения зарплат недостаточно. В среднем по Европе на выплаты игрокам уходит 50-65% доходов клуба. Поэтому их сокращение на 30-40% в течение трех месяцев не решает проблемы выпадения трети годовых доходов. Что дальше? Некоторые клубы, которые зависели от одного-двух спонсоров, уже сейчас стоят на грани банкротства. Те, кто у кого структура доходов диверсифицирована, имеют больше шансов на выживание.

Но я бы не ждал большой волны банкротств. УЕФА придет на помощь, не позволит этому случиться. Местные футбольные функционеры тоже ищут решения. В той же Франции клубы получили возможность взять у лиги кредит на сумму недополученных телевизионных денег.

Но то, что суммы зарплат и трансферных сделок, которые в последние годы только росли, будут снижаться, это однозначно.

– Уже звучат мнения, что пандемия футболу пойдет на пользу: перегретому в 2010-х трансферному рынку самое время охладиться.

– Перегретым я бы его не называл. Все было логично: доходы клубов росли с каждым сезоном, и суммы трансферов увеличивались аналогичным образом. Если вы получали от телекомпаний 50 миллионов в год, а теперь подписали долгосрочный контракт на 100 миллионов, то почему бы не тратить больше?

Понятно, что сейчас, даже когда футбольная жизнь возобновится, эти доходы не будут восстановлены в полном объеме. Ведь футбол зависит от аудитории. А ей самой нелегко: люди будут экономить на покупке ТВ-подписок, абонементов. Спонсоры, спасая собственный бизнес, будут оптимизировать маркетинговые бюджеты. Клубам придется жить скромнее, исходя из нового объема денег.

– Может ли российская футбольная индустрия претендовать на меры поддержки из государственных антикризисных программ?

– Самая важная поддержка в нынешней ситуации – это возможность доиграть сезон. Остальные меры мало чем отличаются от тех, что предлагают компаниям из других отраслей – отсрочки по уплате налогов, льготное кредитование.

– УЕФА объявил о приостановке действия финансового фэйр-плей в сезоне 2020/21. Этот регламент финансовой отчетности клубов ранее не раз критиковали за чрезмерную жесткость. Возможна ли его полная отмена ради скорейшего выхода из кризиса?

– Не думаю. Вероятно, он будет немного смягчен. Например, клубам увеличат срок выхода на безубыточность до пяти лет. Ведь общее правило финансового фэйр-плей в том, чтобы клубы не тратили больше, чем зарабатывают. Понятно, что сегодня этому правилу следовать трудно. Но в долгосрочной перспективе они все же должны будут показать, что сокращают убытки. Все равно УЕФА намерена заставить всех жить по средствам.

– В качестве одной из возможных реформ в футболе также называют переход на систему "весна-осень", при которой сезон проводится в пределах одного календарного года. В начале мая вице-президент ФИФА пообещал, что федерация рассмотрит такой вариант.

– Это избитая тема для российского футбола. У нас "весна-осень" действовала до 2011 года, затем перешли на стандартную для Европы "осень-весну". И с тех пор периодически возникает дискуссия, что неплохо бы перейти обратно. А по факту – что по одной системе играй, что по другой, все равно с начала декабря по конец февраля футбол в России невозможен. И манипуляции с календарем ничего не изменят.

А в мире разговоры про "весну-осень" начались потому, что через два года чемпионат мира в Катаре пройдет в ноябре-декабре. Якобы, чтобы подстроиться под него, можно не спеша закончить нынешний сезон осенью, а новый начать уже в следующем году. Но, как мы видим по последним новостям, лиги приняли решение доигрывать летом или завершить сейчас. Европейский футбол пошел по другому сценарию.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама