Профиль

Беспилотный проект: будет ли через 10 лет в России миллион автономных машин

Правительство РФ актуализировало госпрограмму развития промышленности до 2030 года. Одним из важных направлений этого документа является подпрограмма по транспортному и спецмашиностроению. В числе других задач она предусматривает организацию производства высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) – автономных машин.

©Сергей Киселев/ Агентство"Москва"

В течение 10 лет доля беспилотных легковых автомобилей 3-го уровня по классификации SAE, согласно постановлению кабмина, должна быть доведена до уровня не менее 2%. Учитывая, что в настоящее время в нашей стране зарегистрировано без малого 53 млн легковых машин и этот показатель к 2030 году едва ли уменьшится, получается, что вскоре в России парк беспилотных машин, находящихся в основном в частном пользовании, составит более 1 млн штук.

Прежде чем искусственный интеллект получит равные права с человеком в управлении транспортными средствами, ему предстоит, что называется, сдать экзамены на водительские права. С этой целью правительство утвердило специальный план тестовой эксплуатации беспилотных автомобилей без инженера-испытателя в салоне, рассчитанный до 2024 года. «Экзаменовать» высокоавтоматизированные транспортные средства на дорогах общего пользования в ряде регионов начнут уже в текущем году. Программу тестирования подготовил Минтранс. Она предусматривает, в частности, создание правовой базы для поэтапного внедрения ВАТС в транспортный комплекс страны в течение ближайших трех лет.

Разработка и принятие нормативных актов – не единственная задача, стоящая на повестке дня. Как показывают социологические опросы, сегодня уровень доверия к беспилотным машинам у населения России заметно ниже, чем в мире. В среднем чуть более трети россиян согласны доверить руль автомобиля искусственному интеллекту, а в мире этот показатель составляет 53%.

Скептическое отношение к беспилотному транспорту в нашей стране можно объяснить недостаточным уровнем информированности. Реалии таковы, что для большинства россиян эти машины до сих пор остаются чем-то вроде околонаучной фантастики.

Дорога в будущее: как "умные" автомобили изменят мегаполисы XXI века

Между тем автономные автомобили уже долгое время проходят обкатку и на закрытых территориях промышленных объектов, и на улицах некоторых мегаполисов. Например, в Сингапуре курсируют коммерческие беспилотные автобусы, а в Китае для ВАТС открыты дороги общего пользования.

Успешный зарубежный опыт убеждает далеко не всех. Так, 61% россиян признаются, что автономные машины не внушают им доверия из-за опасений возможных технических сбоев.

Статистка свидетельствует об обратном: как раз беспилотный транспорт значительно реже попадает в ДТП. Неслучайно эксперты отрасли применяют формулу «90–60–30», которая отражает основные преимущества автономных автомобилей. Эксплуатация таких машин на 90% снижает аварийность на дорогах, на 60% уменьшает нагрузку на дорожное полотно, на 30% сокращает вредные выбросы в атмосферу.

Вероятность технических сбоев в беспилотном автомобиле сведена к минимуму. От неприятностей пассажиров и окружающих надежно страхуют современные операционные системы, которые безотказны при любом уровне нагрузки.

Беспилотники оснащены множеством внешних и внутренних камер, системой GPS, парктрониками, системой ADAS (оперативно предупреждает водителя об опасных ситуациях, предвидит аварии и дорожно-транспортные происшествия). На некоторых машинах предусмотрены лиманы – специальное оборудование для получения и обработки информации об окружающих объектах.

Для повышения доверия населения к беспилотному транспорту в Госдуме некоторое время назад выступили с инициативой создать единый центр сертификации и мониторинга. Если предложение получит поддержку, то информация об автономных автомобилях и автобусах, зарегистрированных на территории РФ, будет аккумулироваться, анализироваться и храниться в централизованной базе.

В частности, депутаты считают целесообразным отслеживать и выяснять причины всех нештатных ситуаций, возникающих при передвижении беспилотников по дорогам общего пользования. Эта информация должна подтвердить, что поездки на автономных автомобилях безопаснее, чем на обычных с водителем за рулем. Ну а сертификация ВАТС необходима для учета автопарка, модельного ряда, проверки используемых производителями алгоритмов и технологий.

Для создания единого центра прежде всего необходима добрая воля владельцев беспилотников. Иными словами, потребуется их разрешение на передачу данных о всех передвижениях автомобилей.

Не обойтись и без создания реестра, в котором будут отображаться персональные данные. Не исключено, что кто-то может посчитать тотальный контроль со стороны «большого брата» вторжением в частную жизнь, нарушающим конституционные права и свободы.

Кроме того, предполагаются определенные затраты на создание центра, причем не только по линии государства или частных инвесторов, но и от владельцев беспилотников. Ведь автономные транспортные средства потребуется оснащать тахографами и другими средствами объективного контроля.

Все эти нюансы надо будет учесть при формировании нормативно-правовой базы единого центра сертификации и мониторинга беспилотного транспорта. Необходимо определить госорган, под контролем которого будет работать этот центр.

Помимо этого, следует внести изменения в Правила дорожного движения, которые касаются беспилотников, установить предельные тарифы ОСАГО. Кроме того, определить сроки и периодичность прохождения техосмотра для всех видов автономного транспорта, а также штрафы и пути обмена информацией с другими участниками дорожного движения.

Автор – независимый эксперт транспортной отрасли

Самое читаемое
Exit mobile version