Профиль

Beat Film Festival – 2023: фильмы о Дэвиде Линче, группе The Zombies и отеле "Челси"

В Москве открылся любимый киноманами фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. Смотр продлится до 18 июня, причем не только офлайн, но и онлайн: большинство фильмов программы можно посмотреть на «Кинопоиске».

Beat Film Festival-2023

©beatfilmfestival.ru
Содержание:

Beat Film Festival дает возможность увидеть яркое документальное кино, которое уже успело прогреметь на важных международных кинофестивалях. Так, например, экспериментальный иммерсивный фильм «32 звука» критики и зрители высоко оценили на прошлогоднем фестивале независимого кино «Сандэнс». Звук вообще и музыка в частности всегда были одной из центральных тем Beat Film Festival. В этом году, среди прочего, покажут картины «И дал им бог драм-машину» о зарождении жанра техно в афроамериканском комьюнити Детройта и «Revival 69: Возвращение легенды» о так называемом втором Вудстоке. В программе также фильмы о кино, видеоарте, моде, современном искусстве, дизайне, технологиях, экологии и даже о жизни комнатных растений.

Кроме международной программы и хитов смотра прошлых лет, зрителей ждет национальный конкурс. Стоит обратить внимание, например, на «Рай» работающего в Европе Александра Абатурова о лесных пожарах в Якутии. Фильм получил приз за лучшую операторскую работу на важнейшем смотре документального кино IDFA в Амстердаме. Оператором картины выступил Пол Гийом, который также снял, например, «Париж, 13-й округ» каннского лауреата Жака Одиара (кстати, этот фильм сегодня вышел в прокат в России).

Интригует и картина «Артём и Ева» Евгения Милых. Она посвящена двум студентам из Омска, решившим снимать и продавать фильмы для взрослых. За два года, что режиссер провел со своими героями, Ева Эльфи стала международной суперзвездой жанра. Фильм исследует нежные доверительные отношения, которые возлюбленные пытаются сохранить, несмотря на меняющиеся обстоятельства их жизни.

Еще о пяти важных картинах Beat Film Festival расскажем подробнее.

«Линч / Оз», режиссер Александр О. Филипп

Кадр из фильма «Линч / Оз»

beatfilmfestival / Exhibit A Pictures / Milkhaus

«Линч / Оз» – впечатляющий фильм-эссе, в котором шесть известных режиссеров и кинокритик Эми Николсон анализируют связи между творчеством Дэвида Линча и классической голливудской картиной «Волшебник страны Оз». Линч в интервью и сам говорил о важности для него фильма Виктора Флеминга, но подробно рассказывать об авторских трактовках своих сновидческих картин и об отсылках, заложенных в них, он не любит. Это придает и без того крайне увлекательному мозаичному полотну «Линч / Оз» дополнительную ценность. Как ни крути, главный герой ленты снимает фильмы, над интерпретацией которых зрители и критики бьются не один десяток лет.

Каждый из спикеров, чей закадровый голос сопровождает монтаж кадров из работ Линча, Флеминга и других режиссеров, находит свои убедительные аргументы в пользу того, как много Линч почерпнул из мира «Волшебника страны Оз». Но фильм радует киноманов многомерным взглядом не только на киновселенную создателя «Твин Пикс» и «Малхолланд Драйв», но и на многие другие картины. Влияние «Волшебника страны Оз» – фильма о путешествии в яркий, манящий, но и пугающий мир грез – на голливудский кинематограф, по всей видимости, и правда велико. Это вполне объяснимо: многие режиссеры в «Линч / Оз» говорят о том, что фильм Виктора Флеминга стал их первым значимым детским киновпечатлением. Картину вновь и вновь показывали по телевизору, и образы из нее невозможно стереть даже не из памяти, а из подсознания.

Конечно, постановщики, говоря о Линче, многое рассказывают и о себе – что не менее интересно. Эксцентрик Джон Уотерс, среди самых известных картин которого «Плакса» с Джонни Деппом, говорит, что злодеями в его собственных фильмах становятся обычные люди, просто посредственные, зашоренные и лезущие не в свое дело. Он считает, что у него много общего с Линчем, даже несмотря на то, что их картины формально очень разные. Режиссеров объединяет схожее чувство юмора, общий взгляд на зло и на то, что представляли из себя американские 50-е, повлиявшие на кинематограф обоих постановщиков. «Это было самое лицемерное и конформистское время», – считает Уотерс. За глянцевой идеальной картинкой прячется зло – это и показывает в своих фильмах Дэвид Линч.

Иными словами, «Линч / Оз», конечно, посвящен не только кино, но и обществу, которые друг от друга неотделимы. «Мне кажется, Линч принимает тот факт, что нас окружают темные силы. Но он также верит, что их можно подчинить, что добро победит», – считает еще один рассказчик, режиссер Дэвид Лоури. Кстати, рассуждая о коллеге, он дает ключ и к пониманию своих киноработ, среди которых, например, почти по-линчевски загадочная «Легенда о Зеленом рыцаре».

«Джереми Томас: шторм на Каннском фестивале», режиссер Марк Казинс

Кадр из фильма "Джереми Томас: шторм на Каннском фестивале"

beatfilmfestival / Creative Scotland / Cyprus Avenue Films / David P. Kelly Films

Документалист и киновед Марк Казинс стал одним из любимых авторов Beat Film Festival: год назад здесь показывали его картину «История кино: новое поколение» – увлекательный трехчасовой коллаж из фильмов последнего десятилетия. Казинс блестяще знает кино, и это позволяет ему рифмовать кадры и темы из картин разных стран и континентов, многие из которых совершенно не известны не только массовому зрителю, но и эстетам-синефилам.

В этому году в программе Beat аж две работы Казинса: помимо «Джереми Томас: шторм на Каннском фестивале», это еще и «Меня зовут Альфред Хичкок». В последней мастер ужаса собственной персоной рассказывает о том, зачем смотреть его картины. Впрочем, возможно, на самом деле это все-таки мистификация самого Казинса.

Казинс сам становится одним из главных героев фильма «Джереми Томас: шторм на Каннском фестивале», посвященного выдающемуся продюсеру авторского кино. Джереми Томас много лет подряд ездит на Каннский фестиваль на своей машине, и Казинсу выпадает возможность стать его попутчиком. Любуясь живописными пейзажами Франции, двое мужчин, не способных представить свою жизнь без кино, разговаривают о своей главной страсти. Джереми Томас продюсировал картины Бернардо Бертолуччи (за «Последнего императора» он получил «Оскара»), Николаса Роуга, Вима Вендерса, Джима Джармуша, Дэвида Кроненберга, Такаси Миике и многих других.

Казинс обсуждает со своим собеседником его отношение к машинам, сексу, политике, дополняя все это кадрами из картин Томаса, в которых эти темы раскрываются. Томас выглядит истинным британским джентльменом, но в душе он бунтарь, иначе бы он делал совершенно другое, отнюдь не такое радикальное кино. Казинс спрашивает Томаса, просил ли он когда-нибудь режиссеров притормозить. «Я так устроен, что скорее поддам газу – посмотреть, сойдет ли мне это с рук». Именно благодаря этому его и воспевает в фильме Тильда Суинтон. Что немаловажно, Томас, судя по всему, еще и очень хороший человек, который после съемок утешит, если что-то пошло не так.

Как и «Линч / Оз», «Джереми Томас: шторм на Каннском фестивале» распаляет любовь зрителей к кино, заставляя скорее прильнуть к киносокровищам. А еще дает возможность хотя бы краем глаза заглянуть на Каннский кинофестиваль, где разворачивается финальная часть картины.

«The Zombies: одержимые мечтой», режиссер Роберт Шварцман

Кадр из фильма "The Zombies: одержимые мечтой"

beatfilmfestival / Playtone / The Ranch Productions

Большинство людей, не слишком интересующихся музыкой 1960-х, в ответ на вопрос, знают ли они группу The Zombies, ответят, что нет. По правде сказать, такой ответ можно услышать и от тех, кто наизусть знает все альбомы The Beatles и The Rolling Stones. Меж тем почти любой по первым же аккордам узнает песни She’s Not There и Time of the Season. Режиссер фильма «The Zombies: одержимые мечтой» Роберт Шварцман (один из представителей клана Коппола) доказывает этот тезис в начале своего фильма, показывая, как люди в интернете вдруг осознают, что они миллион раз слышали хиты The Zombies.

Удивительная история группы рассказана в этом трогательном и несомненно вдохновляющем фильме. Собрав бэнд еще школьниками и постоянно оттачивая мастерство, пятеро британцев довольно быстро достигли большого успеха – в том числе в США. Но потом последовала череда неудач. Менеджеры, как потом выяснилось, обворовывали неопытных в бизнес-вопросах музыкантов до такой степени, что им буквально было нечего есть. Первый сингл спродюсированного уже ими самими альбома провалился. Один из членов группы женился, и ему стали очень нужны деньги.

The Zombies распались, разбрелись по скучным работам и почти забыли о мечте. В какой-то момент их положенный на полку альбом ворвался в чарты (не обошлось без роли отдельных личностей), но даже это не поспособствовало воссоединению. Кто-то предпочел сольную карьеру, у кого-то уже была новая группа, а кто-то стал скаутом по поиску музыкальных талантов. К счастью, это не конец истории: спустя 40 лет после релиза альбом Odessey and Oracle, ныне культовый, был впервые исполнен вживую, а The Zombies впоследствии включили в Зал славы рок-н-ролла.

На картине Роберта Шварцмана трудно не прослезиться от умиления: бывает же дружба, что длится годами, получаются же из хороших мальчиков рок-звезды, восстанавливается же справедливость, пусть и спустя десятилетия.

«Сны отеля "Челси"», режиссеры Амели Ван Элбт, Майя Дювердье

Кадр из фильма «Сны отеля "Челси"»

Basalt Film / Clin d'oeil Films / Hard Working Movies / Les Films de l'oeil sauvage / Momento Film

Нью-йоркский отель «Челси», построенный еще в конце XIX века, становился в разное время и на разные сроки приютом для такого количества представителей богемы, что перечислять имена можно бесконечно. Мэрилин Монро и Артур Миллер, Леонард Коэн и Дженис Джоплин (результатом их романа стала песня Коэна Chelsea Hotel No. 2), Энди Уорхол, снявший здесь фильм «Девушки из Челси». Теннесси Уильямс, Марк Твен, Фрида Кало, Жан-Поль Сартр, Эдит Пиаф, Стэнли Кубрик, Милош Форман, Чет Бейкер, Боб Дилан, писатели-битники и многие-многие другие. Знаменитости в отеле не только жили и творили, но и умирали.

Именно там погибла Нэнси Спанген – девушка Сида Вишеса, и провел последние дни поэт Дилан Томас. Кажется, именно историей этого места шоураннер Райан Мерфи вдохновлялся, сочиняя один из сезонов своего сериала «Американская история ужасов». Абель Феррара посвятил отелю документальный фильм.

Некоторые жили в «Челси» годами. Собственно, «Сны отеля "Челси"» повествуют о последних из оставшихся многолетних постояльцев легендарной гостиницы, которые не готовы смириться с тем, что новые владельцы собираются превратить «Челси» в дорогой бутик-отель. Старики и старушки – танцоры, хореографы, художники, писатели, фотографы – бродят по историческому зданию, в котором уже вовсю идет реконструкция. По-дружески общаются с рабочими (некоторые из них тоже любят искусство), заходят друг к другу в гости и продолжают творить.

У постановщиц Амели Ван Элбт и Майи Дювердье и продюсера фильма Мартина Скорсезе получилась поэтическая, элегически-печальная лента о призраках прошлого, обитающих в этих стенах. Но одновременно и ода тем, кто призраками становиться пока не собирается – вопреки всему.

«Девушки, живущие в сети», режиссер Сюзанна Регина Мойрес

Кадр из фильма "Девушки, живущие в сети"

Christian Frei Film productions

Эта картина посвящена берлинской школьнице Леони и ее родителям. 14-летней девушке каким-то образом удается стать звездой соцсетей: количество подписчиков все растет и растет, и сегодня превышает уже 1,6 миллиона. Теперь каждый день Леони расписан: количество рекламодателей зашкаливает (среди них есть, например, даже McDonald’s), так что отдыхать героине некогда, даже если очень хочется. Блогинг, как бы скептически к нему некоторые ни относились, – это настоящая работа, причем почти круглосуточная.

Героиня вынуждена пожертвовать нормальной жизнью: никаких вечеринок, почти никакого общения со сверстниками. Так же, как и ее огромная поклонница, создавшая фан-страницу Леони, девушка кажется совершенно одинокой. Помимо радости после встречи с толпой поклонников, на лице героини все чаще проскальзывает грусть. Как и на лице ее матери, которая, по ее же признанию, продвигает дочь в основном из-за страха о ее финансовом положении в будущем.

Сюзанна Мойрес, постановщица еще и хита Beat Film Festival «Рейв в Иране», одновременно сочувствует героине и честно демонстрирует, что та становится винтиком капиталистической машины.

Самое читаемое
Exit mobile version