Патриотические европейцы
Внутри, в историческом бальном зале, народу в десять раз больше. Для них Саррацин — неудобный для элиты мыслитель, выражающий то, что они чувствуют. Это офисные сотрудники, мелкие предприниматели, ремесленники, простые саксонцы.
Среди публики сидят Зигфрид Дэбритц и Томас Таллаккер. Они прочитали бестселлер Саррацина, но одного чтения им уже мало. С конца осени Дэбритц, работающий охранником, и Таллаккер, продающий товары для интерьера, шагают в первых рядах: каждый понедельник на улицы выходит молодая, еще малоизвестная группа. Это ПЕГИДА — «Патриотические европейцы против исламизации Запада».
Эти двое входят в команду организаторов и вместе с другими восемью единомышленниками формируют твердое ядро движения антиисламистов. На регулярных встречах они обсуждают содержательную повестку дня, подготавливают понедельничные демонстрации, поддерживают контакт с протестными группами в других городах. Перед западным Рождеством они создают собственный союз.
С ноября сторонников ПЕГИДА становится все больше. Недавно в центре города собрались 18 тысяч человек. 12 января, после теракта в редакции Charlie Hebdo, организаторы отчитались о новом рекорде по численности участников «Большого вечернего гулянья» (25 тысяч человек), на которое они попросили надеть «траурные повязки в память о жертвах парижского теракта».
В таких городах, как Берлин или Кельн, до сих пор собиралось всего по несколько сотен «патриотичных европейцев». Зато Дрезден превращается в центр притяжения недругов ислама. Они со всей Германии съезжаются в столицу Саксонии, чтобы присоединиться к протестам.
Но что движет идейными вдохновителями группы, возникшей как будто из ниоткуда? Кто определяет ее идентичность? Как появилось на удивление длинное название и как страх перед мнимым засильем чужой культуры стал мобилизующим началом?
Лидеры движения часто не желают общаться с прессой, и после нескольких отказов дать интервью «Шпигель» принялся по крупицам собирать сведения о главных действующих лицах в команде организаторов. Результатом явилась картина людей, которые сошлись по воле случая и вскоре неожиданно для себя добились успеха. Дэбритц и Таллаккер, вместе присутствовавшие на встрече читателей с Саррацином, символизируют саксонский коктейль особого толка: добрая порция провинциального мещанства, рессентименты завсегдатаев кабака и малая толика любви к шумным сборищам.
Правое общество по интересам
Все началось 10 октября 2014 года. Лутц Бахманн, владелец небольшого фотоателье в Кессельдорфе под Дрезденом, которого считают инициатором движения, опубликовал навидеосюжет о дрезденской демонстрации солидарности с курдами, сражающимися против «Исламского государства». Днем позднее он основалгруппу «Мирные европейцы против исламизации Запада», из которой выросло движение ПЕГИДА. Там нормальные граждане встречались с шовинистами и расистами, как показывают виртуальные контакты Бахманна. Кое-кто из первого эшелона защитников Запада одновременно состоял в группах с названиями вроде «Я это е...л, теперь это мое». Или «Глотай, крошка». Они посещают ночные клубы и стрип-бары, поддерживают контакты с мотоклубами в духе мужского братства и с фанатами дрезденского ФК «Динамо» из третьей лиги. Движение ПЕГИДА начиналось как правое общество по интересам.
16 октября, еще до первой демонстрации,Бахманна отметился и Зигфрид Дэбриц: «Мы хотим здесь объединиться на борьбу с прогрессирующей исламизацией нашей страны. Мы не хотим, чтобы террористические, исламистские силы выносили на наши улицы свои религиозные войны. Мы против ИГ, Рабочей партии Курдистана, «Аль-Каиды» и т.п.». Здесь же мы находим и слова, которые станут впоследствии одним из важнейших лозунгов протеста: «Поэтому давайте вместе выйдем на улицы и покажем нашему правительству, что НАРОД — ЭТО МЫ и что мы по горло сыты мелочной опекой, политкорректностью, исламизацией и постоянным навешиванием на нас ярлыка наци — лишь за то, что мы выступаем за свою страну и за Европу!».
Дэбриц и Таллаккер входят в число первых идейных вдохновителей ПЕГИДА. Оба они выросли в простых семьях в ГДР и оба они после воссоединения Германии участвовали в деятельности центристских буржуазных партий. У себя в Мейсене их по-прежнему считают «нормальными» гражданами, достойными представителями среднего класса.
Помимо работы охранником, 39-летний Дэбриц вместе с родителями содержит пансион в историческом центре Мейсена. Его отец долгие годы был функционером местной СвДП (Свободная демократическая партия Германии), он сам тоже начинал карьеру в стане либералов и в 2009 году был избран в правление мейсенской партячейки. На заседаниях и съездах партии Дэбриц мало чем выделялся, зато в интернете приводил цитаты Адольфа Гитлера. Он называл мусульман «магометанскими верблюдо…» или «горными заср…ами». О курдах, противостоящих террору «Исламского государства», он писал: «Они представляют не меньшую угрозу для цивилизованной Европы/Германии, чем все прочие течения внутри магометан.
Дэбриц — член оружейного лобби German Rifle Organisation. Еще он, как считается, поддерживает контакты в рокерских и хулиганских кругах и якобы является сторонником German Defence League — «Немецкой оборонной лиги», которая объединяет ненавистников ислама и за которой внимательно наблюдают в ведомстве по охране конституции. Еще осенью он принял участие в кельнской демонстрации «Хулиганы против салафитов», омраченной столкновениями с полицией.
«Если возьметесь за оружие, дайте знать»
Радикализация Таллаккера (46 лет) тоже происходила в последние годы. Долгое время он был членом ХДС и заседал в городском совете Мейсена. Еще полтора года назад Таллаккер участвовал в инициативе «Пестрый Мейсен», направленной на борьбу с расизмом, — разрабатывал дизайн флаеров, занимался монтажом сцены перед мероприятиями. На Рождество он кормил бездомных. Он держит магазинчик товаров для интерьера, слушает рок-группу Die Toten Hosen, по воскресеньям смотрит немецкий телесериал «Место преступления».
Совсем иначе он подает себя в интернете. Еще летом 2013 года, будучи депутатом городского совета, он писал в соцсети Facebook: «Зачем нам нужен этот на 90% необразованный сброд, сидящий здесь на пособиях и высасывающий соки из нашего социального государства?» С политическими конкурентами он не церемонился: «Эти зеленые проститутки совсем сбрендили». После сообщений о поножовщине на пляже одного из немецких озер он предположил: «Наверняка это снова был какой-нибудь недоразвитый или оголодавший в Рамадан турок».
Друзья Таллаккера говорят, что его картина мира была неустойчивой, он с легкостью поддавался соблазнам, но неонацистом не был. Возможно, в частности, поэтому в ХДС не желали применять к нему далеко идущие санкции. Только под давлением общественности партия потребовала от Таллаккера сложить с себя полномочия депутата городского совета и поставила вопрос о его исключении из своих рядов.
Восемь мужчин и две женщины входят в союз ПЕГИДА. Помимо Бахманна, Дэбрица и Таллаккера, в их число входят консультант по экономическим вопросам Катрин Эртель (пресс-секретарь движения) и один бизнесмен, долгое время державший в Дрездене хамам «У Маленького Мука». Поначалу эта группа спорила о названии. Кое-кто из организаторов не был удовлетворен титулом «мирного европейца против исламизации Запада». Один критик писал: «Такое название мне кажется слишком благозвучным и подходящим для фракции добряков. Оно нам нужно? Так ли необходимо быть миролюбивым? Европеец? Я — немец. НАЦИОНАЛЬНОЕ — вот правильное слово». Другой недовольный написал Бахманну: «Лутц, я выхожу. Для этой группы у меня слишком правые взгляды. И тем не менее успехов, а если возьметесь за оружие, дайте знать».
Основатели ПЕГИДА также обсуждали, что следует сделать, чтобы общественность не сочла их движение правоэкстремистским. «Мы хотим подчеркнуть, что мы — не сборище правых брехунов, неонаци и тому подобных типов, а первый шаг к такой Германии и Европе, где снова можно будет говорить что хочешь и где патриотизм перестанет считаться преступлением», — отмечал Дэбриц. А Бахманн писал, игнорируя правила немецкого языка, «что на нас навесят ярлык нацистов — понятно, но зачем облегчать задачу тем, кто будет размахивать этой дубинкой, вместо того, чтобы с самого начала занять ясную позицию: патриот, не наци!»
Волна демонстраций могла улечься еще в конце осени и остаться незамеченной широкой общественностью за пределами Саксонии. Ведь до начала ноября в «понедельничных» прогулках принимали участие всего несколько сотен граждан. Но 6 ноября в Дрездене состоялась встреча с читателями немецкого автора турецкого происхождения Акифа Пиринчи. В своей книге «Германия не в себе» Пиринчи обрушивается на мусульман, гомосексуалистов и, как он считает, лживую «республику толерантности». На мероприятии были многие сторонники ПЕГИДА, в том числе и Зигфрид Дэбриц. Он запостил в интернете свою фотографию с книгой Пиринчи и в футболке с перечеркнутой надписью «Добрый дядя».
За организацию вечера с участием антиисламских популистов отвечал председатель окружной ячейки Свободной демократической партии в Мейсене. В том, что мероприятие в принципе смогло состояться, есть заслуга и другого саксонского либерала. За несколько дней до назначенного дня Дрезденский Гете-институт, в помещении которого была запланирована встреча с читателями, отменил договоренность. В итоге мероприятие прошло в отеле Holiday Inn, директором которого является бывший председатель дрезденской ячейки СвДП.
В кругах, близких к организаторам ПЕГИДА, считают, что встреча с Пиринчи придала новый импульс протестному движению. Уже в следующей демонстрации приняли участие свыше полутора тысяч человек.
Судя по всему, соприкосновение с Пиринчи окрылило и Зигфрида Дэбрица. Бывший член СвДП вступил в правопопулистскую «Альтернативу для Германии».
Перевод: Владимир Широков