Памятный сценарий
Десятки молодчиков в масках и капюшонах перебираются через невысокое ограждение и разбегаются по территории монастыря. Ни сторожа – пожилые мужчины, ни прихожанки не успевают отреагировать. Неизвестные бьют стекла и вскрывают замки. Спустя несколько минут они заходят в одно из монастырских зданий. С криками «Геть москалей!».
Лавра раздора: почему Украинская православная церковь подвергается гонениям
Прибывшая милиция не осмелилась что-либо делать с нападавшими. Неудивительно: ими оказались члены радикальной организации УНА-УНСО (запрещена в России) во главе с одиозным Дмитрием Корчинским.
Националисты ждали, когда в обитель приедет патриарх Филарет (Денисенко). Тот только что «откололся» от Московского патриархата, создав свою, «незалежную» церковь – «Киевский патриархат». Правда, сторонников у него было мало. Молодая организация, которую поддерживали власти, отчаянно нуждалась в каком-то символе.
Таким была Киево-Печерская лавра. В 1988-м небольшую часть ее огромной территории (24 гектара) передали в пользование Русской православной церкви (РПЦ). Тогда же там восстановили монашескую жизнь.
Обитель стала символом возрождения украинского православия. А в связи с церковным расколом – когда бывший митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) ушел из РПЦ – сюда переехал административный центр Украинской православной церкви (УПЦ).
И вот в ночь с 18 на 19 июня 1992-го святыню захотели отнять. Правда, «унсоновцы» Филарета так и не дождались. Через несколько часов вместо него приехали бойцы «Беркута». Завязалась потасовка.
Эту историю верующие УПЦ в последние месяцы вспоминают все чаще. Боятся повторения того сценария, причем в более ожесточенной, кровавой форме.
Приближения 30 марта 2023-го ждали напряженно. Именно в этот день истекал ультиматум властей: согласно предписанию Министерства культуры Украины, насельники должны покинуть здания, принадлежащие «Национальному Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику». То есть все здания.
«Стоим до конца»
Тревожные ожидания подогревали политики. Например, депутат Верховной рады от партии «Слуга народа» Никита Потураев заявил о «патриотически настроенной молодежи», которая придет в лавру «изгонять представителей Московского патриархата». А министр культуры Александр Ткаченко припугнул силовиками, которые «могут простимулировать» выселение.
Иноки же заявили, что останутся в монастыре. «Мы должны защищать свои святыни. Не врукопашную, а молитвой», – наставлял наместник лавры митрополит Павел (Лебедь).
Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь), 29 марта 2023 года
Eugen Kotenko/NurPhoto/NurPhoto via AFP/East NewsПростые верующие настроены более решительно. Сотни прихожан сутками стоят у церквей. Больше всего – у храма Рождества Богородицы, куда в четверг не пустили членов госкомиссии. Именно она должна была сделать опись «возвращаемых государству» объектов. Чиновников взяли в кольцо с возгласами «Мы не отдадим святыню!». Те, постояв около двух часов, ушли с территории. За всем приглядывала полиция – ее стало в разы больше. Вооруженные силовики осматривали некоторые машины. Также выборочно проверяли документы.
«Мы будем стоять тут до конца. Потому что происходящее – полнейшее безобразие и беззаконие. Подумать только, у людей забирают святыню!» – возмущается на камеры одна из паломниц.
Накануне, вечером 29 марта, президент Владимир Зеленский уверял граждан: «Украина – это территория самой большой религиозной свободы в нашей части Европы. Так – с 91-го года. Так будет всегда». Однако выселение УПЦ из лавры он поддержал, назвав «большим шагом к обретению духовной независимости».
Юридический повод
Свои действия власти объясняют так: УПЦ нарушила договор о безвозмездном пользовании Киевской лаврой. Документ приняли в 2013-м, еще при Викторе Януковиче. Церкви отдавали в бессрочную аренду 79 объектов – храмы, кельи, здание Киевской духовной академии (главной кузницы духовных кадров в стране), резиденцию предстоятеля и пещеры с мощами. Последние – сердце обители.
От кого на самом деле отделилась Украинская православная церковь
Светский Киев обвиняет церковь в самовольном строительстве на территории Нижней лавры. Речь идет о хозяйственных объектах и, например, церковных лавках – всего 36 новых строений. Поэтому расторгает договор, и все возвращается формальному владельцу – Минкульту в лице музея-заповедника.
В Украинской церкви, само собой, с претензиями не согласны и намерены судиться. Основной юридический аргумент такой: договор полностью соблюдается. Более того, монастырь на свои деньги обслуживает весь музейный комплекс. Именно на церковные средства лавра была восстановлена после советского периода.
«Национальный заповедник до сих пор не может взять на баланс те работы, которые осуществлены за последние 30 лет. Причем лавра, как религиозная организация, ежемесячно выплачивает значительные средства за освещение и отопление, несмотря на то, что эти храмы [в музейной части] должны постоянно отапливаться за счет государственного бюджета», – пожаловался митрополит Павел (Лебедь).
Содержат и Верхнюю лавру. В этой части обители находятся главные храмы. Тут всем заведует уже музей. Вход – только по платным билетам. По воскресеньям и праздникам здесь обычно служило духовенство УПЦ – согласно договору об аренде, который заключали на один год.
Документ ежегодно продлевали. Однако в конце 2022-го Минкульт неожиданно заявил, что в 2023-м УПЦ не будет служить в Верхней лавре. Вместо нее заключили договор с Православной церковью Украины (ПЦУ).
Между церквами
Но юридический конфликт – лишь ширма. Чиновники не скрывают, что главная цель – «борьба с коллаборантами в рясах». Из лавры уже давно лепят образ «рассадника российских идей», поэтому при малейшем поводе тут же призывали отнять ее у УПЦ.
С началом военных действий разговоры усилились, однако офис президента держался в стороне. Но осенью – после сообщений о «русских песнях» в монастыре – глава государства сам призвал «навести порядок». Начались обыски, а наместника митрополита Павла внесли в санкционные списки.
В ответ священнослужитель за словом в карман не лезет. «Говорю вам и вашей своре, что наши слезы не упадут на землю, они упадут вам на голову. Вы думаете, что, войдя во власть на наших спинах, вы можете так поступать? Господь не простит ни вам, ни вашей семье!» – обратился он к президенту Зеленскому.
Другие епископы УПЦ куда умереннее в риторике. Руководитель Синодального информационно-просветительского отдела митрополит Климент (Вечеря) призывает дождаться решения суда по конфликту. До этого верующие лавру не покинут. В монастыре все идет своим чередом: утром и вечером службы, куда приходят несколько сотен молящихся. Расписание богослужений составлено на месяц вперед.
Власти уверяют, что силой никого не выгонят. Да и в целом, по словам чиновников, речь идет о выселении только руководства УПЦ. Простых монахов не тронут. Однако их призывают перейти в Православную церковь Украины, созданную в 2018-м из отколовшихся от РПЦ организаций. ПЦУ в Украинской православной церкви называют раскольнической и не считают ее обряды действительными.
ПЦУ пыталась переманить к себе духовенство УПЦ, однако из последней туда перешли лишь два митрополита и пара десятков священников. Да и в целом эта религиозная структура уступает УПЦ как по числу священнослужителей с монахами (4500, почти втрое меньше), так и общин (семь тысяч против 12 тысяч).
И значимых объектов у структуры почти нет. Поэтому ее представители не раз призывали отнять лавру у «российской церкви». Мол, обитель до 1688-го принадлежала Константинопольскому патриархату (именно он признал ПЦУ в 2019-м), поэтому «пора вернуть все обратно». И выгнать «агентов Кремля».
Сейчас же риторика иная: в ПЦУ говорят о «выборе, который дается монахам». Они же на увещевания не реагируют. Из 228 иноков только один перешел в новую структуру – ризничий лавры архимандрит Авраамий (Лотыш). Черноризец записал обращение к главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко) с просьбой «принять под свой омофор». Тот отреагировал немедленно: назначил «новым наместником» обители. Понятно, что лишь на бумаге. В ответ митрополит Онуфрий (Березовский) запретил перебежчика в служении.
Два сценария
Пока стороны стоят на своем. Комиссия Минкульта, которую не пустили храмы, обещает приходить ежедневно и, если ей ничего не удастся, обратиться в правоохранительные органы. Верующие же намерены как минимум встретить в лавре 16 апреля Пасху.
«У Зеленского не ожидали, что тема примет такой оборот: много кто возмущен ситуацией, особенно военнослужащие ВСУ. Там ведь немало выходцев с восточных регионов, где УПЦ доминирует, – рассуждает собеседник «Профиля» в украинских религиозных кругах. – Поэтому сейчас власти очень не хотят прибегать к силовому сценарию: кадры разлетятся по всему миру, и одним беспокойством ООН (которая опубликовала доклад о проблеме) не обойдется. Будут потихоньку давить. А сейчас ситуация в тупике».
Основной сценарий – вынудить УПЦ объединиться с ПЦУ. Или хотя бы пойти на диалог. Сейчас религиозные организации между собой практически не контактируют. И Киево-Печерская лавра – пробный шар в этом направлении.
Впрочем, все может пройти далеко не так гладко, как задумал Киев, предупреждает, в свою очередь, заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин: «Вряд ли ситуацию можно назвать тупиковой. Все идет к усилению давления – это видно по заявлениям Министерства культуры. И силовой сценарий исключать нельзя».
Более того, власти попытаются рассорить самих монахов, отмечая, что среди них есть люди разных взглядов. Демарш архимандрита Авраамия, по словам эксперта, выглядит как сознательная провокация, призванная внести разлад среди духовенства и верующих. «Возможно, отнять удастся не все, но в обители по итогу будут рядом две структуры – УПЦ и ПЦУ, – говорит Лункин. – Последняя только рада такому сценарию, ведь у нее, по сути, ничего нет. А тут – целая Киевская лавра».
Так или иначе в украинском обществе уже вспыхнул конфликт, констатирует религиовед. И этот конфликт в любой момент может перерасти в полноценное гражданское противостояние.