Итак, для начала определимся: хотели бы мы, чтобы ушедшие марки вернулись? Конечно! Реально ли это в ближайшее время? Увы, нет. Я не верю, что какие-то из компаний, покинувших наш рынок в 2022-м, не сегодня завтра опять придут в Россию. Потому что спецоперация продолжается, введенные по этому поводу бесчисленные санкции действуют и даже ужесточаются. Санкции – это не набор благих пожеланий, а жесткий запрет на работу в нашей стране. За нарушение – гигантские штрафы, для руководителей – ответственность вплоть до уголовной. В таких условиях ни одна из компаний, зарегистрированных в странах Европы, в США, Японии, Южной Корее, вернуться к нам не может. Даже если очень захочет. Сейчас появилась некая надежда, что получится достичь договоренностей и боевые действия будут приостановлены. Но это не значит, что санкции сразу отменят. Это первое.
Идеальный шторм: какие изменения и испытания ждут авторынок России в 2025 году
И второе. Ситуация в России сильно изменилась. Кратно ужесточен контроль над экономикой, повышен утилизационный сбор. В таких условиях ввоз бюджетных моделей стал нерентабельным. Чтобы хоть как-то сократить утильсбор, компаниям надо восстанавливать производство, а быстро это сделать не получится: слишком много политических, юридических и технических проблем придется решить. При этом на рынке многие места уже заняты, особенно в премиум-классе, а китайцы свою долю так просто никому не отдадут.
В будущем, я уверен, автопроизводители рассматривают различные сценарии возвращения при условии снятия ограничений. Не стоит забывать, что российский рынок для многих из них был ключевым и весьма прибыльным. Более того, в перспективе он может стать одним из крупнейших (если не самым крупным!) в Европе. Теперь уже мало кто помнит, но 10–12 лет назад у нас легко продавали почти 3 млн легковых авто в год и прогнозировалось достижение порога в 4–4,5 млн. Этого не случилось. Сейчас наш автопарк быстро стареет (средний возраст легковушки – уже 15,5 года), поэтому ему очень нужно обновление.
А теперь немного пофантазируем. Допустим, через год (не раньше) некоторые санкции снимут. Компаниям-«релокантам» придется заново выстраивать рабочие процессы, восстанавливать партнерство с дилерами и отношения с потребителями, то есть практически начинать с нуля. Сначала – регулярные поставки запасных частей, полноценное сервисное обслуживание для владельцев автомобилей, и лишь потом можно обсуждать что-то большее. Только на этот этап потребуется не меньше года.
Дальше. В каких нишах придется работать? Если говорить о массовом сегменте (увы, сегодня это от 2,5 млн до 5 млн руб.), то при нынешних реалиях государственной промышленной политики потенциальное место на рынке есть только для брендов с местной сборкой машин. Здесь самые высокие шансы у корейских компаний Kia и Hyundai (собственно, это один холдинг). Для них российский рынок был важнейшим, кроме того, у них остались правовые основания для возвращения на свои производственные площадки. Но я не думаю, что речь пойдет о полноценном возврате к собственному производству. Скорее, о создании совместного предприятия (СП) с некой отечественной компанией или о контрактной сборке на территории нашей страны.
Автомобильные итоги 2024 года: новые дороги, новые машины, новые правила
Такой вариант возможен, тем более что Kia и Hyundai проявили максимальную лояльность к российским владельцам корейских автомобилей и к своим дилерским сетям. Мало того что производство (пусть в небольших объемах) на заводе в Санкт-Петербурге сохранилось, все последние годы дилеры продолжают обслуживать автомобили, да и поставки запчастей не прерывались. Есть также шансы (хотя и не слишком большие) наладить поставки (или даже выпуск авто в России) у Renault и Nissan – эти бренды оставили за собой возможность вернуться в РФ и выкупить обратно производственные мощности.
Но тут неожиданно резко прозвучали заявления некоторых наших чиновников и руководителей автопрома: мол, мы вас не ждем, без вас справились, и если уж хотите вернуться, то только на наших условиях. Собственно, в таких заявлениях, как мне кажется, больше политики, а экономики… нет совсем. Потому что главным «заинтересованным лицом» здесь должен быть потребитель. А он (в конечном итоге) хочет получить современный, безопасный автомобиль по приемлемой цене. И хорошо бы – привычной марки, название которой он умеет написать и произнести. Поэтому – в интересах потребителя – надо будет договариваться, искать компромиссы, а не жестко требовать «100 млрд рублей» только за право поставить на производство на своем же заводе современную модель автомобиля.
Да, еще вот что придется учесть: большинство производственных мощностей зарубежных заводов выкупили отечественные компании и уже частично приспособили для сборки новых марок автомобилей. Которые, как правило, имеют китайское происхождение… Так что и тут придется как-то договариваться.
(Иллюстрация)
Shutterstock/FotodomЭто же касается конкурентоспособности «возвращенцев» в сравнении с китайскими брендами. Но и сейчас видно, что даже при параллельном импорте (а его условия все больше и больше ужесточаются) место на рынке для привычных марок есть. Вряд ли премиум-бренды будут настроены на восстановление производства в РФ (напомню, у нас работали сборочные заводы и BMW, и Mercedes) – речь, скорее, о возобновлении официальных продаж, тем более что поклонников этих марок у нас немало. Но компаниям придется нелегко, ведь в данном сегменте уже прочно обосновались китайские автопроизводители, и конкуренция тут самая высокая.
Так что, думаю, возврат в Россию автомобильных концернов из Европы, США, Японии – перспектива нескорая. И для начала надо дождаться, когда восстановится привычное, нормальное сервисное обслуживание.
Медленно, но верно: нужна ли российскому автопрому стопроцентная локализация
На днях российские СМИ радостно заявили о возвращении в РФ корейского бренда KGM. Собственно, бренд совершенно новый, но мы его знаем «по прошлой жизни»: он именовался SsangYong и выходил на наш рынок уже дважды (если не трижды). Сумеет ли закрепиться на этот раз? И, может быть, это только первая ласточка, и вслед потянутся другие компании из Южной Кореи?
Раньше автомобили SsangYong у нас собирали в Набережных Челнах, Владивостоке и Таганроге (под брендом ТагАЗ). В лучшие годы продавали до 40 тыс. машин! Но лет восемь назад компания в РФ свою деятельность прекратила, а затем и вовсе обанкротилась. И вот теперь – очередная попытка вернуться.
Продажи сразу трех кроссоверов – Tivoli, Korando и Torres – начнутся в марте, осенью в салонах дилеров появится рамный внедорожник Rexton. Тогда же в Калининградской области стартует сборка этих машин.
О параллельном импорте речи не идет: автомобили поставляются официально, на них получены ОТТС, будет фирменная гарантия – пять лет или 100 тыс. километров. На старте продаж дилерская сеть КGM будет представлена 40 автосалонами, к концу года их число хотят довести до 70. В 2025-м, рассказали представители компании, планируется продать 20 тыс. автомобилей КGM.
Все машины, как уверяют, производятся на заводе в Корее, но мне почему-то кажется, что тут задействована некая «третья страна». Ведь какой шум поднялся, когда Kia и Hyundai только обмолвились, что «рассматривают варианты, при которых могли бы вернуться в РФ»… А тут – тишина.
Марка SsangYong известна россиянам, представленные модели достаточно интересные по своим характеристикам. Но все упирается в стоимость: от 3,5 млн руб. – за небольшой переднеприводный кроссовер и от 7 млн – за рамный полноприводный внедорожник. Получается, что эти машины обойдутся примерно в полтора раза дороже китайских аналогов. Поэтому рассчитывать на серьезные объемы продаж при заявленных ценах я бы не стал. Несмотря на нашу любовь к автомобилям из Южной Кореи.