«Уэнсдей»
«Уэнсдей» – сериал, который смотрели в конце года, кажется, почти все. По данным Netflix, это третье шоу в истории стриминга после «Игры в кальмара» и «Очень странных дел», которое набрало больше миллиарда часов просмотра за первый месяц. Не исключено, что впереди нас ждет целая сериальная вселенная, связанная с персонажами, придуманными еще в середине прошлого века художником-карикатуристом Чарльзом Аддамсом.
Главная звезда шоу – Дженна Ортега, сыгравшая роль Уэнсдей Аддамс, мрачной девочки-подростка, любительницы черного цвета и чернейшего юмора. Уэнсдей способна выпустить пираний в бассейн, чтобы защитить от травли младшего брата, так что с ней шутки плохи. В академии для детей со сверхспособностями, куда родители отправляют социофобную героиню после исключения из очередной школы, она внезапно становится детективом: рядом с «Невермором» происходят жестокие убийства.
От комедийного стиля «Семейки Аддамс» Барри Зонненфельда сериал ушел довольно далеко. «Уэнсдей», с одной стороны, можно поставить в ряд с фэнтези для любых возрастов вроде «Гарри Поттера» и многочисленными подростковыми мистическими сериалами. С другой – в нем чувствуется почерк легендарного Тима Бертона, который срежиссировал половину эпизодов и выступил одним из продюсеров. И эстетически, и идеологически это на сто процентов стихия Бертона, обожающего готику и симпатизирующего всем изгоям общества.
«Репетиция»
Один из самых необычных сериалов года – «Репетиция». Его создал Нейтан Филдер – сценарист, актер и режиссер, автор комедийного документального проекта «Нейтан спешит на выручку», в котором его персонаж помогал владельцам малого бизнеса. «Репетицию» сложно описать в двух словах, но в качестве референса можно указать картину Чарли Кауфмана «Нью-Йорк, Нью-Йорк».
"Таинственное убийство": преступление, ставшее одержимостью следователя
Хотя сериал Филдера и документальный, ощущение сюрреальности происходящего не покидает ни на секунду. Автор воплощает на экране проект, смысл которого заключается в том, чтобы люди могли заранее отрепетировать разные сложные моменты своей жизни. Например, одному из героев предстоит признаться подруге, что он много лет назад соврал о своем статусе магистра. Для того чтобы все прошло гладко, Нейтан Филдер нанимает актрису, которая имитирует манеру общения этой подруги, и герой раз за разом проигрывает с ней все возможные варианты развития событий. Причем происходит это в специально построенной копии бара, в котором должна потом состояться уже реальная встреча.
Еще одна героиня хочет понять, справится ли она с ролью матери. Филдер предлагает ей пару месяцев пожить в доме с ребенком-актером. Точнее, с разными детьми: во-первых, необходимо приобрести опыт общения с ребенком от младенчества до тинейджерства. Во-вторых, по законодательству США детям нельзя работать дольше четырех часов. Так что детей то и дело незаметно меняют на новых, а их «мать» делает вид, что ничего странного не происходит.
Со временем и Филдер становится участником эксперимента, взяв на себя роль отца ребенка. В конце концов режиссер или его экранное альтер эго – между ними сложно провести границу – многое понимает о себе и своих чувствах, о своем порой сомнительном с этической точки зрения, но действенном актерско-режиссерском методе. Многое понимает он и о других людях – а понять другого, как ни крути, сложнее всего. Хорошая новость заключается в том, что чаще всего люди думают о вас совсем не так плохо, как вам кажется.
«Почка»
Внезапно выстреливший трагикомический сериал «Почка» создал творческий дуэт Марии Шульгиной и Елизаветы Тихоновой, за новыми проектами которых стоит непременно следить. В центре сюжета – прожженная циничная взяточница Наташа (Любовь Аксенова), которая готова обобрать даже церковь, где служит ее брат (Дмитрий Лысенков), – туда она приходит с привычной процедурой проверки пожарной безопасности.
Но вдруг жизнь Наташи оказывается под угрозой: у нее отказывают обе почки. Теперь ей необходимо срочно найти донора, и эта миссия почти невыполнима. У Наташи ужасные отношения со всеми многочисленными родственниками, а муж (Антон Филипенко), услышав о рисках при пересадке, сбегает из больницы через окно.
Кадр из сериала "Почка"
МТС-Медиа«Почка» невероятно увлекательно смотрится: фантазия создательниц шоу безгранична, а сюжетная арка Наташи мастерски выстроена. Из героини, которой сложно сочувствовать, даже несмотря на страшный диагноз, она постепенно превращается в человека, способного вызвать у зрителей симпатию. Тон «Почки» и стиль съемки похожи на работы Жоры Крыжовникова «Горько!» и «Звоните Ди Каприо!»: какими бы саркастичными ни казались все эти проекты, они сделаны с любовью к своим персонажам. По крайней мере, ко многим из них.
«Пэм и Томми»
В центре сериала – одна из самых звездных пар середины 1990-х: актриса и модель Памела Андерсон и барабанщик группы Mötley Crüe Томми Ли. Авторы «Пэм и Томми» – а среди них режиссер «Тони против всех» и «Круэллы» Крейг Гиллеспи – исследуют, как знаменитое похищение у артистов их домашнего эротического видео повлияло на каждого из них. Осуществил ограбление плотник Рэнд Готье, которого Томми обидел, не заплатив ему за работу. Для обаятельного неудачника Готье это стало последней каплей, и он решил отомстить, не подозревая о том, что именно найдет в сейфе помимо материальных ценностей. Роль Андерсон исполнила неузнаваемая Лили Джеймс, а в образе Томми предстал Себастьян Стэн – оба справились превосходно.
Кадр из сериала "Пэм и Томми"
Annapurna PicturesСериал о брутальном рокере и звезде «Спасателей Малибу» внезапно оказывается трогательной историей большой любви. «Плохой парень» Томми рядом с Пэм становится нежным и заботливым, а та, в свою очередь, желает проводить с мужем каждую свободную минуту. В этих отношениях нет места профессиональной ревности.
Трещину брак дает, по версии создателей сериала, когда видео начинает активно распространяться. Томми не понимает, что на репутации жены скандал отразится сильнее, потому что она женщина. Памела теряет надежду получать интересные драматические роли: отныне ее воспринимают только как сексуальный объект. Крейг Гиллеспи в своем фирменном стиле пытается силами кино исправить эту несправедливость, рисуя портрет талантливой, сильной, тонкой и умной Памелы.
«Урок»
Эта израильская драма одержала победу на престижном телевизионном смотре Canneseries. Награду завоевала и актриса Майя Ландсман, сыгравшая главную женскую роль. Прообразом ее героини стала реальная двенадцатиклассница Сапир Сабах из небольшого города, которая в 2014 году отправила в Министерство образования письмо с недовольством по поводу того, что ее учитель Адам Верт якобы осуждал действия армии Израиля. В «Уроке» персонажей зовут Лиана и Амир (Дорон Бен-Давид из «Фауды»). Ученице нужно срочно придумать тему доклада, и от безысходности она хватается за историю подруги, которой в открытом бассейне делали сальные комплименты некие арабы.
"Дон Жуан" и "Быстрый словарик любви": фильмы о чувствах после 40
Слово за слово, Лиана в пылу дискуссии договаривается до идеи запретить всем арабам посещение бассейна. «Мне больно, что такие речи, как у тебя, развязывают мировые войны. Из-за ненависти и происходит Холокост. Из-за таких идей начинается геноцид», – заявляет пришедший в ужас Амир. Большая часть класса внезапно поддерживает Лиану. Конфликт между учителем и ученицей обостряется все больше и больше, и вот уже в дело вмешиваются медиа, социальные сети и политики.
«Урок» актуален для многих стран мира, где вспыхивают радикальные настроения, и восхищает откровенностью, с которой израильские авторы говорят о проблемах и болевых точках своего государства. Эта минималистичная, построенная на блестяще написанных и ярко сыгранных диалогах драма покоряет и неоднозначностью персонажей. Отношение к каждому из героев за доли секунды может поменяться ровно на противоположное, и в этом заключается несомненное мастерство и сценариста Диклы Кейдар, и актеров, и режиссера Эйтана Цура. В конце концов, каждый из героев – всего лишь человек со своими травмами и слабостями.
«Конец света»
Проект Александра Незлобина – свободная фантазия по мотивам романа «Мастер и Маргарита» Булгакова, перенесенного в современную Москву. Вместо Воланда – Сатана в красном пальто с лицом Юрия Колокольникова, вместо Азазелло – блогер Азик (Владимир Канухин), а вместо Мастера – антихрист Демьян (Семен Трескунов), по совместительству кассир в супермаркете.
Чтобы вернуть невесту, последнему придется устроить апокалипсис. Загвоздка в том, что исключительно положительный Демьян этого делать не хочет: он не способен обидеть и мухи. Сатана, он же объявившийся спустя целую жизнь отец Демьяна, будет пытаться изменить его решение.
«Конец света» остроумно придуман, бодр, весел, но то и дело авторы меняют регистр с комического на трагический, и это наполняет сериал подлинными чувствами и глубиной.
«Медведь»
Сериал «Медведь», о котором до премьеры почти никто не слышал, в итоге стал одним из главных зрительских и кинокритических хитов года. Это производственная драма о ресторане в Чикаго, куда приезжает работать Карми Берзатто (Джереми Аллен Уайт из «Бесстыжих»).
Кадр из сериала "Медведь"
HuluКарми был шеф-поваром едва ли не лучшего ресторана в США, пока покончивший с собой родной брат не завещал свою второразрядную, но обросшую постоянными клиентами забегаловку именно ему. Карми должен выполнить несколько задач. Выстроить по-новому работу и дисциплину так, чтобы класс заведения значительно вырос, – это раз. Разобраться с долгами, оставленными братом, – это два. Как-то пережить его плохо объяснимое самоубийство – это три.
«Медведь» окунает с головой в жизнь общепита, и она оказывается такой напряженной, что создается ощущение, будто смотришь триллер, полный саспенса. Сериал напоминает недавний британский фильм «Точка кипения» о шеф-поваре и его команде, снятый, кстати, одним планом. Одна из серий «Медведя», самая нервная и наэлектризованная, сделана таким же образом. При этом в «Медведе» много забавных моментов: чего стоит одна только сцена, в которой все дети на вечеринке засыпают как один, потому что в лимонад случайно попало противотревожное средство одного из героев. И, конечно, в этом сериале просто невероятно аппетитно показана еда и ее приготовление. Желаем вам найти человека, который будет смотреть на вас, как кондитер из сериала на свой торт.