Профиль

«Аванпост»: изменится ли общество в России будущего

В прокат вышел фантастический боевик от продюсеров «Гоголя» и «Полицейского с Рублевки»

Москва недалекого будущего. У девушки-красавицы Алены (Лукерья Ильяшенко) и красавца-юноши Олега (Алексей Чадов) первое свидание. Из окон роскошного ресторана отеля видно небо, озаряемое неоновыми всполохами, которое бороздят миниатюрные летательные аппараты. Свидание перемещается в номер гостиницы — любовная сцена довольно комична, что стало уже традиционным для российского кино. Но тут происходит нечто странное. Россия одномоментно теряет связь со всем миром и с большей частью собственной территории. Люди падают замертво или пропадают без вести. Из космоса видно, что признаки жизни есть лишь в небольшой зоне Восточной Европы — в том числе и в Москве.

©ТВ-3

«Ford против Ferrari»: кто победит в схватке между человеком и бизнесом

Настает время заниматься войной, а не любовью. Правда, с кем придется воевать, еще только предстоит выяснить. К главному аванпосту прибывают люди, которые отправятся исследовать опустевшие земли. Среди них те самые Олег — профессиональный военный и Алена, оказавшаяся врачом. Также нас знакомят, например, с отважной, хрупкой внешне журналисткой Олей (Светлана Иванова), на которую все мужчины смотрят свысока, и с брутальным таксистом Юрой (Петр Федоров), перевоплотившимся в бойца.

Непосредственного начальника всей этой компании изображает Константин Лавроненко, в образе главнокомандующего выступает Ксения Кутепова. Как всегда замечателен актер «Гоголь-центра» Филипп Авдеев, приятель Алены, выполняющий некую загадочную миссию.

К безусловным достоинствам «Аванпоста», снятого постановщиком трех частей «Гоголя» Егором Барановым, относится его визуальный ряд. Особенно приятно поражают московские сцены. Да, с оговоркой: в голливудских фильмах мы такое уже видели, очевиден даже главный источник вдохновения для авторов — «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Но в российском кино никогда еще не создавали такого эффектного, переливающегося неоновыми огнями, манящего голографической рекламой мегаполиса будущего.

Кстати, в качестве альтернативы чайна-тауну из «Бегущего по лезвия» в «Аванпосте» выступает мусульманский квартал, обитатели которого существуют по своим особым законам. Хороши и военные сцены, реалистичные, разворачивающиеся, в том числе, в пустынных, мрачно-серых постапокалиптических городах. Конечно, при этом как и любая адекватная картина о войне, эта — антивоенная.

«Доктор Сон»: как Кинг взял реванш над Кубриком

Интересно во время просмотра подмечать, что в Москве будущего с ее технологическим прогрессом, с точки зрения авторов «Аванпоста», изменится, а что останется прежним. Из положительных изменений: в новостях по телевизору наконец говорят правду. Хотя, судя по ремарке одного из персонажей, не то чтобы такое положение вещей было обыкновенным в мирное время. Журналистка Оля, героиня Светланы Ивановой, рвется в опасную экспедицию, чтобы держать в курсе всех деталей ситуации выжившее население Земли.

Но давно уже подорванное доверие к власть имущим не так легко вернуть: реальное отсутствие важной информации люди принимают за ее сокрытие, и это приводит к жестоко подавляемым протестным акциям. Как и аналогичные сцены из еще одного масштабного российского фантастического боевика, «Притяжения» Федора Бондарчука, эти кадры легко соотнести с событиями лета 2019 года в Москве. Правда, в проектах Бондарчука и Баранова реальную жестокость проявляют представители обеих сторон конфликта.

Религия в мире «Аванпоста» станет играть в жизни людей еще большую роль. Социальное расслоение, конечно, никуда не денется: пока одни (потомственные военные, кстати) шикуют, другие спят на улице — и никакая голографическая женщина не спасет их от холода. Кстати, о женщинах: с защитой их прав в России будущего все ожидаемо будет плохо — как и сейчас. Высокий военный пост, правда, женщина занять сможет, а вот на бытовом уровне никаких изменений не предвидится, и женское «нет» многие мужчины по-прежнему будут воспринимать как «да». «Да ладно, ты тоже этого хотела, я же знаю» — скажет один, мягко говоря, амбивалентный персонаж. Девушка, что тоже весьма характерно, будет винить во всем не его, а собственную будто бы виктимность — ее в этом убедил психотерапевт.

«Верность»: как неспособность говорить о чувствах привела к измене

Страшнее всего, что до поры до времени не совсем понятно, на чьей стороне, собственно, авторы картины — тем более что перед премьерой продюсеры выдали на сцене шуточку, которую можно счесть сексистской. В финале фильма их позиция вроде бы прояснится, но осадочек останется. Иными словами, никакой светлой перспективы ждать не стоит — предсказание, весьма похожее на правду.

Но «Аванпост» — это не только и не столько социально-политическое высказывание, сколько фильм о природе человека вообще. Природе греховной и, вероятно, не поддающейся позитивной трансформации. Отчасти «Аванпост» — это современная версия библейского Апокалипсиса, а заодно и альтернативная библейской история происхождения человека. В общем, сценарист картины Илья Куликов смешал ряд жанров и тем (некоторые из них не стоит упоминать, чтобы не спойлерить), процитировав при этом множество совершенно разных фильмов, но подогнаны эти детали более или менее ладно. Другое дело, что диалоги персонажей нередко звучат нелепо и неестественно, да и сами герои довольно одномерны. И все же, несмотря на минусы, попытка снять нестыдную российскую фантастику скорее удалась.

Самое читаемое
Exit mobile version