Изменения предлагается внести в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «О государственной регистрации транспортных средств в РФ». Любопытно, что в качестве обоснования необходимости подготовки проекта МЭР указывает распоряжение правительства РФ от 2010 года, когда его председателем был Владимир Путин.
При этом, как указано в карточке законопроекта, Минэкономразвития совместно с МВД занялось разработкой подходов по процедуре предварительного резервирования номеров с отдельными буквенно-цифровыми сочетаниями только после принятия в 2018 году ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств». Он дал гражданам право при регистрации своего авто получить только номер, привязанный к региону постоянной регистрации.
Сегодня автовладелец получает регистрационный знак «по порядку» при регистрации своей машины и не имеет возможности выбрать номер. Госпошлина составляет две тысячи рублей. Вместе с тем МЭР ссылается на «обширный международный опыт» законной продажи номеров с особым сочетанием букв и цифр и успешное его внедрение во многих странах.
Предполагается, что в дальнейшем будет создан специальный перечень «красивых» номеров, из которых автовладелец сможет выбрать желаемый. Каждый субъект РФ установит процедуру предварительного резервирования – выбор номера из числа доступных и оплата соответствующей госпошлины либо участие автовладельцев в аукционе.
Процедуру проведения аукционов также определит субъект, но с учетом основных требований правил резервирования. Кроме того, регионы смогут самостоятельно корректировать размер пошлины за «красивые» номера, она же на торгах будет являться начальной ценой лота. При этом процедура регистрации автомобилей и определение свободных номеров остаются в компетенции МВД.
Сегодня в Российской Федерации ежегодно выдается более 4 млн государственных регистрационных номеров транспортных средств, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Открытые источники в интернете предлагают заинтересованным гражданам широкий выбор вариантов по покупке «красивых» номеров, цена за которые может варьироваться от 10 тыс. рублей до 10 млн рублей за штуку, а средняя цена может составлять около 300 тыс. рублей.
«Предоставление права субъектам Российской Федерации по организации проведения аукционов обусловлено необходимостью увеличения количества участников и, как следствие, увеличением суммы, за которую заинтересованные лица смогут воспользоваться правом предварительного резервирования «красивого» номера. В том числе потому, что аукцион предоставляет возможность не только продажи номера за указанную минимальную стоимость, но и ее значительное увеличение за счет привлечения неограниченного количества участников», – отмечают в МЭР.
Те же регионы, на территории которых объем госрегистрации транспортных средств не очень высок, смогут определить фиксированный размер пошлины без организации торгов.
Даже в ГИБДД страсть к «красивым» номерам вызывает у сотрудников легкое недоумение, тем не менее государство готово зарабатывать на этой страсти
Тарас Литвиненко / РИА НовостиПравила проведения аукционов и размер госпошлины еще предстоит утвердить правительству. Прибыль от официальной продажи будет служить дополнительным источником дохода для федерального бюджета и бюджетов субъектов (50 на 50).
Автоэксперты отнеслись к инициативе скептически. «Не вижу в этой инициативе особой сенсации, – прокомментировал событие первый замглавы комитета ГД по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков (фракция «Единая Россия»). – Об этом говорили много лет, и, когда наконец дошло до законопроекта, тема уже перестала быть настолько актуальной.
Сама концепция правильная – деньги пойдут не в карман коррумпированному сотруднику ГИБДД, а в бюджет региона и государства. Но если цена будет в несколько раз выше пошлины – это одно, а если на порядок, то вряд ли найдется много желающих купить «красивый» номер».
«Те номера, которые на самом деле влияют на лояльность со стороны ГИБДД, то есть указывающие на принадлежность к силовым и правительственным кругам, не продаются, – отмечает автоадвокат Сергей Радько. – Это просто возможность потешить самолюбие для тех, у кого есть лишние деньги. Но основная часть действительно красивых номеров с редким буквенно-цифровым сочетанием давно продана и находится в обороте. Поэтому вряд ли эта мера сильно пополнит региональные бюджеты, даже если продавать оставшиеся по несколько миллионов рублей».
К тому же, подозревает эксперт, на региональных торгах номера все равно разберут «свои» по бросовым ценам, а затем они окажутся на черном рынке. Единственное разумное решение – позволить свободно выбирать номера за повышенную пошлину, остальное – от лукавого, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
«Государство должно предлагать простые способы взаимодействия с гражданами, а не усложнять процедуру выдачи номеров. Организация аукциона – это сложная процедура, огромная бюрократия и специально выделенные люди. С аукционами коррупция только вырастет. Государство не должно вести себя как коммерческая организация, которая монетизирует некие имеющиеся у нее активы», – считает он.
Кроме того, разработчикам законопроекта следовало обратить внимание не на опыт ОАЭ, ориентированный на шейхов, а на европейскую или американскую практику, когда выбор номера осуществляется из всех свободных за 17 евро или 50 долларов.
Законопроект рамочный, он не устанавливает конкретных деталей того, как это может происходить, указывает адвокат, партнер «КА/5» Вячеслав Голенев. Во всяком случае, снизится коррупционная составляющая. При этом аукцион не предполагает выставление квалификационных требований к его участникам, в связи с чем пока сложно представить, какие незаконные факторы могут влиять на цену номера в случае реализации инициативы.