Профиль

Архивная публикация 2003 года: "Каждой пасти -- по пасте"

Абсолютное большинство россиян боятся зубных врачей и часто смотрят телерекламу. Чем иначе объяснить тот факт, что население страны стало чаще чистить зубы. Причем все более дорогими пастами.Объем продаж зубной пасты в России в 2002 году, по оценке экспертов рынка, составил порядка 600 млн. тюбиков (около $150 млн.), что на 12% больше, чем в 2001 году. По данным компании "ГФК-Русь", в первом полугодии 2003 года по сравнению со вторым полугодием 2002 года рост потребления зубных паст составил 7%. Тем не менее в текущем году, по прогнозам специалистов Proctor&Gamble, рост потребления сохранится примерно на уровне 2002 года.
На фоне снижения численности населения нашей страны рост потребления зубной пасты позволяет сделать вывод, что россияне стали чаще чистить зубы. Правда, по данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", вообще отказываются чистить зубы 4,7% российских горожан старше 10 лет, а три раза в день и чаще зубную щетку берут в руки всего 3% городского населения РФ. Подавляющее же большинство (54,7%) традиционно чистят зубы два раза в день.
В прошлом году, по данным маркетингового агентства ACNielsen, на долю российских производителей пришлось 43,4% (в 2001 году -- 47,7%) от общего объема продаж, на долю международных компаний -- 27,5% (21,3%), на долю других зарубежных компаний -- 29,1% (31%).
Специалисты выделяют 4 сегмента рынка зубной пасты: экономичная ценовая категория (массовая) -- до 15 рублей, средняя -- от 15 до 35 рублей, премиум -- от 35 до 50 рублей и суперпремиум -- свыше 50 рублей.
За последние два года наибольший рост продаж как по стоимостному, так и по объемному выражению произошел в дорогих сегментах (премиум и суперпремиум). По данным ACNielsen, в общем объеме потребления доля категории суперпремиум за период с мая 2001 по апрель 2002 года составила 7,4%, а за аналогичный период 2002--2003 годов -- почти 10%.
Дорогая паста в основном представлена продукцией международных производителей, аналогов которой в России практически не производится. В Proctor&Gamble эту ситуацию объясняют тем, что перенос дорогостоящего производства на территорию России экономически невыгоден.
В экономичном и среднем ценовых сегментах представлены отечественные производители, которые конкурируют с изделиями болгарского, турецкого, индийского и белорусского производства. Хотя в последнее время и международные компании начали проявлять интерес к продукции среднего ценового сегмента. Так, компания Unilever производит в России зубную пасту "Пепсодент", цена которой не превышает 25 рублей за упаковку.
Собственно же российских "пастных магнатов" не более 10, из которых крупных только три -- "Невская косметика", "Свобода" и "Калина". Именно на их долю в 2002 году пришлось более 90% суммарного объема производства пасты в России. Всего же, по данным Госкомстата РФ, объем производства зубной пасты в РФ за последние 3 года сократился на 6,5% (283 млн. тюбиков в 2000 году против 265 млн. в 2002 году). По прогнозам специалистов отрасли, в 2003 году производство зубной пасты в нашей стране сохранится примерно на том же уровне. На экспорт идет порядка 15--20% российской продукции -- в страны Прибалтики, Молдавию, Украину, Казахстан.
Что же касается импорта, то за прошлый год в Россию было ввезено около 300 млн. тюбиков на общую сумму порядка $100 млн. (на 15% больше, чем в 2001 году). Из этого объема на долю продукции класса премиум и суперпремиум пришлось чуть более 20% в объемном выражении и 40% в стоимостном.
По мнению бренд-менеджера компании "Невская косметика" Светланы Кондыревой, увеличение объемов продаж дорогой зубной пасты в первую очередь можно объяснить ростом доходов населения. Как считают представители Proctor&Gamble, на рост потребления также значительно влияет и активная реклама продукции. Точных данных о затратах производителей на рекламу нет, но эксперты оценивают их в объеме от $20 млн. до $40 млн. в год.
Отдельно стоит сказать о вкусовых предпочтениях россиян. Большинство наших соотечественников (около 70%) предпочитают пасту со вкусом мяты (ментола). Фруктовые вкусы, популярные в Европе и Азии, а также пасты со вкусом корицы, пользующиеся бешеным успехом в США, у нас продаются вяло.

Производство зубной пасты в РФ (млн. тюбиков)*

Абсолютное большинство россиян боятся зубных врачей и часто смотрят телерекламу. Чем иначе объяснить тот факт, что население страны стало чаще чистить зубы. Причем все более дорогими пастами.Объем продаж зубной пасты в России в 2002 году, по оценке экспертов рынка, составил порядка 600 млн. тюбиков (около $150 млн.), что на 12% больше, чем в 2001 году. По данным компании "ГФК-Русь", в первом полугодии 2003 года по сравнению со вторым полугодием 2002 года рост потребления зубных паст составил 7%. Тем не менее в текущем году, по прогнозам специалистов Proctor&Gamble, рост потребления сохранится примерно на уровне 2002 года.

На фоне снижения численности населения нашей страны рост потребления зубной пасты позволяет сделать вывод, что россияне стали чаще чистить зубы. Правда, по данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", вообще отказываются чистить зубы 4,7% российских горожан старше 10 лет, а три раза в день и чаще зубную щетку берут в руки всего 3% городского населения РФ. Подавляющее же большинство (54,7%) традиционно чистят зубы два раза в день.

В прошлом году, по данным маркетингового агентства ACNielsen, на долю российских производителей пришлось 43,4% (в 2001 году -- 47,7%) от общего объема продаж, на долю международных компаний -- 27,5% (21,3%), на долю других зарубежных компаний -- 29,1% (31%).

Специалисты выделяют 4 сегмента рынка зубной пасты: экономичная ценовая категория (массовая) -- до 15 рублей, средняя -- от 15 до 35 рублей, премиум -- от 35 до 50 рублей и суперпремиум -- свыше 50 рублей.

За последние два года наибольший рост продаж как по стоимостному, так и по объемному выражению произошел в дорогих сегментах (премиум и суперпремиум). По данным ACNielsen, в общем объеме потребления доля категории суперпремиум за период с мая 2001 по апрель 2002 года составила 7,4%, а за аналогичный период 2002--2003 годов -- почти 10%.

Дорогая паста в основном представлена продукцией международных производителей, аналогов которой в России практически не производится. В Proctor&Gamble эту ситуацию объясняют тем, что перенос дорогостоящего производства на территорию России экономически невыгоден.

В экономичном и среднем ценовых сегментах представлены отечественные производители, которые конкурируют с изделиями болгарского, турецкого, индийского и белорусского производства. Хотя в последнее время и международные компании начали проявлять интерес к продукции среднего ценового сегмента. Так, компания Unilever производит в России зубную пасту "Пепсодент", цена которой не превышает 25 рублей за упаковку.

Собственно же российских "пастных магнатов" не более 10, из которых крупных только три -- "Невская косметика", "Свобода" и "Калина". Именно на их долю в 2002 году пришлось более 90% суммарного объема производства пасты в России. Всего же, по данным Госкомстата РФ, объем производства зубной пасты в РФ за последние 3 года сократился на 6,5% (283 млн. тюбиков в 2000 году против 265 млн. в 2002 году). По прогнозам специалистов отрасли, в 2003 году производство зубной пасты в нашей стране сохранится примерно на том же уровне. На экспорт идет порядка 15--20% российской продукции -- в страны Прибалтики, Молдавию, Украину, Казахстан.

Что же касается импорта, то за прошлый год в Россию было ввезено около 300 млн. тюбиков на общую сумму порядка $100 млн. (на 15% больше, чем в 2001 году). Из этого объема на долю продукции класса премиум и суперпремиум пришлось чуть более 20% в объемном выражении и 40% в стоимостном.

По мнению бренд-менеджера компании "Невская косметика" Светланы Кондыревой, увеличение объемов продаж дорогой зубной пасты в первую очередь можно объяснить ростом доходов населения. Как считают представители Proctor&Gamble, на рост потребления также значительно влияет и активная реклама продукции. Точных данных о затратах производителей на рекламу нет, но эксперты оценивают их в объеме от $20 млн. до $40 млн. в год.

Отдельно стоит сказать о вкусовых предпочтениях россиян. Большинство наших соотечественников (около 70%) предпочитают пасту со вкусом мяты (ментола). Фруктовые вкусы, популярные в Европе и Азии, а также пасты со вкусом корицы, пользующиеся бешеным успехом в США, у нас продаются вяло.


Производство зубной пасты в РФ (млн. тюбиков)*

Зубная паста2000 год2001 год2002 год

"Невская косметика"86,5105114

"Свобода"663833

"Калина"10810495

Другие22,71723

* По данным Госкомстата РФ.

Наиболее популярные марки зубной пасты в РФ (доля пользователей в %)*

"Жемчуг"21,6

Blend-a-med20,4

Aquafresh17,8

"Кедровый бальзам"14,0

"Лесной бальзам"13,5

"Новый жемчуг"12,2

Aquarelle10,0

Blend-a-med Complete9,6

Pepsodent9,6

"Фтородент"9,6

"Новый жемчуг Кальций"9,4

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа".

В России увеличивается производство бумаги и картона. По данным Госкомстата РФ, рост производства в целлюлозно-бумажном комплексе (ЦБК) за первое полугодие 2003 года составил 4,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Увеличилось производство практически всех видов продукции. Так, за первое полугодие 2003 года было произведено 1,3 млн. тонн картона (плюс 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), 1,1 млн. тонн целлюлозы и 1,8 млн. тонн бумаги (плюс 1,5% и 2,2% соответственно). В целом за 2002 год предприятия целлюлозно-бумажной промышленности произвели продукции на сумму 103,5 млрд. рублей, то есть половину от общего объема продукции и услуг по всему лесопромышленному комплексу России.

По мнению председателя правления АО "Бумпром" Владимира Чуйко, "на рост объемов производства в отрасли оказывают влияние несколько факторов, и прежде всего это в целом улучшение состояния экономики России, что отражается на создании дополнительных рынков для продукции ЦБК". Например, увеличение объемов производства в пищевой промышленности (на 4,3% в первом полугодии 2003 года) повлияло на рост производства упаковочного картона.

"Кроме того, в последнее время предприятия ЦБК вкладывают средства в восстановление и создание новых мощностей, а также реализуют программы по укреплению сырьевой базы за счет присоединения лесопромышленных комплексов", -- считает Владимир Чуйко.

Лидерами отрасли на сегодняшний день являются АО "Братский ЛПК", АО "Архангельский ЦБК" и АО "Котласский ЦБК".


Производство основной продукции ЦБК РФ (тыс. тонн)*

Наменование1999 год2000 год2001 год2002 год

Целлюлоза1725200921362233

Бумага2900331534153524

Картон1900195921802397

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа".


* По данным Госкомстата РФ.

Россияне становятся кофеманами. Как прогнозируют эксперты Организации производителей кофе в России (ОПК), в 2003 году продолжится тенденция увеличения его потребления (прирост составит 10--12%). По экспертным оценкам, годовой объем российского рынка кофе в розничных ценах превышает $800 млн.

Как показывают опросы, сегодня каждый второй россиянин старше 18 лет пьет кофе ежедневно. В целом на одного жителя России приходится около 160 условных чашек кофе в год (в Западной Европе этот показатель значительно выше -- 700 чашек). Самым популярный у нас вид кофе -- растворимый, на долю которого приходится более 80% объемов продаж. Смеси и кофейные напитки занимают соответственно 7% и 4%. А доля натурального кофе не превышает 8% рынка. Впрочем, по словам исполнительного директора ОПК Алексея Поповичева, "в крупных городах в последнее время отмечается рост интереса потребителей к молотому кофе и кофе в зернах, что связано с растущей популярностью кофеен -- только в Москве насчитывается около 150 подобных заведений".

Для удовлетворения растущего спроса производители стали увеличивать производственные мощности, что, в свою очередь, привело к росту импорта натурального кофе в зернах в Россию в первом полугодии 2003 года более чем на 50% по сравнению с соответствующим периодом 2002 года и аналогичному наращиванию фасовочных мощностей.


Объем рынка кофе в РФ (тыс. тонн)*

1999 год46

2000 год62,6

2001 год73,9

2002 год85

2003 год**93,5

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа".


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Организации производителей кофе (ОПК).


** Прогноз ОПК.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН, ИРИНА ШАБАНОВА.

Самое читаемое
Exit mobile version