Деловой журнал Профиль

Архивная публикация 1998 года: "ГНС не желает суда"

Государственная налоговая служба, еще совсем недавно второстепенный орган при правительстве, превращается в одну из главных частей государственной машины принуждения. О серии новых налогов на богатых мы уже знаем. Чего еще следует ждать в ближайшее время от ГНС? Рассказывает заместитель руководителя Госналогслужбы Анатолий САУНИН."Профиль": Последние инициативы правительства свидетельствуют о том, что государство решило перенести налоговый пресс с предприятий на граждан. Вы думаете, с населения вам удастся собрать больше?
Анатолий Саунин: Говорить о глобальном перенесении налоговых сборов с юридических лиц на физических -- это не совсем верно. Мы должны увеличить собираемость налогов вообще. Значит, должны собирать их там, где они есть. То есть в любых сферах, где присутствуют "живые" деньги и наличный оборот. Физические лица в данном случае лишь одно из направлений нашей работы.
В одной только розничной торговле и сфере услуг действует около 840 тысяч предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Да и это не точная цифра, потому что очень большое число предпринимателей уклоняются от регистрации в налоговых органах.
Мы решили добиться, чтобы таких "уклонистов" стало меньше. Только за последнее время по одной лишь Москве мы вывели из "тени" почти треть от всех зарегистрированных предприятий.
"П.": Ну а что же все-таки будет с налогообложением просто граждан?
А.С.: При работе с физическими лицами возникают проблемы. С них крайне трудно, а порой и невозможно взыскать штраф. А без этого приучить людей платить налоги не научилось еще ни одно государство в мире.
Принятый проект Налогового кодекса разрешает взыскивать задолженности и штрафы только в судебном порядке. Практика же показывает, что если у нас не будет возможности наложения санкций во внесудебном порядке, то никаких налогов нам не собрать. Потому что у государства нет денег на резкое увеличение числа юристов в налоговых органах. А суды настолько перегружены другими делами, что до принятия решений по взысканию налогов в массовом порядке у них просто руки не дойдут. Они захлебнуться в этом потоке. Короче, в нашей ситуации взыскивать все средства через суд нереально.
"П.": То есть вы хотите иметь полномочия, равные полномочиям судебных органов?
А.С.: К сожалению, мы еще не дошли до такого уровня развития экономики и менталитета граждан, чтобы эффективно решать проблемы с помощью судебных инстанций.
Поэтому налоговые органы должны иметь право списывать налоговые платежи в бесспорном порядке. При этом, безусловно, гражданин или юридическое лицо должны иметь право обжаловать решение налоговых органов в суде.
"П.": А вы не считаете, что и налоговые органы могут иногда ошибаться и неправомерно накладывать штрафы или применять иные санкции?
А.С.: Что касается судебного порядка решения споров, то у нас есть следующая статистика: большинство судебных дел по претензиям выигрывает налоговая инспекция.
Ведь сейчас налогоплательщики обращаются в суд даже тогда, когда у них нет шансов выиграть дело. Просто затем, чтобы приостановить списание средств со своих счетов -- а это происходит сразу же после приема дела судом к рассмотрению.
"П.": А вы не думаете, что налоговые органы заинтересованы в принятии, скажем так, не совсем верных решений? Ведь теперь 10% всех сверхплановых сборов будут идти на счета самих налоговых инспекций.
А.С.: Это решение преследует одну простую цель: поставить эффективность работы налоговых инспекторов в прямую зависимость от их доходов. Механизм распределения этих средств еще не разработан. Но большая их часть должна, безусловно, уходить на оплату труда налоговых инспекторов. Возможно, какая-то часть пойдет и на обновление материально-технической базы ГНС. Это нормальная мировая практика.
Ведь сейчас налоговые инспектора в регионах порой получают 400--500 рублей в месяц. В Москве, правда, немного больше. Но все равно зачастую это приводит к злоупотреблениям и коррупции. На преступление человека часто толкает именно безысходность. Борьбой с этим занимается, в частности, налоговая полиция. Зарплаты у них в два-три раза выше.
"П.": Как вы думаете собирать налоги в стране, где большая часть расчетов осуществляется или по бартеру, или всякими суррогатами денег?
А.С.: Проблема наличных денег действительно очень острая. В нашей экономике наличный оборот составляет сейчас 20%. И ГНС оказалась заложницей этой ситуации. Виновникам же такого положения является само государство. Причина в нереальности бюджетов, вплоть до нынешнего. Правительство Черномырдина совершило большую ошибку, согласившись с дополнительными 48 миллиардами рублей дефицита, которые Дума закачала в бюджет нынешнего года. Отсюда и начинается цепочка неплатежей.
И в этой ситуации взваливать на нас вину за недобор налогов может только слепой. Нельзя собрать то, чего нет. Есть резервы, есть сферы, где налоги не платят. В этих сферах с нас можно потребовать. В других -- нет.

Государственная налоговая служба, еще совсем недавно второстепенный орган при правительстве, превращается в одну из главных частей государственной машины принуждения. О серии новых налогов на богатых мы уже знаем. Чего еще следует ждать в ближайшее время от ГНС? Рассказывает заместитель руководителя Госналогслужбы Анатолий САУНИН."Профиль": Последние инициативы правительства свидетельствуют о том, что государство решило перенести налоговый пресс с предприятий на граждан. Вы думаете, с населения вам удастся собрать больше?

Анатолий Саунин: Говорить о глобальном перенесении налоговых сборов с юридических лиц на физических -- это не совсем верно. Мы должны увеличить собираемость налогов вообще. Значит, должны собирать их там, где они есть. То есть в любых сферах, где присутствуют "живые" деньги и наличный оборот. Физические лица в данном случае лишь одно из направлений нашей работы.

В одной только розничной торговле и сфере услуг действует около 840 тысяч предприятий и предпринимателей без образования юридического лица. Да и это не точная цифра, потому что очень большое число предпринимателей уклоняются от регистрации в налоговых органах.

Мы решили добиться, чтобы таких "уклонистов" стало меньше. Только за последнее время по одной лишь Москве мы вывели из "тени" почти треть от всех зарегистрированных предприятий.

"П.": Ну а что же все-таки будет с налогообложением просто граждан?

А.С.: При работе с физическими лицами возникают проблемы. С них крайне трудно, а порой и невозможно взыскать штраф. А без этого приучить людей платить налоги не научилось еще ни одно государство в мире.

Принятый проект Налогового кодекса разрешает взыскивать задолженности и штрафы только в судебном порядке. Практика же показывает, что если у нас не будет возможности наложения санкций во внесудебном порядке, то никаких налогов нам не собрать. Потому что у государства нет денег на резкое увеличение числа юристов в налоговых органах. А суды настолько перегружены другими делами, что до принятия решений по взысканию налогов в массовом порядке у них просто руки не дойдут. Они захлебнуться в этом потоке. Короче, в нашей ситуации взыскивать все средства через суд нереально.

"П.": То есть вы хотите иметь полномочия, равные полномочиям судебных органов?

А.С.: К сожалению, мы еще не дошли до такого уровня развития экономики и менталитета граждан, чтобы эффективно решать проблемы с помощью судебных инстанций.

Поэтому налоговые органы должны иметь право списывать налоговые платежи в бесспорном порядке. При этом, безусловно, гражданин или юридическое лицо должны иметь право обжаловать решение налоговых органов в суде.

"П.": А вы не считаете, что и налоговые органы могут иногда ошибаться и неправомерно накладывать штрафы или применять иные санкции?

А.С.: Что касается судебного порядка решения споров, то у нас есть следующая статистика: большинство судебных дел по претензиям выигрывает налоговая инспекция.

Ведь сейчас налогоплательщики обращаются в суд даже тогда, когда у них нет шансов выиграть дело. Просто затем, чтобы приостановить списание средств со своих счетов -- а это происходит сразу же после приема дела судом к рассмотрению.

"П.": А вы не думаете, что налоговые органы заинтересованы в принятии, скажем так, не совсем верных решений? Ведь теперь 10% всех сверхплановых сборов будут идти на счета самих налоговых инспекций.

А.С.: Это решение преследует одну простую цель: поставить эффективность работы налоговых инспекторов в прямую зависимость от их доходов. Механизм распределения этих средств еще не разработан. Но большая их часть должна, безусловно, уходить на оплату труда налоговых инспекторов. Возможно, какая-то часть пойдет и на обновление материально-технической базы ГНС. Это нормальная мировая практика.

Ведь сейчас налоговые инспектора в регионах порой получают 400--500 рублей в месяц. В Москве, правда, немного больше. Но все равно зачастую это приводит к злоупотреблениям и коррупции. На преступление человека часто толкает именно безысходность. Борьбой с этим занимается, в частности, налоговая полиция. Зарплаты у них в два-три раза выше.

"П.": Как вы думаете собирать налоги в стране, где большая часть расчетов осуществляется или по бартеру, или всякими суррогатами денег?

А.С.: Проблема наличных денег действительно очень острая. В нашей экономике наличный оборот составляет сейчас 20%. И ГНС оказалась заложницей этой ситуации. Виновникам же такого положения является само государство. Причина в нереальности бюджетов, вплоть до нынешнего. Правительство Черномырдина совершило большую ошибку, согласившись с дополнительными 48 миллиардами рублей дефицита, которые Дума закачала в бюджет нынешнего года. Отсюда и начинается цепочка неплатежей.

И в этой ситуации взваливать на нас вину за недобор налогов может только слепой. Нельзя собрать то, чего нет. Есть резервы, есть сферы, где налоги не платят. В этих сферах с нас можно потребовать. В других -- нет.

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Самое читаемое
Exit mobile version