Изменение экономической политики не может не повлечь за собой изменение политики образовательной. В девяностые годы выверенная и сбалансированная советская образовательная система претерпела разительные изменения. Упрощение порядка образования и лицензирования вузов, разнобой в программах, погоня за сиюминутной конъюнктурой и модой привели к последовательному появлению на нашем рынке труда огромного количества юристов, экономистов, пиарщиков, менеджеров и так далее.
Возникший квалификационный перекос повлек за собой кадровый дефицит, ударивший по экономике. Даже на многих предприятиях ОПК еще не так давно использовался в основном потенциал ветеранов, расцвет сил которых пришелся на советские годы, а младшие технические должности приходилось замещать в основном трудовыми мигрантами.
Увядающее обаяние диплома: колледжи в России становятся популярнее университетов
В конце нулевых годов государство вспомнило о том, что опорой экономики является реальный сектор и нашло силы и возможности начать процесс возврата к норме. Все большую популярность стали обретать инженерные и технические специальности, причем в сфере не только высшего, но и среднего профессионального образования.
Выжившие в лихие годы бывшие ПТУ и техникумы, пройдя процесс преобразования в современные организационные формы, стали с каждым годом набирать все большую популярность. У МТПП есть договоры о сотрудничестве с рядом колледжей, и мы ежегодно наблюдаем, как конкурс там превосходит даже многие вузовские показатели советских времен. Что особенно приятно – молодые люди стремятся к получению современных рабочих специальностей совершенно осознанно. Престиж профессионализма начинает побеждать прежний престиж красивого диплома.
Это подтверждается и доходом. Конечно, мы еще не доросли до советских показателей, когда зарплата токаря высшего разряда порой конкурировала с министерской. Но высококвалифицированный техник или инженер на многих предприятиях сейчас зарабатывает больше среднего менеджера, что правильно.
Стремительный рост высокотехнологичных производств не может происходить без налаженной кадровой подпитки. В свое время я начинал свою трудовую деятельность с работы электромонтажником на легендарном Машиностроительном заводе имени Хруничева, флагмане советской космической отрасли.
Сложнейшее производство в советское время обеспечивались стройной системой технического образования, при которой случайные люди на завод не попадали. Младшие рабочие кадры еще с 1932 года выпускало специальное ПТУ №39, профессионалов среднего звена – основанный в 1945 году Московский авиационный самолетостроительный техникум, наконец, инженеров готовили МАИ, МАТИ, «Бауманка» и еще целый ряд вузов. При желании молодой человек мог пройти (порой без отрыва от производства) весь образовательный цикл, получая уникальную практику на главном ракетостроительном предприятии страны. А завод имел постоянную подпитку высококвалифицированными кадрами на всех уровнях.
Дипломный провал: нужна ли сейчас "корочка" вуза для карьеры
Но, кроме выстраивания образовательной системы, чрезвычайно важно, чтобы программы подготовки специалистов соответствовали современным требованиям, а выпускники колледжей и вузов были востребованы на рынке. Спустя десять лет после принятия наконец заработал в полную силу обновленный закон об образовании, давший новые возможности подготовки кадров. Московская ТПП по своей природе находится на стыке возможностей и потребностей бизнеса, образования и государства, и мы с интересом включились в процесс профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
Крупные компании, в зависимости от своих текущих производственных потребностей, вырабатывают заказ на подготовку определенных специалистов; колледжи и вузы, исходя из параметров заказа, разрабатывают программы (высшего, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования), торгово-промышленная палата, опираясь на возможности экспертного сообщества, эти программы аккредитует, придавая им необходимый официальный статус. В итоге воссоздается непрерывная цепочка кадрового обеспечения нашей экономики, в первую очередь ее производственной сферы.
Реальный сектор адаптирует нашу экономику к условиям новой реальности. Страна огромными шагами возвращается в нормальную жизнь, и система образования становится гарантом этого возвращения.
Автор – президент Московской торгово-промышленной палаты