«Работу над автопилотом мы начали еще в 1996 году – с сенсоров и камер и с тех пор продолжаем совершенствовать технологии», – сказал «Профилю» глава направления систем автономного вождения Nissan Стюарт Каллегари. Например, в 2009 году компания Nissan представила одну из первых разработок в области автоматической навигации – робота EPORO (EPisode O (Zero) Robot – нулевое количество происшествий и выбросов углекислого газа). Забавные «пингвины», оснащенные лазерным дальномером и общающиеся с помощью технологии UWB (Ultra-wide band), демонстрировали умение изменять направление движения, не сталкиваясь между собой и с препятствиями, сохраняя определенную дистанцию и скорость, а также безопасно сближаться. Это был шаг к цели, которую декларирует Nissan, – «обеспечить наивысший уровень безопасности – уровень нулевой смертности на дорогах».
Независимый центр Policy Network провел исследование Freeing the Road: Shaping the future for autonomous vehicles («Свобода на дороге: Формирование будущего для автомобилей с технологиями автономного вождения»), опросив 6000 респондентов из шести стран Европы. Согласно его результатам, более половины (52%) респондентов считают, что главным положительным результатом внедрения автономного управления станет снижение количества ДТП, произошедших из-за невнимательности водителя. 43% опрошенных считают, что исключение человеческого фактора положительно отразится на безопасности на дорогах.
Система ProPilot первого поколения, которую Nissan готов запустить «в серию» в Европе в 2017 году на модели Qashqai, позволяет машине ехать на автопилоте только по магистрали в заранее выбранной полосе со скоростью от 30 до 100 км/ч. При этом автопилот контролирует руль, акселератор и тормозную систему, отслеживает движение других машин и дорожную разметку и может притормозить или совсем остановить автомобиль.
На вопрос корреспондента «Профиля», как эта система будет работать в холодных странах, например, в России, где из-за снега не видно разметки, а камеры залеплены грязью, Стюарт Каллегари ответил, что «на сегодняшний день такие факторы действительно являются ограничивающими для реализации этих программ». «В идеальных условиях камеры, установленные на машине, определяют ее местоположение, и это является основополагающим для движения автомобиля, – пояснил он. – Но мы продолжаем дальше совершенствовать нашу систему, будем работать с более точным определением положения машины по датчикам GPS».
По словам Стюарта Каллегари, «все основные блоки системы автономного управления тестируются в Европе на электрокаре Nissan Leaf, потому что он самый современный и самый инновационный. В нем уже есть огромное количество технологий, которые, в свою очередь, являются составляющими системы автономного управления». А самым первым автомобилем с системой ProPilot был Nissan Serena, который, кстати, на прошлой неделе стал победителем в номинации Innovation Award в конкурсе «Автомобиль года в Японии 2016–2017».
В Nissan обещают, что система ProPilot второго поколения появится в 2018 году и оснащенные ею автомобили смогут самостоятельно менять полосы движения. А третье поколение ProPilot должно стартовать в 2020 году, и тогда автомобили будут ездить по городу без участия водителя.
Как показывает исследование Policy Network, люди готовы к появлению автопилотов: каждый четвертый опрошенный (23%) рассматривает возможность приобретения автомобиля с автономным управлением в ближайшие пять и более лет.
Подход Nissan к пониманию того, зачем же нужен автопилот, несколько отличается от других производителей. «Для Nissan тот факт, что люди любят находиться за рулем, очень важен, – говорит Каллегари. – И наша основная задача на сегодняшний день – убрать из процесса вождения ту скучную его часть, которая связана с пробками, с долгими поездками по трассе и т. д.». Однако в будущем третье поколение ProPilot освободит людям время, которое сейчас они проводят, держась за руль. Многие именно этого и ждут. По данным Policy Network, четверо из пяти респондентов (81%) хотели бы иметь возможность заниматься за рулем сразу несколькими делами, поэтому главным преимуществом автомобилей с автономным управлением они считают свободное время в пути и возможность проявить свою мультизадачность (50%).
Кстати, одна из концепций, предложенных участникам конференции Nissan Futures, предусматривает возможность в будущем совсем избавить города от пробок, а водителей – от долгих поисков свободной парковки. Представьте: выходя из дома, вы просто садитесь в любой свободный автомобиль-автопилот, задаете ему нужный адрес и по дороге занимаетесь своими делами, а прибыв на место, отправляетесь в офис или магазин, не заботясь о парковке и самом автомобиле. Такой футуристический каршеринг.
Однако до этого еще далеко, а вот понять, как самоуправляемая машина будет общаться с другими участниками движения, необходимо уже сейчас. Работа над технологиями «общения» автомобилей между собой идет полным ходом, запуск ее в действие – вопрос времени и юридических регламентов. А как пешеходы или велосипедисты должны понять, что будет делать автопилот? Ведь машинам без водителей придется взаимодействовать и с ними. Чтобы решить эту проблему, к работе привлекают социологов. По словам главного научного сотрудника Nissan Research Center в Силиконовой долине доктора Мелиссы Цефкин, стиль поведения водителей и пешеходов в Германии, Калифорнии или на Ближнем Востоке сильно отличается друг от друга. А значит, самоуправляемый автомобиль должен это понимать. Для этого ученые изучают поведение участников дорожного движения в разных странах и пытаются описать его в алгоритмах. А также хотят научить автопилот «общаться» с пешеходами на понятном им языке. Как рассказал директор Nissan Research Center в Силиконовой долине доктор Мартин Сайрус, машина может подавать пешеходам световые или звуковые сигналы, обращаться к ним письменно (слова высвечиваются на специальном внешнем дисплее). Главное, чтобы в данном конкретном месте людям это было понятно. Сигналы, с помощью которых машина «общается» с людьми – цвета или слова, – не могут быть одними и теми же для всех. Они будут разными в зависимости от ментальности страны, особенностей ее языка и обычаев. В результате, по словам Сайруса, должна возникнуть «локальная гармония».
Однако до того как автопилоты станут привычными для нас, должно быть решено множество вопросов, причем не только технологических. И главная проблема, как признают все эксперты, законодательная. «Даже для того чтобы проводить тестирование новых технологий в Европе, нам нужно каждый раз получать разрешение в каждой отдельной стране, – признается Стюарт Каллегари. – И мы должны быть в состоянии удовлетворить все требования, которые предъявляются разными государствами». Пока нет общих регламентов и понимания, кто же несет ответственность за действия машины, когда «за рулем» автопилот, самоуправляемые автомобили не станут повседневной реальностью для большинства людей. «Мы продолжаем стоять на том, чтобы законодательные органы в тесном сотрудничестве работали с автоиндустрией, – заявляет глава Nissan в Европе Пол Уиллкокс. – В таком случае вместе мы сможем гарантировать, что большинство экономических и социальных преимуществ автономного управления, о которых мы сегодня упомянули, станут реальными».