История и география
Настоящий автомобильный бум в Приморье начался в 1989 году, когда моряки официально получили право на льготный (по факту – беспошлинный) ввоз машин «для личного пользования» (которые тут же стали «продаваться по доверенности»). Это были небывалые по красоте (с точки зрения неизбалованных советских людей) и техническому совершенству машины… с правым рулем. Выпущенные для японского рынка. Но быстро выяснилось, что трудностей в переходе с левого на правый руль никто не испытывал. Единственная, пожалуй, сложность связана с обгоном на узкой двухполосной дороге, когда надо для обгона выезжать на встречку, а прямо перед тобой движется грузовик, мешая обзору. Однако и тут водители быстро адаптировались (подтверждаю, сам ездил по столице два года на Toyota Celica): надо не прижиматься к фуре, а «отпустить» ее, чтобы встречка просматривалась и с правого сиденья, а потом «притопить» (благо японские моторы позволяли резко ускориться). Водители считали это ничтожной платой за комфорт и надежность японских машин, которые уже 30 лет назад массово комплектовались автоматическими коробками передач и кондиционерами.
С 1 января 1992-го был открыт закрытый порт Владивосток, и поток праворульных автомобилей хлынул во все регионы страны. А в Приморье расцвел бизнес, связанный с привозом, перепродажей и обслуживанием подержанных японских праворульных автомобилей.
Надо сказать, что Япония сама выталкивала свой внутренний вторичный автомобильный рынок за пределы страны, из года в год повышая цены на техосмотр и налоги для машин старше трех лет. Именно жесткое нормативное регулирование, а не желание всегда ездить только на новой машине вынуждает японцев быстро менять свои авто. А нам только этого и надо!
"Будет поскромнее": на какие машины Путин пересадит российских чиновников
Поэтому с начала 90-х Владивосток стал крупнейшим логистическим центром по доставке машин из Японии и перепродаже на внутреннем российском рынке. Ведь расстояние от краевого центра Приморья до западного побережья Японии по прямой – чуть более 800 км. Путь по воде занимает в среднем около двух суток (в зависимости от погоды и порта отправления).
Набирающий объемы поток машин из Японии изменил всю городскую жизнь Владивостока. Разные технические здания и помещения, ангары и бывшие казармы, которые стояли заброшенными после развала советской экономики, быстро заняли под склады автозапчастей, автосервисы и авторазборки. В 1993-м заработал авторынок «Зеленый угол» («Зеленка», как его называют местные). Видимо, и сейчас это крупнейший авторынок в стране, местная достопримечательность и один из главных туристических объектов. Представьте: несколько сопок, занятых огороженными автопарковками, где стоят подготовленные к продаже машины. Тысячи, десятки тысяч… Небольшой город в городе, практически «градообразующее предприятие».
Можно, конечно, называть импортеров и продавцов «спекулянтами» и «перекупами». Но на эту сферу в крае завязано очень многое. Например, транспортные компании с их эвакуаторами, автовозами и ж/д составами. Сервисы и магазины запчастей, обслуживающие «японки». Сертификационные лаборатории. Банки, осуществляющие переводы в Японию, и брокеры, оформляющие автомобили на таможне. Гостиницы и кафе, ориентированные на перегонщиков и отдыхающих, которые совмещают отпуск в Приморье с покупкой машины.
Ввоз в Россию из Японии подержанных праворульных машин рос лавинообразно и достигал в начале двухтысячных 400 тыс. авто в год. Затем российское правительство принялось последовательно бороться с б/у импортом путем введения все более высоких таможенных пошлин, утильсбора и т. д. Ввоз машин с правым рулем одно время даже пытались запретить, но на митинги вышло такое количество людей, что власти от идеи отказались. Тем более что с появлением на рынке множества бюджетных иномарок, собранных в России, спрос на подержанные «японки» последовательно падал – до 40–50 тыс. в год в 2010–2020-х. Но в самом Владивостоке и в Приморье, по данным аналитического агентства «Автостат», любовь к таким машинам не угасала: сейчас доля праворульных автомобилей здесь составляет около 80%. Всего же, по статистике агентства, в России насчитывается 3,5 млн автомобилей с правым расположением руля, что составляет порядка 8% всего автопарка страны.
А с весны прошлого года этот бизнес пережил буквально второе рождение. Еще бы, ведь наш внутренний вторичный рынок испытал сильнейший шок. Он обычно подпитывался за счет первичного рынка, но после начала СВО резко удлинились сроки эксплуатации автомобилей, владельцы отказываются от замены своего авто на неопределенный срок. Практически полностью прекратились поставки б/у машин из Европы и США. И что осталось, какие варианты? Авторынок Японии!
Повторение пройденного
Недавно японское издание Japan Posts привело данные исследования, согласно которому за 1,5 года, с марта 2022-го, бизнес японских компаний с Россией сократился на 30%, при этом отдельные отрасли, напротив, выросли. Например, Япония увеличила поставки именно подержанных автомобилей в Россию. И как увеличила!
Две премьеры АвтоВАЗа: найдут ли покупателей новинки российского автопрома
За 2022 год только через порт Владивосток в нашу страну было ввезено порядка 220 тыс. автомобилей, из них свыше 170 тыс. – легковых, с правым рулем. Как подсчитали в агентстве «Автостат», это на 43% больше, чем в предыдущем году. Самой популярной японской маркой была и осталась Toyota (45% от общего объема). На втором месте Honda (28%), на третьем – Nissan (10%). Следующие шесть позиций занимают японские бренды Subaru, Suzuki, Mazda, Daihatsu, Mitsubishi, Lexus. Ввозили, между прочим, и небольшое количество «европейцев» с правым рулем: BMW (694 шт.), Volkswagen (597 шт.), Mercedes-Benz (444 шт.), Audi (169). А за 7 месяцев 2023-го в Россию ввезли уже 147 тыс. б/у японских машин, сообщила Федеральная таможенная служба (ФТС). Это в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Можно было предположить, что по итогам года цифра вплотную приблизится к 300 тысячам… Но нет, не случится.
Причин тут две. Первая – повышение утилизационного сбора с 1 августа этого года, по некоторым позициям в несколько раз. Например, для машин с объемом двигателя более 3 л теперь придется заплатить от 970 тыс. руб. и выше, вне зависимости, везет машину юрлицо или частник. За авто попроще ставки выросли только для коммерсантов, физлицо за автомобиль с двигателем объемом до 2 л возрастом старше трех лет заплатит 5,2 тыс. Но если в течение года надумает ее продать, придется доплатить почти 300 тыс. руб.
А вторая – запретительные меры со стороны японского правительства. Япония, как объяснил их министр экономики, своим решением лишь поддерживает аналогичный запрет, который был ранее введен в отношении нашей страны по линии Европейского союза.
Наш рынок подержанных праворульных "без пробега по РФ" сильно просядет из-за запрета Японии на экспорт машин
Alexander Chizhenok/ShutterstockКто попал под запрет
Сразу надо сказать, что с марта 2022 года поставки новых автомобилей напрямую из Японии в Россию практически не осуществляются. Закрыты и все предприятия в нашей стране, где собирали такие машины (Toyota и Nissan в Санкт-Петербурге, Mazda во Владивостоке, Isuzu в Ульяновске, Mitsubishi в Калуге). Хотя японские автомобили продолжают прибывать в Россию по каналам параллельного импорта (через третьи страны, в первую очередь ОАЭ, Казахстан и Китай), их количество невелико. А теперь еще сократится из-за увеличения утильсбора.
Оттолкнулись от дна: российский автопром начал наращивать производство
Новый удар нанесен уже по подержанным автомобилям. С помощью коллег из агентства «Автостат» я попытался понять, какую долю рынка занимали авто, попавшие под запрет. На японские машины с моторами объемом более 1,9 литра приходится около 10% от всего ввоза б/у автомобилей, считает исполнительный директор Сергей Удалов. Но в последние годы существенно вырос ввоз машин с гибридными силовыми установками, электромобилей, которые теперь поставлять запрещено. Отдельно запрещено ввозить легкие коммерческие автомобили, включая грузопассажирские универсалы. В результате машины, которых коснулся запрет, составляют почти половину от нынешнего предложения б/у авто из Японии (без пробега на российском рынке).
Итак, что мы потеряли? Российские автомобилисты (в первую очередь жители Дальнего Востока и Сибири) лишаются почти всех серьезных внедорожников, включая популярные Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero, больших седанов семейства Toyota Mark или Nissan Skyline, таких минивэнов, как Toyota Alphard или Nissan Serena. Под ограничение попадает и большинство среднеразмерных кроссоверов, таких как Toyota RAV4 или Honda CR-V. Запрещены популярные гибриды семейства Toyota Prius и электромобили Nissan Leaf. Кстати, Leaf – самый массовый электромобиль на российском рынке. А гибридные версии есть сегодня у всех самых популярных машин – Toyota Aqua, Honda Fit, Toyota Harrier, Honda Freed, Toyota HiAce; теперь путь им в Россию закрыт. Надо сказать, что в европейской части России до сих пор мало что знают о гибридных двигателях, а в Приморье они очень распространены.
Отдельно запрещен ввоз легких коммерческих автомобилей, включая даже маломощные грузовички и грузопассажирские универсалы, – по сути, все варианты с приставкой Van и шильдиком грузоподъемности на задней двери. Это, например, Toyota Probox/Succeed, Nissan AD, Mazda Familia. Плюс все грузовые модификации микроавтобусов. Такие автомобили составляли небольшую долю рынка, около 3%. Другое дело, что эти машины были очень востребованы малым бизнесом, дачниками…
При этом запрет не распространяется на компактные машины с маленькими двигателями внутреннего сгорания. В числе таких автомобилей –значительная часть японского модельного ряда Honda и почти все автомобили Suzuki и Daihatsu. Также под запрет не попадают и более крупные, но очень популярные автомобили Toyota Corolla и Vitz, Nissan Note, Subaru Levorg, Mazda Demio, Mitsubishi Dingo (только с ДВС, хотя у многих есть «гибридные» варианты). Иными словами, наш рынок «отрезают» лишь от некоторых классов.
Кто еще пострадал
Похоже, японский бизнес совсем не в восторге от этих санкций. Россию как страну-импортера трудно чем-то заменить. И по объемам, и по широкому спектру заказов, ведь наши граждане (и компании) предпочитали автомобили не дешевые (их в РФ ввозить было невыгодно), а прежде всего дорогие внедорожники и кроссоверы. Кто теперь все это будет покупать? А если из страны не уходят подержанные машины, то хуже начинают продаваться новые.
Год вперед, двадцать пять назад: перспективы российского авторынка
Стоимость автомобилей, которые ранее поставлялись в Россию, упадет на внутреннем японском рынке на 10–50% (в зависимости от класса). Особенно пострадают машины с большим объемом двигателя – они в Японии с возрастом становятся крайне невыгодными из-за высоких цен на страховку и техобслуживание. Это, в свою очередь, приведет к огромным убыткам, ведь Россия всегда была крупнейшим покупателем подержанных японских авто. В разные годы наша страна занимала от 10% до 25% вторичного экспортного рынка. И найти ей замену будет непросто, а по целому ряду позиций невозможно, уверены многие эксперты. И даже оценивают ежедневные потери Японии от введенных в отношении РФ санкций в астрономические суммы.
Не буду гадать, скажу только, что, по данным министерства финансов Японии, в первом полугодии 2023-го экспорт автомобилей из этой страны в Россию вырос на 32,8% по отношению к прошлому году. А по итогам всего 2022-го Япония поставила в РФ подержанных машин общей стоимостью около 250 млрд иен (1,8 млрд долларов).
Поэтому, по слухам, некоторые японские компании ищут возможности отправки машин в Россию через третьи страны. Как это уже происходит с новыми авто. Но тут логистика должна быть иной, поэтому разрабатываются новые маршруты. К примеру, через Малайзию, которая является еще одним крупным покупателем подержанных машин из Японии (но далеко не в таких объемах, как РФ). В таком случае «плечо» значительно удлиняется, растут расходы на перевозку, появляются новые жадные посредники…
Говорят, что при таком маршруте доплатить за каждый автомобиль придется порядка 100–150 тыс. руб. При этом все участники сделки сильно рискуют, особенно японская компания-продавец: фирму запросто могут лишить лицензии за попытку обойти санкции. Подобное уже случалось при попытке экспорта новых японских машин стоимостью более 6 млн иен. Ведь санкции в Японии ввели не для галочки… Да и страна, через которую идет реэкспорт, может вдруг присоединиться к санкциям. В любом случае для российского клиента, рискнувшего заказать авто, это может обернуться потерянными деньгами.
Но такие попытки, безусловно, будут. Вполне возможно, получится найти и надежный канал для поступления столь любимых у нас праворульных машин с небольшим пробегом только по Японии.
Что в остатке
Совершенно точно: этот запрет не сможет остановить ввоз машин в Россию. Но наш рынок подержанных праворульных «без пробега по РФ» сильно просядет. Как минимум наполовину – это то количество авто, что попадают под запрет. Рынок, конечно, может восстановиться за счет альтернативных машин, которые не попадают под санкции. Поставщики просто переориентируются на другой модельный ряд с моторами объемом до 1,9 литра. Безусловно, вырастут цены – ориентировочно на 10–30% на все вновь поступившие японские машины на вторичном рынке. Они уже во многих регионах поползли вверх, правда, не столько из-за японских запретов, сколько из-за возросшего утильсбора.
И уже четко обозначился тренд последнего времени, не связанный с очередными японскими санкциями. Растет импорт в Россию подержанных «корейцев» и новых «китайцев». Ведь в КНР помимо собственных производителей есть заводы, где производят японские авто. А китайцы недавно разрешили экспорт «японцев», собранных в стране. Может быть, автомобили оттуда хоть частично смогут заменить нам запрещенные марки?
С подержанными машинами сложнее. Ни в Корее, ни в Китае нет сегодня предложений автомобилей той ценовой категории, которая наиболее популярна среди российских клиентов. Ведь основная масса покупателей заказывает машины стоимостью до 1,2 млн руб. (с учетом всех платежей и расходов). Такие машины есть в Японии (спасибо их жесткой налоговой и тарифной системе), и заменить их попросту нечем. Зато импорт гибридных машин и электрокаров в Россию из Китая и Кореи растет.
Словом, последствия введенного запрета в большей степени затронут регионы Сибири и Дальнего Востока, где б/у машины из Японии традиционно пользуются высоким спросом (и то ненадолго), но в целом для страны ситуация критичной не станет. Но приятного в этом все равно мало.