Профиль

Как обязательная вакцинация от ковида стала для США политической проблемой

«Наше терпение на исходе!» – заявил в начале сентября Джо Байден. Слова эти были адресованы не, как можно было бы подумать, Ирану, КНДР или талибам, а американцам. Тем, кто упрямо отказывается прививаться от ковида.

Социальные сети

©Shutterstock/Fotodom

После некоторых задержек в конце прошлого – начале этого года, вызванных пересменкой в Белом доме, логистическими проблемами и плохо организованным взаимодействием с региональными органами власти, в США началась по-настоящему массовая вакцинация. Ее сопровождает мощная и очень эмоциональная пропагандистская кампания. На этом фоне особенно удивительно, что значительная часть граждан категорически отказывается прививаться.

В расколотом американском обществе любая полемика становится политической. СМИ и лидеры демократов стараются обвинить в антивакционных настроениях республиканцев. Однако на деле ситуация сложнее. За Трампа в прошлом ноябре проголосовали чуть больше 74 миллионов, а число американцев, не сделавших ни одной прививки, на начало сентября оценивалось в 80 миллионов.

Что мешает Джо Байдену бороться с коронакризисом

У нежелания вакцинироваться много причин. В основном такие настроения распространены среди малообразованных американцев, падких на теории заговора. Некоторые идейные республиканцы принципиально отказываются выполнять распоряжения президента-демократа. Но хватает и вполне образованных людей, сомневающихся в том, что им нужна прививка, или в качестве самих вакцин. Постоянно приходят новости об очередных проблемах фармацевтических компаний, разработавших вакцины. Скажем, Pfizer на днях объявила об отзыве лекарства, помогающего бросить курить, из-за того, что оно может повышать риск раковых заболеваний, а Johnson & Johnson находится в процессе урегулирования претензий ряда штатов, обвиняющих компанию в том, что она способствовала распространению опиоидных анальгетиков, спровоцировавших эпидемию наркомании.

Какими бы ни были мотивы антипрививочников, теперь Байден объявил им настоящую войну. 9 сентября президент сообщил: все госслужащие и сотрудники компаний, чей штат превышает 100 человек, обязаны сделать прививку. За прошедшее с тех пор время не прояснился механизм того, как это требование будет реализовано. Проблем множество.

Плакаты "Нет вакс-пропуску" и "Медицинская свобода для всех" на акции протеста против вакцинации в Лос-Анджелесе, август 2021 года

Etienne Laurent/EPA/Vostock Photo

Начнем с того, что одним из краеугольных камней американской системы здравоохранения считается право пациента на отказ от процедуры, в данном случае прививки, по религиозным соображениям. Североамериканские колонии обязаны своим бурным развитием именно религиозным диссидентам из Европы. Свобода вероисповедания – одна из неотъемлемых частей американской государственности. Проявление этой свободы в сфере прививок вызывает в США самую острую полемику уже несколько десятилетий. Объявив об обязательной вакцинации, президент Байден не разъяснил, как быть с так называемыми религиозными исключениями.

Уже известно, что в федеральных органах власти эти исключения принимают. Поэтому неясно, какой смысл объявлять обязательную вакцинацию, если достаточно взять религиозное исключение, чтобы ее избежать. Хотя большинство церквей поддерживает вакцинацию, отвод можно получить, просто написав, что религиозные верования не позволяют делать прививку. Если же работодатели откажутся такие заявления принимать и начнут увольнять отказников, это может усугубить дефицит кадров, годами существующий во многих органах федеральной власти.

Коронавирус предельно обострил застарелые проблемы социальной системы США

Отдельные штаты пытаются бороться с религиозными исключениями. Например, в штате Нью-Йорк, где приняты очень строгие коронавирусные ограничения, религиозные исключения вроде бы отменили. То есть губернатор Куомо просто объявил, что теперь это так. Но «слово к делу не пришьешь», а оформить документально это правило губернатор не успел – из-за обвинения в домогательствах ему пришлось подать в отставку. И теперь кадровики нью-йоркских организаций и компаний в недоумении чешут затылки в ответ на вопросы сотрудников, на каком юридическом основании у них не принимают религиозные исключения, в отличие от слов Куомо закрепленные законодательством штата.

С 13 сентября в штате вступили в силу еще более строгие ограничения, и непривитых медицинских работников начали увольнять. На фоне этих строгостей обладатели религиозных исключений подали в суд, добившись на время разбирательства запрета увольнений.

В судах же, видимо, и развернется основная битва против обязательной вакцинации. Для непривитых основная проблема состоит в том, что общественное мнение настроено против них. Двести лет назад Алексис де Токвиль в книге «Демократия в Америке» написал о существующей в США тирании общественного мнения. И вот это-то общественное мнение сегодня может повернуться против юристов, решившихся представлять в судах интересы отказников.

В возможности такого сценария убеждает позиция американских правозащитников, в основном поддерживающих демократов. Скажем, крупнейшая правозащитная организация «Американский союз за гражданские свободы» традиционно подерживала противников вакцинации по религиозным причинам. Однако сейчас она заняла прямо противоположную позицию.

В конце концов, даже если антипрививочники все суды проиграют, возникнут проблемы с реализацией карательных мер против десятков миллионов человек. Например, обойти требование вакцинировать всех сотрудников компаний, где работают более 100 человек, можно, сократив штат до 99. Такое уже было. После того как Барак Обама обязал работодателей обеспечить медстраховкой всех сотрудников, работающих более 30 часов в неделю, многие американцы обнаружили, что теперь они работают 29 часов и 45 минут в неделю.

Какие культурно-политические особенности США мешают борьбе с COVID-19

Заступаться за нежелающих прививаться намерены губернаторы-республиканцы, объявившие, что готовы судиться с федеральными властями. До сих пор многие из этих губернаторов поддерживали Белый дом в борьбе с коронавирусом, убеждали граждан в серьезности ситуации и призывали прививаться. Тем не менее они решительно выступили против обязательной вакцинации. Формально – потому что это форма вмешательства государства в частную жизнь граждан, но фактически – из-за нежелания настраивать против себя значительную часть электората.

В целом же ситуация, заставившая Байдена объявить о начале массовой, по сути репрессивной кампании против несколько десятков миллионов граждан, является еще одним проявлением кризисного состояния американской политики. Коронавирус стал испытанием для политических систем едва ли не всех государств мира. За время пандемии власти по всему миру пытались выработать формат работы в этих условиях, постарались определить тональность общения с гражданами. В США же положение усугубляется тем, что так и не был найден формат хоть сколько-нибудь последовательного, долгосрочного реагирования на кризис со стороны политической системы. Сначала Трамп вообще отрицал серьезность положения, потом Байден рапортовал о скорой победе над болезнью. Происходит это всё на фоне общей растерянности как представителей здравоохранения, так и местных руководителей, вызванной нежеланием брать на себя ответственность.

А пандемия все никак не заканчивается. Одни американцы делают прививки и возмущаются из-за сохранения общих коронавирусных ограничений, другие отказываются прививаться и протестуют против ограничения своих прав. Пандемия в очередной раз подтверждает глубокий раскол американского общества. Вот только на этот раз обе группы недовольны происходящим. В отличие от, например, президентских выборов, победителей нет и не предвидится. Попытка же Байдена заставить привиться миллионы сомневающихся не выглядит адекватным решением проблемы. Даже если число привитых существенно вырастет, вместе с этим вырастет и конфликтный потенциал в обществе и политической системе.

Самое читаемое
Exit mobile version