Профиль

Пилотная серия

Победа российского автогонщика Даниила Квята на этапе «Формулы-1» в Венгрии всколыхнула интерес к отечественному автоспорту. Гонки профессиональных серий в России становятся все более популярными, но для развития автоспорт нуждается в финансовой поддержке.

©

Кольцо скорости

В первую очередь самого пристального внимания заслуживает Российская серия кольцевых гонок (РСКГ). Фактически эти соревнования родились 60 лет назад, в 1955 году, в качестве Чемпионата СССР по кольцевым гонкам. И с тех пор благополучно существуют, хоть и с небольшими перерывами и регулярной сменой названий. Сегодня соревнования проводятся в статусе Чемпионата и Кубка России. Начиная с этого года в серии представлены пять классов автомобилей. Пилоты "Туринг" и "Туринг-Лайт" ведут борьбу в рамках Чемпионата России. Для "Супер-продакшн" и "Национальный" разыгрываются Кубки страны. Подрастающее поколение выявляет сильнейшего в юниорском Первенстве РСКГ. Наибольший интерес представляет класс "Туринг", в частности по той причине, что аналогичный класс существует в европейских национальных первенствах. Именно на таких автомобилях мощностью около 300 л.с. проводят Кубок Европы FIA ETCC. Более того, начиная с этого года, в класс "Туринг" допущены автомобили SEAT Leon Racer, подготовленные по требованиям нового международного чемпионата TCR International Series. Самым "народным" остается класс "Национальный", в котором большую часть парка составляют подготовленные автомобили LADA Kalina. Пожалуй, самый известные из действующих пилотов серии – Алексей Дудукало, успешно выступавший в WTCC, сначала за команду Lukoil-SUNRED/Racing Team, затем за Lukoil Lada Sport. Именно он возглавляет сейчам турнирную таблицу зачета класса "Туринг".

Ралли-рейды

©Егор Алеев/РИА Новости

Однако за пределами родины визитной карточкой российского автоспорта служат пилоты и болиды совсем другого класса. Команда "КАМАЗ-Мастер" на долгие годы сформировала имидж россиян на международной арене. Ралли-рейды как дисциплина очень близки по духу большинству отечественных водителей, перемещающихся зачастую не по дорогам, а по направлениям. Тем не менее, в этом сезоне Чемпионат и Кубок России по ралли-рейдам прошел без громких событий. Главная домашняя гонка – проект "Шелковый путь" – взяла паузу. Наибольший интерес для зрителей представляют абсолютный зачет, где выступают экипажи мирового уровня на специально построенных прототипах и зачет грузовиков, в котором "КАМАЗ-Мастер" год от года оттачивает свое мастерство. Имена, которые на слуху у всех любителей автоспорта, – Владимир Васильев, Борис Гадасин, Константин Жильцов , Антон Шибалов, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов. Список можно продолжать еще долго.

Дрифт-серия

Особняком стоят сразу две дисциплины, лишь недавно появившиеся в календаре Российской Автомобильной Федерации. Начиная с 2011 года, Российская дрифт-серия собирает поклонников этого крайне зрелищного вида спорта. Однако непосвященному человеку понять суть происходящего довольно непросто. Заезды проводятся парами, где первый пилот должен проехать заданный участок в соответствии с установками судей. Задача второго пилота – повторить траекторию ведущего, максимально синхронно и на минимальной дистанции. Большую часть времени машины движутся в управляемом заносе, и угол машины к траектории движения – один из важнейших критериев оценки. Во втором заезде участники меняются местами. Победителем становится тот, кто проехал ближе и точнее, будучи "ведомым". На текущий момент чемпионат возглавляет Евгений Ружейников. Придя в дрифт всего шесть лет назад, он успел стать призером не только российских, но и японских соревнований. Что однозначно говорит о высочайшем уровне мастерства.

Борис Шульмейстер,
российский автогонщик, неоднократный призер чемпионатов России в различных дисциплинах:
"Чтобы привлечь людей на трибуны автоспортивных мероприятий, необходимо проводить долгую и кропотливую работу. Такую, например, как провел в свое время Берни Экклстоун с “Формулой-1”, создав из рядового кольцевого чемпионата крупнейшую в мире гонку. При этом строить какие-либо прогнозы в отечественном автоспорте сложно. С одной стороны, за последние 10 лет появилось множество новых треков, таких как Moscow Raceway, Казанское и Смоленское кольцо, кольцо в Нижнем Новгороде и, конечно, прекрасная трасса “Сочи-автодром”. А ведь еще десять лет назад у нас было только Мячково, который и автодромом назвать сложно, где проходили все семь этапов РСКГ. Четыре – в одну сторону, и три – в другую. При этом, заметно вырос интерес к любительским гонкам. Расширяется как география так и состав участников, количество серий.
С другой стороны, в профессиональном спорте такого не наблюдается. А к примеру, отечественное ралли находится в плачевном состоянии. Для того чтобы воспитать по-настоящему быстрого пилота, приходится отправляться в ближайшее зарубежье. Яркий тому пример – мои ученики Николай и Василий Грязины, которые вынуждены тренироваться в Латвии, где есть вся необходимая инфраструктура. Если подвести итог, то все, как всегда, упирается в деньги. Будет в стране много денег, будет дорогая нефть и крепкий рубль, будет и в автоспорте все более-менее хорошо. А вот если нет – тогда посмотрим”.

Дрэг-рейсинг

Второй дисциплиной, как будто шагнувшей к нам с экранов, можно считать Чемпионат России по дрэг-рейсингу. Будучи культовыми за океаном, заезды на четверть мили пришлись по душе и многим россиянам. Особенно отличились здесь Дальний Восток и Сибирь – родина многих команд. Соревнования проводятся в трех классах: FSA, FSB и US. К первому, Fast Street A, относятся автомобили весом от 550 кг и оснащенные четырехцилиндровым двигателем объемом менее 2 литров. К Fast Street B – весом от 900 кг и объемом двигателя до 2,5 литров. Для класса Unlimited Street ограничений на объем двигателя нет. Обозначен только минимальный вес – одна тонна. Впрочем, сейчас идет смена классификации – главным критерием становится тип привода, передний, полный или задний. И пусть автомобили едут по прямой – зрелище все равно получается крайне завораживающее. Кстати, на втором этапе этого сезона в Новокузнецке, лидер чемпионата Дмитрий Саморуков установил новый абсолютный рекорд России, проехав на своем Dodge Viper DT четверть мили (402,33 метра) всего за 7,702 секунды и разогнавшись за это время до 301,50 км/ч.

Классика ралли

К сожалению, остальные дисциплины могут порадовать неискушенного зрителя в гораздо меньшей степени. Усилиями фанатов своего дела классическое ралли пытается удержать позиции. Ежегодное столичное Rally Masters Show собирает тысячи зрителей, но это, скорее, исключение из правил. Немало поклонников и у ледового трека, однако и тут все фактически заканчивается традиционной Гонкой звезд "За рулем". Остальные соревнования не имеют даже минимальной информационной поддержки, что негативно сказывается как на количестве зрителей, так и на командах-участницах.

Алексей Васильев,
российский автогонщик, заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса:
“В целом по стране сейчас в автоспорте на порядок больше молодежи, чем 10 лет назад. Автодромы есть во всех регионах страны. Проблема только в географии этапов Чемпионата России: они редко проводятся за Уралом и дальше. Большая проблема – в работе Федерации автоспорта (РАФ), отсутствии новых лиц на ключевых постах исполнительной власти. Все функционеры отстаивают интересы определенных команд, что вредит массовости и привлечению новых спонсоров.
Тем не менее, я верю, что автоспорт в России выйдет на уровень популярности футбола и хоккея. Во всем мире это так, мы пока отставали из-за отсутствия трасс и господдержки. Но сегодня эта проблема как минимум частично решена. В отличие от Запада, у нас не умели снимать и показывать автоспорт. Однако и здесь есть шансы на исправление ситуации”.

В заключение добавим лишь, что сам Даниил Квят всю свою спортивную карьеру построил за пределами родины. Начав в итальянских картинговых сериях, он смог пробиться сначала в Формулы BMW и Renault, а затем и в GP3. Нынешний подиум в Королевских гонках – результат многолетней работы профессиональных тренеров, среди которых, к сожалению, отечественных специалистов пока замечено не было. Тем не менее, перспективы у россиян есть, и немалые. А появление на наших треках таких грандов, как немецкая кузовная серия DTM или королевы автогонок – “Формулы-1”, дает неплохие шансы увеличить популярность автоспорта. А раз есть интерес у зрителей – будут и чемпионы.

Самое читаемое
Exit mobile version