Таким образом, в течение ближайших шести месяцев – до 1 марта 2022 года – в России де-факто пройдет своеобразный эксперимент. По результатам его станет понятно, насколько институт ТО вообще эффективен и влияет на уровень аварийности на дорогах.
В принципе, ответ известен заранее. Последние десять лет, после того как техосмотр отобрали у ГИБДД в пользу страховщиков, эта процедура превратилась в фикцию. Есть оценки независимых экспертов, согласно которым до 80% полисов ОСАГО все эти годы реализовывалось без прохождения ТО.
Уместно напомнить, что действующие правила проведения техосмотра были утверждены правительством в декабре 2011 года. В них определены 82 показателя состояния автомобиля, подлежащие обязательной проверке в ходе ежегодного ТО. Несмотря на то, что система не работала, всплеска аварийности в РФ отмечено не было.
Пассивная позиция Российского союза автостраховщиков (РСА) – наглядное тому подтверждение. Бизнес крайне болезненно реагирует на убытки, тем более что ОСАГО – низкомаржинальный вид страхования.
Если бы был зафиксирован хоть сколько-нибудь существенный рост ДТП по причине технической неисправности автомобилей, то руководство РСА не замедлило бы принять меры по наведению порядка. А так все фактически спускалось на тормозах. И всех это устраивало – и автовладельцев, и страховые компании. Почему проявило активность МВД, стремящееся вернуть под свой контроль институт ТО, в общем-то понятно. Здесь преобладают ведомственные интересы борьбы за денежные потоки, но решение этой задачи имеет мало общего с реальной заботой об обеспечении безопасности дорожного движения.
Во всяком случае, ГИБДД не может записать в свой актив вывод из эксплуатации автомобилей, снятых с учета, машин-призраков, имеющих фальшивые госномера и т.д. Это вызывает определенный скепсис относительно намерений организации с 1 марта будущего года вычислять и штрафовать автовладельцев, не имеющих диагностической карты о прохождении ТО, с помощью дорожных камер видеофиксации.
Как бы то ни было, сам факт, что для оформления ОСАГО скоро не нужно будет предоставлять документы о пройденном техосмотре, безусловно, положительное явление. Впрочем, как и всякая отмена бесполезных, а значит, вредных обязательных требований, предполагающих либо бессмысленные поборы с граждан, либо того хуже – коррупцию.
Вместе с тем целесообразно сохранить прохождение техосмотра в добровольном порядке с предоставлением страхователю дополнительной скидки к тарифу 5–10%, то есть примерно пропорциональной процентному соотношению ДТП, возникающих по причине технической неисправности. Альтернативой ведомственному и, что было доказано еще во времена СССР, не самому действенному контролю за работой пунктов прохождения ТО, как представляется, могла бы стать выдача диагностических карт сертифицированными автосервисами.
Исключить злоупотребления можно сугубо рыночными механизмами – выставлением регрессных исков страховщиками в случае ДТП, произошедшего по причине технической неисправности. Другой стимул – если страхователь регулярно обслуживает свое авто в сервисном центре, что, к слову сказать, стоит приличных денег, то почему бы не поощрить его хорошей скидкой при покупке полиса ОСАГО?
Таким автомобилям, как представляется, техосмотр не обязателен. Ну а производители и автосервисы должны отвечать за качество своей работы, в том числе и перед страховыми компаниями. Поскольку для них репутация не пустой звук, то это послужит гарантией от любых нарушений.
Этот вариант может стать разумной альтернативой возвращению института техосмотра в лоно ГИБДД. К сожалению, предшествующий опыт в большинстве случаев негативный – структура неисправима и нередко выступает источником коррупции и социальных проблем.
Между тем МВД, похоже, уже начало готовить почву для ужесточения процедуры ТО. Это касается, например, попытки ревизии перечня неисправностей, наличие которых запрещает эксплуатацию автотранспортных средств.
К проблемам с тормозами, рулевым управлением и головным светом в темное время суток ГИБДД считает целесообразным добавить новые пункты. В частности, подтекание масла из коробки передач, «чек двигателя», выведенный компьютером на приборной панели, скол на лобовом стекле, перегоревшая во время езды лампочка и прочие неполадки, которые напрямую не влияют на безопасность дорожного движения.
Можно только догадываться, до каких мелочей могут начать докапываться сотрудники пунктов техосмотра, патронируемые инспекторами ДПС, запуская водителей на повторные проверки, за каждую из которых придется выкладывать приличную сумму. Что скрывать, для этих организаций ежегодный ТО – в чистом виде бизнес.
Если МВД удастся пролоббировать перевод обязательного техосмотра под ведомственный контроль, то нельзя исключать развитие ситуации в нежелательном ключе. Велик риск наступить на старые грабли: вновь начнутся облавы на дорогах с вымогательством взяток.
В случае введения тотального контроля прохождения техосмотра средствами автоматической фотофиксации на дорогах из-за ошибок в работе системы и нестыковок информационных баз данных – к сожалению, достаточно распространенного явления в нашей стране, – штрафы будут угрожать не столько нарушителям, сколько миллионам законопослушных автомобилистов. Нечто подобное мы проходили, причем уже неоднократно.
По-другому и быть не может, когда во главу угла ставится не реальная забота об обеспечении безопасности дорожного движения, а контроль над финансовыми потоками. Человеческий фактор, в конце концов, никто не отменял, а значит, в любом случае – с видеофиксацией процедуры ТО или без нее – будут найдены различные способы за взятки включать технически неисправные машины в электронную базу данных о прохождения техосмотра.
Андрей Веселков – руководитель аналитической службы Национального общественного центра безопасности движения (НОЦБД)