Проливы раздора
Черноморские (Турецкие) проливы – Босфор и Дарданеллы – соединяют Средиземное и Черное моря. Между ними расположено Мраморное море. Под контроль Турции эта система водных артерий перешла в 1453 году, после того как османы овладели Константинополем.
Достаточно долго турки распоряжались проливами по своему усмотрению. Отдельные государства и целые коалиции силой оружия или силой слова (дипломатией) на протяжении нескольких столетий пытались установить выгодный им режим судоходства, особенно активно – в XIX веке.
В 1809-м было заключено англо-турецкое соглашение, в 1840–1841 годах Россия, Турция, Англия, Австрия, Пруссия и Франция подписали так называемые Лондонские конвенции. Парижский мирный трактат 1856 года, который подвел черту под Крымской войной, также содержал соответствующие пункты по проливам.
Уроки турецкого: что стоит за проектом строительства канала "Стамбул"
К вопросу возвращались при принятии Лондонской конвенции 1871 года, а затем Берлинского трактата 1878-го. В документах подтверждалось суверенное право Турции «открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в случае, если Высокая Порта будет считать это нужным».
По итогам Первой мировой войны Босфор и Дарданеллы могли перейти под контроль России – весной 1915-го страны Антанты подписали тайный договор, по которому Российская империя аннексировала Стамбул и Южную Фракию, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также острова Мраморного моря и часть азиатского побережья Турции.
Революционные события октября 1917 года и Брестский мир обнулили договоренности, чем воспользовались Англия и Франция. 30 октября 1918 года Турция заключила Мудросское перемирие со странами Антанты, по которому проливы и Стамбул переходили под контроль оккупационных войск.
Режим судоходства между Черным и Средиземным морями был установлен Севрским мирным договором (1920 год) и уточнен Лозаннским мирным договором (1923 год). Международные акты предусматривали свободный проход через проливы торговых и военных морских судов всех стран.
По инициативе Турции 22 июня – 21 июля 1936 года в Монтрё состоялись переговоры о статусе Черноморских проливов. Участники подписали конвенцию сроком действия 20 лет с возможностью автоматического продления, если никто из подписантов не потребует ее расторжения.
Участники конференции в Монтрё, 1936 год
UBL / Vostock PhotoПравила и исключения
Конвенция определила, что торговые суда всех стран в мирное и военное время независимо от флага и груза имеют право свободного прохода через проливы. Правда, при условии, что Турция не является воюющей стороной. Если же она участвует в войне, то нейтральные страны сохраняют это право, с условием, что не будут оказывать содействие ее врагам.
Подмоченные отношения: что мешает Греции и Турции поделить море
Черноморские державы получили серьезные преференции. Они могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, кроме авианосцев. Подводные лодки должны следовать в надводном положении. Уведомить о проходе необходимо за восемь дней.
В случае участия Турции в войне или при возникновении угрозы нападения она может по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрываются для прохода военных судов воюющих держав. Исключение – корабли, возвращающиеся в порты своей основной стоянки.
Для флотов нечерноморских держав Конвенцией введены существенные ограничения по классу, тоннажу и времени пребывания в Черном море. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. т (возможно его повышение до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран). Предельный срок пребывания ограничен 21 сутками. Под запретом проход некоторых классов кораблей, в частности, подводных лодок.
По законам военного времени
Вторая мировая война проверила Конвенцию Монтрё в действии. Турецкая Республика, имевшая договоры о дружбе с Великобританией и СССР, 18 июня 1941 года заключила пакт «О дружбе и ненападении» с нацистской Германией. Восемь дней спустя, 26 июня, Анкара заявила о нейтралитете в войне Германии и СССР.
В 1941–1943 годах Москва и Лондон неоднократно обвиняли Анкару в нарушении режима проливов. В нотах указывалось, что через Босфор и Дарданеллы в обоих направлениях проходят надводные корабли и подводные лодки ВМС Германии и Италии.
Однако не все претензии соответствовали действительности. Известно, например, что на черноморском театре в 1942–1943 годах воевал итальянский дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ. Эти субмарины (длина – 15 м, ширина – 3 м) попали туда не морским путем. В апреле 1942-го их по железной дороге перевезли из итальянской Специи в румынскую Констанцу.
Какую роль в мировых делах играет Анкара, и хорошо ли это у нее получается
Еще более сложным была логистика транспортировки немецких лодок типа IIB. Исходная точка – германская база Киль. Здесь корабли ставили на понтоны и буксировали по каналу в Гамбург. Далее отправляли вверх по Эльбе в Дрезден.
Следующий этап – сухопутный: 450 км по автомобильным дорогам из Дрездена до Ингольштадта на Дунае. Для перевозки использовали многоколесные трейлеры. Благо габариты субмарин позволяли: длина – 40,9 м, ширина – 4,08 м, высота – 8,18 м.
В Ингольштадте лодки снова ставили на понтоны и буксировали вниз течению по Дуная до Линца или Галаца. Далее субмарины (на буксире либо самостоятельно) следовали через порт Сулина в Констанцу – конечную точку маршрута. Таким образом, итальянские и немецкие подводные лодки проливы не проходили. Другое дело торговые суда, для которых этот путь был открыт Конвенцией. Документ гласит: «Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в проливах».
Впрочем, на время переделать некоторые боевые корабли в мирные транспорты особой сложности не представляет. Достаточно снять вооружение, корпус перекрасить в черный, а надстройки – в белый цвет. В 1942–1944 годах из Черного моря в Средиземное через проливы таким способом немцы отправили несколько десятков быстроходных десантных барж типа MFP (Marinefährprahm) и многоцелевых катеров типа KFK (Kriegsfischkutter).
К аналогичной уловке прибегло и командование ВМФ СССР, когда в конце ноября 1941-го направило из Черного моря на Тихий океан ледокол «Микоян», танкеры «Варлаам Аванесов» и «Туапсе». Эти суда несколько месяцев входили в состав Черноморского флота: ледокол – в качестве вспомогательного крейсера, танкеры – в качестве военных транспортов.
Во время Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции требовали закрыть проливы для судов Германии, Италии и их сателлитов. Добились они своего в июне 1944-го, – турки досмотрели несколько немецких судов и, обнаружив оружие и военную униформу, отказались пропустить в Средиземное море.
Британский посол в Москве по этому поводу писал: «Вопрос о проходе германских судов через проливы официально и публично урегулирован, к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству».
В августе 1944-го Анкара разорвала дипломатические отношения с Берлином, а 23 февраля 1945 года объявила Германии войну. Тем самым препятствия для свободного прохождения через проливы военных и судов стран–участниц антигитлеровской коалиции были сняты.
Закрытый вопрос
В марте 1945-го советское правительство в одностороннем порядке денонсировало советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете 1925 года, выдвинув одним из условий заключения нового договора совместную с Турцией оборону проливов, что предполагало создание советских военных баз на берегах Босфора и Дарданелл.
В июле–августе на Потсдамской конференции советская делегация настаивала на прекращении действия Конвенции Монтрё как не отвечающей современным условиям. «Установление режима проливов, единственного морского пути из Черного моря и обратно, должно находиться в компетенции Турции и Советского Союза – как наиболее заинтересованных и способных обеспечить свободу торгового мореплавания и безопасность в Черноморских проливах», – подчеркивалось в официальном предложении СССР.
В июле 1946-го Москва инициировала переговоры с Анкарой, заняв жесткую позицию. В ответ Турция в 1947 году обратилась за военной помощью к США, а в 1952-м вступила в НАТО. Так вместо советских военных баз на территории Турции появились американские.
В мае 1953-го, после смерти Сталина, Советский Союз снял все требования. Таким образом, Конвенция Монтрё после 1956 года до настоящего времени продолжает свое действие, и Турция ее соблюдает.
Опыт последних десятилетий показывает, что часто Конвенция применяется в интересах России. В августе 2008-го во время операции РФ по принуждению Грузии к миру Турция отказалась пропустить в Черное море госпитальные суда ВМС США «Комфорт» и «Мерси». Основание – их суммарное водоизмещение (около 70 тыс. т) превышало разрешенные 30 тыс. т. С 1 марта 2022 года, после начала специальной военной операции России на Украине, проливы закрыты для иностранных военных кораблей. С этого момента даже союзники Турции по НАТО попасть в Черное море не могут.