Профиль

Сила тока: какое будущее ждет российский рынок электрокаров

В прошлом году правительство утвердило концепцию развития электротранспорта в России. Документ, рассчитанный на период до 2030 года, ставит целью выпускать не менее 25 тыс. электрокаров в год, а также построить почти 10 тыс. зарядочных станций. Сохранил ли он актуальность сегодня – разбирался «Профиль».

какое будущее ждет российский рынок электрокаров

Evolute i-Joy

©max-cars.ru
Содержание:

Первые ласточки – осенью

В сентябре завод «Моторинвест» в Липецке намерен начать выпуск электромобилей Evolute. Новинку позиционируют как российскую. Однако за основу был взят китайский Sokon SF5. Сначала липецкие электрокары будут доступны в девяти городах, но в дальнейшем производитель обещает существенно расширить географию продаж.

Движущая сила тока

Инвестиции в проект оцениваются примерно в 13 млрд руб. За 10 лет планируется выпустить до 242 тыс. электрических машин – в среднем по 24,2 тыс. штук в год.

Минпромторг предусмотрел ряд мер по стимулированию спроса. В частности, Evolute включен в программы льготного автолизинга, а также льготного автокредитования. Это позволяет покупателю получить скидку в размере до 925 тыс. руб.

В настоящее время электромобиль – перспективный вид наземного транспорта на альтернативном топливе. С начала 2022 года продажи в России выросли на 65% – в общей сложности реализовано 1119 штук.

Одновременно было зафиксировано снижение цен. В период с марта по май электрокары – новые и подержанные – подешевели на 17 и 11% соответственно.

Впрочем, после этого они не стали доступнее для массового покупателя. Сегодня электромобиль с пробегом в среднем стоит 4,4 млн руб., а за новый приходится заплатить около 13,3 млн руб.

Что касается предложения, то количество объявлений о продаже подержанных электромобилей за последние месяцы выросло на 35%, а новых, напротив, уменьшилось более чем на 30%. Происходящее объясняется тем, что большинство иностранных брендов на фоне введения санкций приостановили поставки своей продукции на российский рынок.

Электрический фальстарт: почему электромобили проиграли борьбу за рынок в начале ХХ века

Ограничения коснулись не только машин, но и запчастей, расходных материалов. Организация выпуска электрокаров на территории РФ позволит преодолеть зависимость от импорта.

Локализация даст возможность оптимизировать производственные и логистические издержки. Логично ожидать, что цена на конечный продукт соразмерно снизится.

Решение этой задачи имеет принципиальное значение для будущего этого вида транспорта. До тех пор, пока стоимость машин с электродвигателями не приблизится к стоимости машин с двигателями внутреннего сгорания, относиться к ним будут в большей степени как к новомодным и дорогим игрушкам.

Причем в настоящее время эксплуатация электромобилей сопряжена с определенными ограничениями. Инфраструктура как таковая отсутствует. Электрозарядных станций (ЭЗС) в стране пока совсем немного, и сконцентрированы они главным образом в крупных городах.

Впрочем, там сеть развита очень неравномерно. В Москве, например, есть несколько сотен ЭЗС, большая часть которых расположена в пределах Третьего транспортного кольца. За административными границами мегаполиса – единицы.

Дорогое удовольствие

Заоблачный ценник электрокара примерно на 25–30% формирует стоимость аккумуляторной батареи (АКБ). Деградация АКБ, в отличие от знакомого каждому автомобилисту износа ДВС, к слову сказать, тоже дорогостоящей «запчасти», не зависит от пробега машины. Ресурс строго ограничен количеством циклов зарядки и временными рамками.

Спасибо зарядке: когда правительство заставит россиян пересесть на электромобили

Срок службы составляет примерно семь лет. Следовательно, владелец электрокара, который обошелся в 13,3 млн руб., должен быть морально и материально готов потратить до 4–5 млн руб. на замену АКБ. Такие расходы сопоставимы со средним чеком на приобретение нового авто с бензиновым или дизельным двигателем, причем в приличной комплектации.

Высокая стоимость электромобилей частично компенсируется. Региональные власти освобождают владельцев от транспортного налога, предоставляют право бесплатной парковки.

Еще одна значимая статья экономии – затраты на эксплуатацию. Так, литр бензина на АЗС сегодня стоит около 50 руб. Чтобы залить полный бак – 50–60 литров, нужно 2–3 тыс. руб. Расход топлива при городском цикле – примерно 10 литров на 100 км.

Между тем 1 кВт⋅ч электроэнергии обходится почти в 10 раз дешевле: тариф для населения в среднем по России – 5,66 руб., на ЭЗС цена киловатта в 2,5 раза выше.

Полностью заряженной АКБ (емкостью 60 кВт⋅ч) хватает на 300–400 км. Несложно подсчитать, что на «топливо» владелец электрокара, чтобы проехать такое расстояние, потратит от 340 до 850 руб. Владелец автомобиля с ДВС – не менее 1,5–2 тыс. руб.

Однако есть нюансы, которые нивелируют это конкурентное преимущество электрокаров. Например, чтобы полностью зарядить АКБ Audi e-tron от стационарной домашней розетки, требуется 46 часов 42 минуты. На ЭЗС на это уходит от 30 минут до одного часа. Залить же бензин или дизтопливо под завязку можно за считаные минуты.

Под влиянием санкций

В ответ на специальную военную операцию Россию по освобождению Донбасса западные страны ввели беспрецедентные санкции. Рестрикции негативно повлияли на мировой рынок электрического транспорта. В сложном положении оказались, в частности, европейские автоконцерны. Они столкнулись с дефицитом сырья для производства литийионных (Li-ion) АКБ.

Меняем литры на амперы: когда по российским дорогам поедут электромобили

Кризис был предсказуем, поскольку многие металлы – палладий, никель, медь и платина – экспортировала Россия. Сырье в итоге резко подорожало.

В частности, мировые цены на никель взлетели в пять раз. В начале марта на опасениях прекращения поставок из РФ этот металл на Лондонской бирже всего за один день подорожал в 2,5 раза – до $100 тыс. за тонну.

В свою очередь российский автомобильный рынок не дождался поставок новейших моделей электрокаров, начало продаж которых на 2022 год анонсировали BMW, Mercedes, Volvo, Hyundai.

В связи с этим патронируемые Минпромторгом российские проекты, в частности на заводах Липецка и Калининграда, приобретают особое значение. Фактически от них сегодня зависит успех выполнения к 2030 году ключевых мероприятий концепции развития электротранспорта в РФ.

Государство готово выполнять обязательства по инвестициям в инфраструктуру. В прошлом году правительство выделило на эти цели более 600 млн руб. Часть денег направлена на строительство более 9 тыс. станций для зарядки электрокаров. Новые ЭЗС появятся до конца 2024 года в 12 пилотных регионах.

Со своей стороны отечественные автозаводы ускорили разработку собственных проектов, чтобы выпускать электромобили, минимально зависящие от импортных комплектующих. Первую партию машин на отечественных аккумуляторах планируют выпустить в 2023 году.

С учетом обстоятельств единственным партнером, на сотрудничество с которым в этой сфере можно рассчитывать, является КНР. Автопром Поднебесной обладает компетенциями по производству АКБ, электродвигателей и электронного оборудования. Открытым остается вопрос, насколько китайцы сегодня готовы поделиться с нами современными технологиями.

Автор – независимый эксперт транспортной отрасли

Самое читаемое
Exit mobile version