Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Архивная публикация 2002 года: "Россия в эконом-классе"

Политика России в отношении стран СНГ во главу угла ставит экономическую рентабельность. В перспективе это может привести к большим, в том числе и экономическим, провалам.Нынешняя политика России в отношении стран СНГ основана, главным образом, на следовании за событиями. Она строится исходя из существующих на сегодняшний день реалий. Такой прагматичный подход, с одной стороны, полезен, но с другой -- имеет определенный изъян. Ведь при Борисе Ельцине Россия пыталась (плохо или хорошо ей это удавалось -- другой вопрос) проводить некую конструирующую политику на постсоветском пространстве, предлагая свое видение существующих проблем и свои подходы к решению тех или иных вопросов. Сейчас же Россия как будто застыла в раздумье -- она наблюдает, она реагирует, но она ничего не моделирует и не предлагает. Правильно это или нет -- трудно сказать. Однако, как мне кажется, России пора, осмыслив происшедшее с момента распада СССР и отказавшись от многих химерических задач, которые ставились при Ельцине, решить наконец, что для нее значат отношения в рамках СНГ. Пора понять, о каких целях -- из тех, что она перед собой когда-то ставила, -- ей стоит уже забыть и достижением каких следует активно заниматься.
В последние годы Россия практически не формулирует своих политических или идеологических интересов на постсоветском пространстве. Давно уже не ведутся разговоры об общем культурном наследии или о правах русских в СНГ. Но все чаще и чаще речь идет об отстаивании сугубо экономических интересов. Причем доходит до крайностей. Иногда создается впечатление, что мы стремимся выстраивать нормальные отношения лишь с теми, в ком видим свой экономический интерес. Если же экономической заинтересованности нет -- делаем вид, что эта страна для нас вообще не существует. Можно, конечно, рассматривать такой подход как некую реакцию на ельцинские перегибы в политическую и идеологическую стороны. Но нельзя не замечать, что иногда мы имеем дело и с перегибами в сторону "чистой экономики".
Наиболее характерный пример -- отношения с Белоруссией. Ясно, что она как экономический партнер еще долгие годы будет нерентабельной. Однако существует такое понятие, как геополитический ресурс. Как ни парадоксально, он тоже может быть выражен в реальном денежном эквиваленте -- в миллионах и миллиардах долларов. Поэтому, когда мы говорим о нерентабельности отношений с Белоруссией, мы не должны забывать об этом ресурсе. Понятно, что геополитический ресурс имеет ценность прежде всего на государственном уровне, и для Российской Федерации как государства белорусский геополитический ресурс имеет колоссальное значение, в том числе и финансовое.
То же самое касается, например, Казахстана. Да, экономические связи с Казахстаном еще десять-двадцать лет могут быть нерентабельными, однако это отнюдь не значит, что мы можем забыть о нашей геополитической заинтересованности в этой стране, забыть о том, что Казахстан -- наш важнейший партнер в плане обеспечения безопасности самой России. Ведь открытость, виртуальность российско-казахстанской границы, в том числе для криминальных элементов, наркотрафика, в самом "подбрюшье" нашей страны требуют принятия соответствующих мер -- либо создания непрозрачной границы с самим Казахстаном, либо оказания помощи в строительстве его собственных пограничных рубежей на юге. С точки зрения экономики такой проект явно нерентабелен. С точки зрения геополитики -- без него не обойтись.
Нельзя отрицать того, что в последние полтора-два года Россия серьезно пересмотрела принципы своих экономических отношений с партнерами по Содружеству. Подходы стали более рациональными: Россия старается идти на уступки, одновременно приобретая позиции в экономике тех или иных стран СНГ. По принципу: если не можете отдавать долги, отдавайте нам за долги свои предприятия. Так давно нужно было поступать. Однако подход должен быть комплексным, а вот этого-то пока что не видно. Поэтому не правы те, кто продолжают утверждать, что внешняя политика России сегодня не обслуживает ее экономические интересы. Это не так. Но нельзя не замечать и того, что сегодня наша внешняя политика больше ориентируется на интересы крупных компаний, нежели государства в целом. А ведь многие интересы государства по определению экономически убыточны, нерентабельны. Мне кажется, что сейчас нам не хватает разумного консерватизма -- экономизация внешней политики необходима, но необходим также и баланс между интересами государства в целом и интересами отдельных экономических групп.

Политика России в отношении стран СНГ во главу угла ставит экономическую рентабельность. В перспективе это может привести к большим, в том числе и экономическим, провалам.Нынешняя политика России в отношении стран СНГ основана, главным образом, на следовании за событиями. Она строится исходя из существующих на сегодняшний день реалий. Такой прагматичный подход, с одной стороны, полезен, но с другой -- имеет определенный изъян. Ведь при Борисе Ельцине Россия пыталась (плохо или хорошо ей это удавалось -- другой вопрос) проводить некую конструирующую политику на постсоветском пространстве, предлагая свое видение существующих проблем и свои подходы к решению тех или иных вопросов. Сейчас же Россия как будто застыла в раздумье -- она наблюдает, она реагирует, но она ничего не моделирует и не предлагает. Правильно это или нет -- трудно сказать. Однако, как мне кажется, России пора, осмыслив происшедшее с момента распада СССР и отказавшись от многих химерических задач, которые ставились при Ельцине, решить наконец, что для нее значат отношения в рамках СНГ. Пора понять, о каких целях -- из тех, что она перед собой когда-то ставила, -- ей стоит уже забыть и достижением каких следует активно заниматься.

В последние годы Россия практически не формулирует своих политических или идеологических интересов на постсоветском пространстве. Давно уже не ведутся разговоры об общем культурном наследии или о правах русских в СНГ. Но все чаще и чаще речь идет об отстаивании сугубо экономических интересов. Причем доходит до крайностей. Иногда создается впечатление, что мы стремимся выстраивать нормальные отношения лишь с теми, в ком видим свой экономический интерес. Если же экономической заинтересованности нет -- делаем вид, что эта страна для нас вообще не существует. Можно, конечно, рассматривать такой подход как некую реакцию на ельцинские перегибы в политическую и идеологическую стороны. Но нельзя не замечать, что иногда мы имеем дело и с перегибами в сторону "чистой экономики".

Наиболее характерный пример -- отношения с Белоруссией. Ясно, что она как экономический партнер еще долгие годы будет нерентабельной. Однако существует такое понятие, как геополитический ресурс. Как ни парадоксально, он тоже может быть выражен в реальном денежном эквиваленте -- в миллионах и миллиардах долларов. Поэтому, когда мы говорим о нерентабельности отношений с Белоруссией, мы не должны забывать об этом ресурсе. Понятно, что геополитический ресурс имеет ценность прежде всего на государственном уровне, и для Российской Федерации как государства белорусский геополитический ресурс имеет колоссальное значение, в том числе и финансовое.

То же самое касается, например, Казахстана. Да, экономические связи с Казахстаном еще десять-двадцать лет могут быть нерентабельными, однако это отнюдь не значит, что мы можем забыть о нашей геополитической заинтересованности в этой стране, забыть о том, что Казахстан -- наш важнейший партнер в плане обеспечения безопасности самой России. Ведь открытость, виртуальность российско-казахстанской границы, в том числе для криминальных элементов, наркотрафика, в самом "подбрюшье" нашей страны требуют принятия соответствующих мер -- либо создания непрозрачной границы с самим Казахстаном, либо оказания помощи в строительстве его собственных пограничных рубежей на юге. С точки зрения экономики такой проект явно нерентабелен. С точки зрения геополитики -- без него не обойтись.

Нельзя отрицать того, что в последние полтора-два года Россия серьезно пересмотрела принципы своих экономических отношений с партнерами по Содружеству. Подходы стали более рациональными: Россия старается идти на уступки, одновременно приобретая позиции в экономике тех или иных стран СНГ. По принципу: если не можете отдавать долги, отдавайте нам за долги свои предприятия. Так давно нужно было поступать. Однако подход должен быть комплексным, а вот этого-то пока что не видно. Поэтому не правы те, кто продолжают утверждать, что внешняя политика России сегодня не обслуживает ее экономические интересы. Это не так. Но нельзя не замечать и того, что сегодня наша внешняя политика больше ориентируется на интересы крупных компаний, нежели государства в целом. А ведь многие интересы государства по определению экономически убыточны, нерентабельны. Мне кажется, что сейчас нам не хватает разумного консерватизма -- экономизация внешней политики необходима, но необходим также и баланс между интересами государства в целом и интересами отдельных экономических групп.

АЛЕКСЕЙ БОГАТУРОВ, заместитель директора Института США и Канады РАН

Самое читаемое
Exit mobile version