"Посредники": лауреат "Золотой пальмовой ветви" вновь исследует современную семью
Когда Хелен Миррен, сыгравшая за всю карьеру множество женщин, облеченных властью, появляется первый раз в кадре в образе Голды, глаз режет явный пластический грим. При этом в некоторых ракурсах Миррен поначалу напоминает Елизавету II, роль которой в фильме Стивена Фрирза «Королева» принесла ей «Оскар» – это тоже несколько сбивает нужный настрой. Многие, кстати, были возмущены кастинговым решением Гая Наттива, поскольку у Миррен нет еврейских корней. Но уже буквально через пару минут такой выбор начинает казаться наилучшим.
Совершенно забываешь, что перед тобой актриса – видишь пожилую женщину с отекшими ногами, седыми волосами, покрасневшими глазами, в немодных туфлях и «учительском» костюме. Многие сцены построены на крупных планах глаз Миррен, в которых отражаются все оттенки боли, отчаяния, напряжения, а иногда и триумфа – актрисе небезосновательно уже пророчат как минимум еще одну номинацию на премию Американской киноакадемии.
Вокруг «Голды» сложился ореол довольно традиционной историко-биографической картины, но на самом деле все обстоит ровно наоборот. У Гая Наттива и сценариста Николаса Мартина («Чисто английское убийство», «Примадонна») получился фильм, который можно назвать во многом экспериментальным и даже радикальным. И неважно, было ли это сделано вынужденно, из-за ограниченного бюджета, или так задумывалось с самого начала.
По сути, вся картина состоит из подробных разговоров Голды с другими представителями власти и силовых структур: с министром обороны Моше Даяном (Рэми Хьюбергер), главой «Моссада» Цви Замиром (Ротем Кейнан), руководителем Генштаба Дадо Элазаром (Лиор Ашкенази), начальником военной разведки Эли Зеиром (Двир Бенедек), генералом и будущим премьер-министром Ариэлем Шароном (Охад Кноллер). И, конечно, с Генри Киссинджером, которого сыграл также едва узнаваемый Лив Шрайбер.
Кадр из фильма «Голда. Судный день»
«Экспонента Фильм»Напрашиваются сравнения, например, с экранизацией романа классика Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон!» Авторы фильма сумели сделать удачную шпионскую картину, почти лишенную экшена и сосредоточенную на рутине агентов. Точно так же и Гай Наттив создал лишенное экшена кино о войне. На протяжении всего фильма герои обсуждают тактику, стратегию, расположение войск и совершенно не щадят тех зрителей, которые не слишком хорошо разбираются в таких вопросах и в истории событий 1973 года.
То, как передан ужас войны Судного дня, заслуживает отдельного упоминания. Голда Меир и другие герои то и дело слышат трансляцию голосов военных с поля боя, их последние крики, звуки взрывов и стрельбы. Кажется, это оказывает даже больший эффект, чем могла бы демонстрация натуралистичных подробностей. В том числе потому, что зрителям показывают глаза людей, из-за неверных решений которых эти люди отчасти и гибнут. Голда Меир постоянно записывает, сколько еще человек потерял Израиль, и, как полагают авторы, ее сердце действительно болит за каждого. Иногда Натив также включает в картину реальные кадры военной хроники. А хроникальные кадры с настоящей Голдой Меир чередует с черно-белой стилизацией, в которой премьер-министра изображает уже Хелен Миррен.
Миррен удалось передать стальной характер своей героини, которая, когда это необходимо, добивается почти невозможного, ставит жесткие ультиматумы тому же Киссинджеру. Она берет на себя ответственность в том числе за чужие ошибки перед комиссией, которая ее ждет уже после окончания войны. И в то же время близким она не стесняется показывать свою уязвимость, свои страдания. В фильме нет ни слова о детях Голды Меир, так что самым приближенным к ней человеком представлена ее ассистентка (Камилль Коттен). Именно она помогает Голде на сеансах лечения лимфомы, с которой она втайне от всех борется. Физическая боль рифмуется с душевной. Меир постоянно видит кошмары, которые являются естественным продолжением реальности.
Собственно, еще одна интересная черта картины – ее непреходящая мрачность, которая подчеркивается даже на уровне колористики. Ведь, хотя благодаря усилиям Голды Меир война Судного дня и закончилась, мы знаем, что сама героиня через несколько лет умрет от своего недуга, а до конца конфликтов еще далеко.