Профиль

Извилистый путь иномарки: есть ли смысл в покупке автомобиля за рубежом

Последние недели ознаменовались серьезным укреплением национальной валюты. Практически весь июнь и доллар, и евро формально стоили 52–57 рублей. Только в начале июля рубль начал терять позиции, и 15 июля, к примеру, евро по официальному курсу оценивался в 58,3 руб.

Перевозка новых иномарок автовозом

©Shutterstock/Fotodom
Содержание:

Впрочем, эти валютные колебания как бы прошли мимо автопроизводителей, которые дружно подняли цены в марте на 35–50% (по подсчетам аналитического агентства «Автостат»), потом еще чуть в апреле и мае. И только в июне рост цен прекратился, однако, несмотря на то что курс национальной валюты к тому времени изменился в два раза, компании не спешат корректировать прайс-листы в сторону уменьшения. Как считают многие эксперты, цены на новые авто уже не привязаны к курсу рубля – на стоимость автомобилей сейчас куда больше влияет их наличие на складах, а также логистические затраты.

В результате случился парадокс: цены на автомобили в России остаются одними из самых высоких в мире. И даже бюджетные модели могут стоить, как кроссоверы среднего класса в Европе или Японии. А что, если сравнить цены на популярные модели у нас и у них? И в случае чего – не рискнуть ли и попытаться заказать какой-нибудь свеженький кроссовер в Германии или хотя бы в Армении? Может, получится изрядно сэкономить?


Отступление номер один. «От трех до пяти»

Среди подержанных иномарок самым выгодным сегментом для покупки были и остаются для россиян автомобили возрастом от трех до пяти лет. Моложе – машина считается новой (и таможенное оформление дорогое), старше пяти лет – вступают в силу практически запретительные пошлины. А в случае «от трех до пяти», если выбрать модель с мотором объемом до литра, растаможка обойдется всего в 1,5 евро за см3. От 1 до 1,5 литра – по 1,7 евро. И так далее. Эти правила едины для всех стран. Стоимость таможенного оформления не зависит от того, откуда ввозится автомобиль: из США, Европы, Японии, Арабских Эмиратов, Грузии или другой страны.


Калькулятор в помощь

На самом популярном в Германии сайте по продаже автомобилей я изучил цены на две хорошо известные у нас модели кроссоверов. Итак, за VW Tiguan выпуска 2019 года с турбомотором 1,4 л (150 л. с.), АКП и передним приводом, в хорошей комплектации (самый модный у них вариант!), пробегом порядка 60 тыс. км (все точно, у них не скручивают!) просят порядка 27 тыс. евро. Если посчитать по среднему (за два месяца) курсу 60 руб. за евро, то выходит, что это примерно 1,6 млн рублей. Неплохо!

Но, чтобы привезти его в Россию и поставить на учет, придется изрядно постараться и потратиться. Вот только официальные платежи, без которых даже не пропустят через границу: таможенная пошлина (по 1,7 евро за 1 см3) – 143 тыс. руб., таможенный сбор – 8,5 тыс., утилизационный – 5,2 тыс. Итого –157 тыс. руб. На круг получается, что придется за кроссовер заплатить 1,757 млн рублей.

Движение вниз: российский авторынок показал самое серьезное падение за 15 лет

Все равно очень неплохо, особенно если учесть, сколько такая машина будет стоить у нас. На самом популярном нашем сайте изучил предложения и понял, что за подобную машину продавцы хотят от 1,8 до 2,3 млн рублей. При том, что кроссовер будет российской сборки (кого-то это до сих пор отпугивает) и с непонятным пробегом (чаще всего далеким от истинного). Так что вроде неплохой вариант получается с доставкой из-за рубежа…

Возьму еще один автомобиль для примера. Поищу-ка я в Германии кроссовер побольше, например, Hyundai Santa Fe 2018 года выпуска. Самая популярная у них комплектация – дизельный двигатель 2.2 л (200 л. с.), АКП, полный привод. Как ни странно, сразу нашел машину недорогую – всего за 23 тыс. евро, что по курсу 1 к 60 составит 1,38 млн рублей. Отлично!

Почему вдруг «кореец» дешевле «немца»? Потому что старше или пробег больше? А может, любовь к собственным маркам здесь выше ценится? Или все дело в европейской тенденции – отказываться от «неэкологичных» дизельных моторов? Не знаю. Прибавим к цене 357 тыс. руб. таможенных платежей (уже 2,7 евро за 1 см3), 13,7 тыс. – сборы и получим 371 тыс. руб. Выходит, что большой 7-местный кроссовер с пробегом по Германии 110 тыс. км обойдется на круг всего-навсего в 1,751 млн рублей. Отличное предложение!

Поискал такой же автомобиль на наших сайтах и загрустил. Причем сильно, потому что за подобные машины продавцы хотят (барабанная дробь!) от 2,8 до 3,3 млн. Вот где экономия!


Отступление номер два. Заветная кнопка

Автомобиль, который вы собираетесь ввести в Россию, должен соответствовать требованиям Технического регламента ЕАЭС. Один из ключевых критериев – экологический класс не ниже Евро-5.

Стоимость растаможки ввезенного автомобиля – увы, не единственный и не последний побор. Потребуется установить кнопку экстренного вызова системы ЭРА-ГЛОНАСС (от этой приятной обязанности освобождены лишь жители Дальнего Востока, которые ввозят праворульные авто для личного пользования) – это стоит примерно 30 тыс. рублей. Как правило, самостоятельно купить заветную кнопку не получится: вам ее просто не продадут. Но тут свои услуги готовы предложить многочисленные компании и просто специалисты, которые и кнопку поставят, и получат за вас еще один необходимый для регистрации документ – свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС). Вообще-то он стоит примерно 30 тыс., но посредник за весь пакет услуг (плюс его вознаграждение) попросит, как правило, 90–110 тыс. рублей. Зато никаких хлопот, и дальше можно смело оправляться в ГАИ – регистрировать новый автомобиль.


Кто поедет в Гамбург?

Итак, решено: надо брать! Только вот как доставить авто из Германии (или любой другой европейской страны)? Самолеты туда не летают, поезда не ходят. Лететь с пересадкой в Стамбуле? А как получить визу? Как переправить деньги продавцу, если российские банки отключены от системы SWIFT, а наши банковские карточки – от системы Visa? Везти с собой через несколько границ 30 тыс. евро наличными? Ой, сколько вопросов возникает…

Машина времени: почему авторынок России может вернуться в 90-е

«Профессия перегонщика, окутанная романтическим флером в 90-е годы прошлого века, в нынешние времена перестала существовать, – уверен Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. – Конечно, отправиться в одиночку в одну из европейских стран теоретически можно, но – очень и очень сложно. Особенно, если вы не профессионал. Можно каким-то образом проникнуть в страну (скажем, в ФРГ), найти и купить там нужную машину, но вот вернуться на ней домой без приключений вряд ли получится».

И правда. Я тут прочитал на днях в соцсетях историю, как молодая пара ездила за подержанным автомобилем в Грузию (с которой граница у нас открыта и визы не нужно) – и заплакал. Чего стоят 4 (!) дня, проведенные на границе (очередь на сутки плюс мытарства при оформлении на нашей таможне), да еще две недели, потраченные на оформление уже дома… Нет, такая экономия лично мне не нужна.

«В России в связи с дефицитом новых автомобилей становится популярной услуга ввоза машин из-за рубежа, – продолжает Мигаль. – При низком курсе рубля это действительно выгодно. Но сейчас подбором, приобретением и ввозом подержанных иномарок в страну занимаются только профессионалы. Причем в этом процессе задействованы несколько людей и компаний. Некий представитель купит машину в Европе (каким образом будут переведены деньги – его проблема). Затем зарубежная логистическая фирма довезет купленные автомобили на автовозе до российской границы (или белорусской, или прямо до вашего города – как договоритесь). И затем кто-то уже на месте займется окончательным оформлением».

Причем сегодня выгодно ввозить автомобили именно на физических лиц, поэтому крупные компании тут не работают. Только небольшие фирмы, индивидуальные предприниматели, которые «в теме» и готовы рискнуть. Но насколько готовы рискнуть вы? Ведь некоторые «серые» дилеры имеют скверную привычку после внесения предоплаты в размере полной стоимости автомобиля – исчезать…

На все четыре стороны

Кстати, кроме европейского направления существуют и другие. Например, уже давно (а в последнее время особенно активно) «серые» дилеры предлагают машины из стран Ближнего Востока. Учитывая, что там, как и у нас, очень популярны внедорожники Lexus и Toyota, а цены них (новые или с небольшим пробегом) могут быть на 20–30% ниже, чем в РФ (даже с учетом все платежей), – почему бы не взять? Но, по словам Дениса Мигаля, тут тоже надо быть очень внимательным: как правило, эти машины адаптированы под местные, а не российские условия эксплуатации. Например, на них устанавливаются более мощные кондиционеры, а система обогрева салона, наоборот, слабая. Кроме того, у таких машин, как правило, нет обогрева руля, сидений, зеркал и стекол: зачем эти глупости в пустыне?

Но Эмираты далеко, а у нас есть близкие соседи – Белоруссия, Казахстан, Армения… Может, у них найдутся подержанные машины подешевле? И границ у нас с ними практически нет, можно даже по внутреннему паспорту проехать.


Отступление номер три. Единое таможенное пространство

Страны ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) входят вместе с Россией в единое таможенное пространство, что позволяет ввозить в РФ автомобили из этих государств без дополнительных платежей. Ведь таможенную очистку по единым ставкам союза автомобили уже прошли при ввозе на его территорию. Правда, тут есть оговорка. До июня 2020 года в Армении и Киргизии действовали льготные тарифы на таможенное оформление. Так что при ввозе таких машин в Россию придется доплатить разницу.


Армению (а также соседнюю Грузию) пока откладываем: на единственном пограничном переходе «Верхний Ларс» последние месяцы творится полное безумие. Очередь растянулась на километры (в лучшем случае границу получится пересечь через сутки), а российский таможенный пост славится… скажем так, повышенной требовательностью.

Неисповедимые пути: как параллельный импорт изменит авторынок в стране

Киргизия далеко, да и рынок подержанных авто там совсем невелик. Может, посмотреть на запад? И действительно, говорят, что россияне в последнее время стали все чаще интересоваться подержанными автомобилями, которые можно приобрести в Белоруссии. Так, на российском рынке пятилетний кроссовер Nissan X-Trail с 2,5-литровым двигателем и «полным фаршем» стоит примерно 2 млн рублей. Аналогичный вариант в Гомеле коллегам предлагали за 77 тыс. белорусских рублей, что в пересчете на наши деньги – 1,6 млн рублей. И по другим популярным моделям разница в цене с нашей может составлять 10–20%. Вроде бы выгодно сгонять к соседям на выходные, а вернуться на свеженькой иномарке.

Но, как говорится, есть нюансы. Например, встает вопрос: как платить, по какому курсу? В валюте – нельзя ни по белорусским, ни по нашим законам (у соседей – и вовсе уголовное преступление!), а купить белорусские рубли по официальному курсу очень непросто. Например, наши, российские банки предлагают поменять российские рубли на белорусские по такому невыгодному курсу, что сделка изначально превращается в уже не такую выгодную.

Можно, конечно, конвертировать наши рубли с помощью карты «Мир» – там курс выгоднее, но все равно перевод будет стоить денег... Не забывайте, что кроме транспортных расходов придется потратиться на регистрационные действия в Белоруссии (около 10 тыс. руб.) и на наш утилизационный сбор (5 тыс.), сертификат безопасности конструкции транспортного средства (20 тыс.). И про замечательную кнопочку системы ЭРА-ГЛОНАСС не забудьте! Поэтому к цене машины из Белоруссии стоит сразу прибавить еще порядка 100 тыс. руб.

(Как обидно! Вот для некоторых категорий транспортных средств в правительстве сделали исключение: например, на конвейере сейчас «кнопки» не ставят. И при ввозе автомобиля на Дальнем Востоке его можно зарегистрировать без нее, главное, пообещать «доустановить» ее позже. Когда-нибудь. Но при ввозе машин в другие регионы никаких таких льгот не предусмотрено.)


Отступление номер четыре. Гора документов

Чтобы поставить на учет в ГАИ автомобиль, привезенный из-за границы, надо иметь изрядную кипу бумаг. Сначала придется отправиться на таможню и предоставить там авто плюс полный комплект документов на него, а также таможенный сертификат, расписку (последние две бумаги выдаются при внесении депозита, равного сумме таможенного платежа, – это надо сделать или заранее, или непосредственно при пересечении границы), декларацию. Автомобиль осмотрят и, если все в порядке, заведут электронный ПТС. И только потом уже можно отправляться в ГИБДД ставить растаможенную машину на учет.

При перегоне машины из Белоруссии процедура немного иная. Нужно заплатить утилизационный сбор и на его основании получить на таможне таможенный приходный ордер. В зависимости от ситуации на автомобиль потребуется ОТТС (если машине меньше трех лет) или СБКТС (если машина старше). Схожая процедура и в случае с Казахстаном.


Впрочем, про Казахстан как территорию, где можно поискать интересный подержанный автомобиль, и как транзитный канал, видимо, скоро придется забыть. Это сейчас РК вовсю используется как канал доставки «санкционки», например, люксовых авто из Арабских Эмиратов. Но власти Казахстана недавно официально объявили, что в кратчайшие сроки примут закон, запрещающий поставку подсанкционных товаров в Россию: уполномоченные организации перестанут заверять электронные счета-фактуры, что сделает невозможным пересечение границы с РФ.

Таким образом, все премиальные внедорожники, которые сейчас спокойно едут через Казахстан, через некоторое время могут оказаться вне закона. И – кто его знает! – под раздачу заодно могут попасть и другие подержанные иномарки. Ведь уже сейчас дилеры европейских марок из Казахстана часто отказываются продавать новые машины россиянам…

Словом, в условиях нынешнего меняющегося мира можно, конечно, попытаться сэкономить и отправиться за море, чтобы там по дешевке приобрести подержанную иномарку. Но для этого надо обладать изрядным запасом смелости, а также авантюризма. Хотите рискнуть? Это ваше право, только помните пословицу про перевоз купленной за морем телушки за полушку.

Самое читаемое
Exit mobile version