При этом далеко не все афроамериканцы, свергающие сегодня каменных врагов с пьедесталов, знают прошлое. Например, что в армии южан воевали тысячи их предков – невольников и бывших рабов. Чтобы понять, как такое могло случиться, надо обратиться к истории.
Изначально колодки и цепи были уделом пленников, но по мере роста потребности в дармовой рабочей силе невольниками становились и соплеменники из низших сословий. Особый размах это приобрело на африканском континенте, где местные властители не только обеспечивали рабами себя, но и поставляли их на экспорт. Поэтому именно темнокожие чаще всего ассоциируются со словом «раб».
Невольников-африканцев высоко ценили в Древнем Риме за силу и выносливость. Основными покупателями с 650 по 1500 годы были арабы, затем к ним присоединились европейцы – испанцы, португальцы, англичане, а потом и французы.
После открытия Христофором Колумбом Америки рабский труд широко использовался не только в метрополиях, но и в заокеанских колониях. Считается, что первых выходцев из Африки завезли в Вирджинию в 1619 году.
В итоге американские плантаторы стали самыми известными хозяевами темнокожих рабов. Хорошо известно, что труд невольников широко использовался при выращивании сахарного тростника, риса, табака, хлопка. Однако уже в начале XVI века чернокожие невольники служили на каравеллах, по крайней мере, на португальских.
В исследовании «Социальная история черных рабов и вольноотпущенников в Португалии 1441–1555 гг.», изданном Кембриджским университетом почти сорок лет назад, говорится, что на одном из кораблей, совершавшем в 1505–1506 годах регулярные рейсы между Лиссабоном и устьем реки Гамбия, половина простых матросов была чернокожими.
Невольником-африканцем был и один из девяти квалифицированных моряков. За свою службу они получали такое же жалованье, как их белые коллеги, но заработки рабов доставались капитанам.
Видимо, цвет кожи в то время не был препятствием для морской и военной карьеры. Самый известный пример – герой Уильяма Шекспира Отелло, мавр, военачальник на службе Венецианской республики.
Судя по всему, африканцы на флотах были конкурентоспособны, и европейские судовладельцы вводили ограничения, чтобы ограничить их карьерный рост. В 1517 году был издан специальный запрет для выходцев с Черного континента – как для свободных, так и для рабов – занимать должность капитана на судах, совершавших рейсы между островами Зеленого мыса и Гвинеей.
Африканцев-матросов было много на кораблях, перевозящих живой товар. Объяснение простое – белые моряки к работорговцам нанимались неохотно. Риски были слишком высоки – многие погибали от болезней или от рук взбунтовавшихся невольников.
Африканские вожди меняли своих соплеменников на бусы и ружья
Впрочем, в некоторых случаях рабов вооружали и принуждали сражаться с врагом. Широкую известность получил бой английского «Тарлетона» с 12-пушечной французской шхуной поздней осенью 1796 года. На борту британского судна под командованием Радклифа Шимминса находились команда из 37 человек и живой груз – 394 африканца, купленных на побережье Гвинейского залива.
Противостоять французам, нагнавшим «Тарлетон» к востоку от Барбадоса, небольшой экипаж не мог. Только для стрельбы из пушек требовалось 25 человек, а ведь еще и парусами нужно было управлять. Тогда капитан вызвал из трюма и временно расковал несколько «лучших рабов». С их помощью в итоге и удалось отбиться от французов.
Предки современных афроамериканцев участвовали войне за независимость (1775–1783). В апреле 1776 года был разрешен прием темнокожих в Корпус морской пехоты, а в Континентальную армию их начали набирать еще в январе.
Справедливости ради стоит признать, что идея не сразу овладела массами. Спустя год в составе корпуса числилось всего полтора десятка африканцев. Но уже во время англо-американской войны, начавшейся в 1812 году, по данным архивов, темнокожих среди личного состава было порядка 16%. В 1813-м в сражении на озере Эри каждый четвертый матрос американской эскадры был чернокожим.
Сегодня в США не принято вспоминать о том, что во время войны между Севером и Югом африканцы участвовали в боевых действиях с обеих сторон. Судя по документам, темнокожие моряки были в экипажах практически каждого из 700 судов, а вот сведения об их численности различаются: кто-то из историков говорит о 10 тысячах, кто-то называет почти вдвое большее число.
В военно-морских силах Конфедерации темнокожих матросов было гораздо меньше – около 1,1 тысячи человек, что, впрочем, неудивительно. Ведь и кораблей у южан было гораздо меньше. К тому же темнокожие моряки на службе рабовладельческого Юга не отличались благонадежностью.
Известен случай, когда в 1863 году один из таких матросов – Роберт Смолл – угнал у конфедератов колесный пароход, команда которого состояла почти полностью из его «земляков», и в дальнейшем сражался на нем против южан.
Свободным потомкам выходцев с Черного континента поступить на флотскую службу к конфедератам разрешалось с одобрения командира эскадры, а рабам – еще и заручившись согласием владельца. По обе стороны «линии фронта» они были в экипаже практически каждого судна, в том числе – знаменитого рейдера южан «Шенандоа».
Переделанный из обычного гражданского судна во вспомогательный крейсер, этот корабль почти год успешно действовал в Индийском и Тихом океанах. В общей сложности «Шенандоа» потопил или захватил в качестве приза 39 судов северян.
Всего же в вооруженных силах Конфедерации служили не менее 15 тысяч темнокожих – как свободных, так и рабов. Даже в личной гвардии генерала Натаниэля Бедфорда Форреста почти четверть всадников были чернокожими. Примечательно, что размер денежного содержания у белых и «цветных» солдат армии Юга был одинаковым.
Еще 65 тысяч афроамериканцев служили музыкантами, поварами, сапожниками, санитарами, возницами, работали в оружейных мастерских, строили укрепления. Так что распространенное представление о войне либерального Севера с рабовладельческим Югом выглядит достаточно неоднозначным.
В разгар Гражданской войны – 7 апреля 1862 года – США подписали с Великобританией договор об отмене работорговли. Правда, некоторые историки считают, что и после этой даты американцы продолжали покупать невольников, тайком перевозя их через океан.
Между тем в некоторых штатах Америки рабство было отменено еще в конце XVIII – начале XIX веков. Но в правах бывшие невольники были поражены. Например, после войны за независимость США темнокожие моряки оставались «людьми второго сорта».
В чем-то их положение даже ухудшилось. В 1798 году во время реформирования Корпуса морской пехоты действовал запрет вербовать на службу «цветных» – негров, индейцев и мулатов. Отменен он был только в 1942 году.
После окончания Гражданской войны многие афроамериканцы продолжали служить на флоте, но постепенно их стали переводить на должности офицерских стюардов и поваров. В 1919-м поступление на флот для них стало невозможным. Из ранее принятых лишь единицам, что называется, повезло дослужить до пенсии.
Правда, спустя тринадцать лет афроамериканцам вновь разрешили вербоваться на флот, но на должности обслуживающего персонала – стюардов и дневальных по камбузу. Сегрегация моряков по расовому признаку во время приема пищи, участия в парадах, перевозок и даже богослужений сохранялась в США вплоть до вступления Вторую мировую войну.
Первый выпуск темнокожих морских офицеров состоялся лишь в 1944 году. В 1948 году президент Гарри Трумэн подписал специальный приказ о запрете расовой сегрегации в вооруженных силах США. Исполнен он был не сразу – подразделения, укомплектованные исключительно афроамериканцами, просуществовали в американской армии до 1954 года.