Онлайн предоставляет колоссальные возможности и тем, кто обучается, и тем, кто производит и распространяет знания, получая за это деньги от государства или работодателя. Степень гибкости такого образования, приспособляемости к интересам отдельного человека и охвата оценивается как крайне высокая лучшими российскими авторитетами в данной области. И, что самое важное, именно онлайн-образование востребовано в условиях ограничения передвижений граждан.
Пандемия коронавируса стала результатом стечения двух обстоятельств – разрушения созданных в ХХ веке систем здравоохранения в Европе, США, России и, одновременно, усиления в последние годы международной исходящей мобильности из стран Азии. Раньше употребление там в пищу диких животных – переносчиков новых вирусов – не было большой проблемой для развитых стран. Хотя в прошлом они и сталкивались с чумой и оспой, порожденными соприкосновением человека и природы на просторах Азии. Но большую часть XIX – XX веков азиаты отдавали европейцам ресурсы или производили товары, которые переставали быть заразными за время транспортировки. Сами европейцы в Азию попадали в статистически ничтожных количествах.
Сейчас туристы за несколько часов доставляют любую инфекцию с рынка в Ухани на площади европейских городов. Где она прекрасно себя чувствует благодаря тому, что Европа, Россия или Америка очень давно с такими бедами не сталкивались и соответствующим образом изменили свои системы здравоохранения. Создание новых систем массовой защиты здоровья именно от инфекций требует серьезных денег, которых нет. Тем более, что все больше придется тратить на вооружения – начинается новая, настоящая, биполярная холодная война. Поэтому ограничения мобильности – это единственный способ хоть как-то защитить современные государства от врага, победить которого имеющимися ресурсами они не могут. Многое в будущем принадлежит тем формам деятельности, которые не требуют опасной мобильности.
Почему школы и вузы оказались не готовы к дистанционному обучению
То, что сегодня в мире переизбыток людей с высшим образованием – общее место в дискуссиях специалистов в этой области уже лет 10 – 15. Огромное число людей с бакалаврским дипломом стало результатом того, что в этой сфере появились большие деньги. Государственные – в СССР, Европе или современном Китае, частные – в США и других странах, где нет социального государства. К этому добавлялись активно поддерживаемые рекламой убеждения, что только образованный человек найдет свое место в жизни. Статистически доказанный факт: высшее образование – это гарантированная страховка от безработицы. В рамках свободной и сравнительно свободной рыночной экономики количество университетов возросло до немыслимых размеров – только в США их более 4000.
Просто ликвидировать избыточные университеты невозможно. Теперь они сами будут либо давать курсы низкого или среднего качества онлайн, либо погибнут в конкуренции с сильными игроками. Которые за счет новых форм увеличат число своих «студентов» в десятки и сотни раз. Практически без ограничений. Те, кто хочет получить диплом, получат его еще с меньшими требованиями к качеству знаний.
Изменения в порядке получения образования приведут, к большей дифференциации «на выходе». В первую очередь – в странах «нового второго мира» (США, Китай, Россия), где возможности всеобщего охвата социальными гарантиями ограничены неравномерно распределенными ресурсами или эгоизмом граждан, как национальной идеологией. Будут с еще большей интенсивностью воспроизводиться миллионы плохо и средне (в зависимости от Вуза, дающего те или иные курсы) образованных по интернету ремесленников. Это, если говорить об общественных науках.
Но одновременно останутся и десятки тысяч избранных, имеющих возможность получить образование в полноценном социальном общении, то есть очно. Очное общение и образование помогают соотносить свои интересы с интересами коллектива. И, таким образом, развиваться как личность и лидер. Онлайн такую возможность ограничивает. Но лидеров в обществе и не должно быть слишком много. Особенно в условиях сокращения ресурсов.
Автор – программный директор клуба "Валдай", научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ