- Новая цель – Почаевская лавра
- Как выселяли Киево-Печерскую лавру
- В регионах действуют грубее
- Одна лавра на троих
Новая цель – Почаевская лавра
В XVII веке по Тернопольщине прокатилась волна военных конфликтов. О тех временах напоминают иконы в местных храмах. Православного священника Афанасия Брестского поляки до смерти замучили каленым железом из-за обвинений в сотрудничестве с Богданом Хмельницким. Казаки запорожского гетмана с иноверцами тоже не церемонились. Об этом вспоминают в грекокатолических храмах, молясь перед иконой Андрея Боболи. Он скончался в пытках – со священника содрали кожу.
"Власти все поняли": Киево-Печерской лавре оставили два сценария
Непростая история межконфессиональных отношений дает о себе знать и сейчас. Камень преткновения – древняя Почаевская Свято-Успенская лавра в Тернопольской области. Это крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западе Украины и второй на территории страны после Киево-Печерской лавры. «Попустил Господь и нам пройти очередные нелегкие испытания», – говорится в опубликованном обращении наместника обители митрополита Владимира (Мороза).
«Нелегкие испытания» святыне, судя по всему, готовит Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ). Руководитель ее департамента коммуникаций протоиерей Игорь Яцив уже высказал притязания на лавру. Священник апеллирует к периоду между 1720 и 1831 годами. Тогда в стенах монастыря молились о папе римском, а не о киевском митрополите. В ту же эпоху на средства шляхтичей возвели Успенский собор – шедевр позднего барокко.
«Мы рассчитываем на молитвенное и физическое присутствие там на постоянной основе, как это происходило с УПЦ», – заявил Яцив. Речь о договоре 2003 года, когда 18 сооружений Почаевской лавры были переданы в аренду Украинской православной церкви Московского патриархата сроком на 49 лет. Сейчас договор призывают расторгнуть.
Пошли привычным путем – через возбуждение уголовного дела. Руководство Почаевской обители обвиняют в «бесхозяйственном использовании земель». Якобы монахи самовольно обустроили более тысячи квадратных метров для «отстойника». А на другом участке частично сняли верхний слой почвы для ведения подсобного хозяйства. Такие действия, как предполагают правоохранители, могли навредить плодородию. Глава министерства культуры Украины Александр Ткаченко объявил, что в Почаевскую лавру приедет комиссия с проверками.
Группа депутатов Верховной рады тем временем зарегистрировала проект постановления, в котором потребовала от кабинета министров «разорвать с Украинской православной церковью договор аренды». Храм называют «форпостом антиукраинских сил и центром межконфессионального противостояния и раздора».
Не осталась в стороне и учрежденная в 2018 году Православная церковь Украины (ПЦУ), которая надеется стать правопреемницей лавры. В конце марта она начала процесс регистрации на территории комплекса своего монастыря. Создали даже религиозную организацию «Почаевская Свято-Успенская Лавра Тернопольской епархии ПЦУ». И поспешили назначить священноархимандрита – руководителя обители.
Как выселяли Киево-Печерскую лавру
Для решения вопроса Киев предпочел бы действовать по той же схеме, что и с другой лаврой – Киево-Печерской. В декабре 2022-го Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) решил проверить законность пользования имуществом монастыря, который официально числится национальным заповедником. Правительственная рабочая группа два месяца изучала деятельность УПЦ в лавре и пришла к выводу, что монахи нарушали условия. На этом основании договор бессрочной аренды расторгли.
Лавра раздора: почему Украинская православная церковь подвергается гонениям
Братия отказалась покидать лавру без соответствующего решения суда. Весной ситуация дошла до крайней точки напряжения. С 30 марта в монастыре должна была начать работу специальная комиссия по «возврату имущества государству». Верующие ее не пропустили. Прихожане организовали молитвенное стояние, священники раздавали горячие обеды и памятки, как себя вести с представителями полиции и людьми в военной форме. Но это не уберегло от столкновений.
Владимир Зеленский, называвший Украину «территорией самой большой религиозной свободы», не открыл двери своего офиса перед предстоятелем УПЦ митрополитом Онуфрием (Березовским) – тот простоял возле входа более двух часов. В команде президента компромиссов не искали, наоборот, выражали сожаление, что не удалось «вылечить гнойник» в первые месяцы боевых действий.
Власти постоянно обещают избавиться от российского влияния в духовной сфере. «Церкви, которые имеют связи с Россией, не будут тут работать. Тем, кто имеет отношение к Москве, надо остановить эти контакты, привести документы в соответствие с требованиями государства», – в очередной раз предупредил секретарь СНБО Алексей Данилов.
Советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк грозил «физически зачистить» монастырь. Еще в марте он описал такой сценарий: если братия не подчинится требованиям минкульта, вопрос решат силовым путем. Собственно, штурма на территории монастыря ждут каждый день.
Вопреки ожиданиям Киев не стал усугублять ситуацию, и споры перешли в суды. Монастырь подал иск против заповедника о признании недействительным одностороннего отказа от договора. Пока проигрывает. Сначала Хозяйственный суд Киева не поддержал просьбу священников остаться в лавре на время рассмотрения иска. Затем, в апреле, запретил препятствовать работе комиссии минкульта. А в июне отклонил еще одну просьбу монахов – не мешать им в богослужениях. Сегодня все обряды совершают лишь в двух из десяти храмов – в Крестовоздвиженском и преподобного Агапита. Церкви Верхней лавры, в том числе знаменитый Успенский собор, еще в начале года передали ПЦУ.
Против такого соседства особенно яростно выступал наместник Киево-Печерской лавры митрополит УПЦ Павел (Лебедь). Сейчас он под домашним арестом: по решению Шевченковского районного суда архиерей сидит взаперти и носит электронный браслет. Служба безопасности Украины (СБУ) подозревает его в «разжигании межконфессиональной розни» и «оправдании вооруженной агрессии России». В доказательство опубликовали нарезку телефонных разговоров и проповедей митрополита.
Атака на высших иерархов – еще один способ давления. С осени прошлого года СБУ проводит массовые обыски в храмах и монастырях УПЦ, возбуждено более 60 уголовных дел, нескольким иерархам предъявлены обвинения в государственной измене, 19 священников лишены украинского гражданства.
На сайте офиса Зеленского зарегистрировали петицию с требованием лишить гражданства главу УПЦ митрополита Киевского Онуфрия – якобы у него есть российский паспорт. Представители религиозного лидера такие сведения опровергли, и тема довольно быстро сошла на нет: все-таки это авторитетная фигура с незапятнанной репутацией. К слову, распиаренное в СМИ обращение за два месяца подписали чуть более 2600 человек.
Несмотря на скандалы и противодействие, комиссия минкульта, раз за разом пытавшаяся попасть в лавру, все-таки смогла завершить свою работу 5 июня. При этом аудиторы признались, что ожидали увидеть совершенно иную картину – вместо разрухи и засилья самостроя (именно это стало поводом разорвать договор) они зафиксировали полный порядок. А министр культуры Александр Ткаченко признал, что использование некоторых помещений в хозяйственных целях закон не нарушает.
Вопреки результатам проверки монахам дали три дня, чтобы передать ключи от всех 79 объектов в Нижней лавре и покинуть монастырь. Те вновь отказались это делать. Как ни удивительно, силу к ним не применяли. Очевидно, рассчитывая на решение суда – Ткаченко вновь заговорил о «многочисленных нарушениях» со стороны УПЦ. Хозяйственный суд Киева обязал министерство привести веские доказательства.
В регионах действуют грубее
Но если в Киеве временное затишье, то на периферии противостояние только разгорается. Из-за странного инцидента в одном из храмов (где якобы избили бойца ВСУ) Хмельницкий областной совет запретил деятельность УПЦ на территории региона. А горсовет Хмельницкого лишил УПЦ права пользования земельными участками. Аналогично поступили в Тернополе: горсовет мешает местной епархии пользоваться землей, на которой стоят культовые сооружения. И таких решений, судя по всему, с каждым днем будет все больше.
Порой действуют проще и грубее. Во Львове ПЦУ просто захватила Кафедральный собор – на территорию зашли полсотни молодчиков и заблокировали вход верующим. Местные власти потом с гордостью сообщали, что город «полностью очистился от москальской церкви».
«Не исключено, что скоро многим из нас придется перейти из храмов в дома и квартиры для богослужебной жизни и совершения литургий – в своего рода катакомбную жизнь», – заявил по этому поводу митрополит Черкасский и Каневский Феодосий.
При этом законопроект, предусматривающий запрет религиозных организаций, центр управления у которых находится за пределами Украины, пока лежит в Верховной раде без движения. Правительство внесло его еще в январе, и многие ожидали быстрого рассмотрения и принятия. Но и здесь Киев, несмотря на грозную риторику некоторых чиновников, притормозил.
Одна лавра на троих
Однако с Почаевской лаврой все может оказаться сложнее. Киевские власти еще не отменили действие соглашения с канонической УПЦ, поскольку на обитель претендуют сразу две конфессии – Украинская грекокатолическая церковь и раскольническая Православная церковь Украины. И это еще одна конфликтная линия.
От кого на самом деле отделилась Украинская православная церковь
Западная Украина – вотчина УГКЦ. Ее история насчитывает более четырех веков. В октябре 1596-го в Бресте подписали унию, согласно которой все православные тогдашней Речи Посполитой принимали власть папы римского и католические догматы. При этом собственный, византийский обряд сохраняли. Так возникла Русская униатская церковь.
Ее преемницей с распадом польского королевства в XIX веке стала УГКЦ, прихожанами этой церкви считаются четыре с половиной миллиона украинцев. Большинство общин, а их свыше трех тысяч, – на западе страны. Грекокатоликов не признавали ни в императорской России, ни тем более в советской. Из-за этого церковь выработала четкую позицию – антироссийскую. Стремление избавиться от московского влияния с недавних пор выразилось даже в богослужении – лицом к прихожанам, а не к алтарю. Священники УГКЦ были идейными вдохновителями различных националистических движений, служили капелланами в «Азове» (запрещенная в России террористическая организация) или «Правом секторе» (запрещенная в России экстремистская организация).
УПЦ, в свою очередь, – внутренний враг для грекокатолических лидеров. Это и роднит УГКЦ с ПЦУ, которая в январе 2019-го при содействии на тот момент президента Петра Порошенко получила от Константинополя томос. Но сейчас даже в ПЦУ пытаются остудить пыл союзников, нацелившихся на главную святыню Западной Украины – Почаевскую лавру. Митрополит Нестор (Пысик), например, замечает: «Я бы не рисковал бросать яблоко раздора в виде совместного пользования. Это приведет только к углублению конфликтов».
Этого же боятся и верующие УПЦ. Ведь Почаевская лавра для них – символ противостояния униатам и оплот настоящей веры. Монастырь действовал даже в советское время и отметился стойким сопротивлением в период хрущевской антирелигиозной кампании. Братия в монастыре сплоченная, город Почаев небольшой и живет вокруг лавры, а паломников всегда много. Поэтому противостояние может быть драматичнее, чем в Киеве. Особенно учитывая непростую историю отношений православных с униатами.
«Конечно, совсем отбирать Почаевскую обитель не будут. Сейчас властям куда важнее Киевская – это ведь символическое место: кто хозяин там, тот и управляет всем украинским православием, – поясняет религиовед Роман Лункин. – А в Почаев боится приехать даже назначенный ПЦУ «наместник», который, кстати, предлагает трем организациям совместное пользование. Вроде бы благое намерение, но грекокатолики не хотят ни с кем делить территорию».
Подыгрывают им и местные власти, которые обвиняют служителей УПЦ во всех грехах, хотя именно эта структура полностью восстановила монастырь в 1990-е. По словам эксперта, столь «топорная тактика, максимально агрессивная», может привести лишь к одному исходу: Киев получит пустой монастырь и тысячи обозленных граждан.