«История очень серьезная»
«У нас такое отношение к будущему сезону: это вторая половина той работы, которую мы должны сделать в целом, – объяснил Эдуард Бояков. – Цель этой работы – создание нового репертуара, формирование новой репертуарной политики. Именно с этим связано то огромное число премьер, которое мы запланировали и часть которых уже показали».
Среди ключевых премьер прошлого сезона были такие спектакли, как «Лавр» по роману Евгения Водолазкина, «Лес» по Островскому и «Красный Моцарт» – музыкальный спектакль об Исааке Дунаевском.
Первой среди знаковых премьер нового сезона худрук МХАТ назвал постановку «Женщины Есенина» по недавно написанной Захаром Прилепиным подробнейшей биографии поэта. В книге и в созданной по ее мотивам пьесе Еленой Исаевой прослеживается, как много общего было в ярких романах Есенина, и как этот повторяющийся сценарий был связан со взаимоотношениями родителей поэта. «История очень большая, очень серьезная и, не побоюсь этого слова, психоаналитическая», – сказал Бояков.
Спектакль ставит Галина Полищук, известный режиссер, живущая в Риге. В работе над постановкой задействован Айгарс Озолинс, один из главных современных латышских художников. Из приглашенных артистов в «Женщинах Есенина» играют Агния Кузнецова, Екатерина Волкова, Елена Захарова, а из мхатовских – Алиса Гребенщикова, Лидия Кузнецова и другие.
«Я очень много от этого спектакля жду. Мы с Захаром очень волновались, но теперь, когда уже многое видели из этой работы, мы рады», – рассказал Эдуард Бояков.
«Мы любим провоцировать публику»
Другой значимой премьерой станет «Розовое платье» по пьесе Натальи Мошиной, которую Бояков называет своим любимым современным драматургом. «Я прочитал эту пьесу и влюбился в нее несколько лет назад, еще до работы во МХАТ», – сказал худрук.
Грета Шушчевичуте: "В Европе сложно представить русский надрыв и разговоры о Боге"
Это будет уже второй спектакль нового МХАТ по пьесе Мошиной: два года назад Грета Шушчевичуте ставила ее «Звездную пыль».
«Новая постановка рассчитана на то, что вы должны очень хорошо знать «Три сестры» Чехова, и даже не только пьесу, а классический спектакль Немировича-Данченко, – комментирует Бояков, – в пьесе мы оказываемся в 1930-х и видим героиню Чехова, некогда молодую Наташу. Что происходит с ней и с другими героями пьесы, вы узнаете из спектакля».
«Мы любим провоцировать публику», – говорит худрук МХАТ. – «Розовое платье» будет очень необычным спектаклем, и по продюсерским, и по постановочным ходам. В нем будет намек на популярный жанр иммерсивного театра, и так называемые бродилки».
Спектакль будет начинаться в 10 часов вечера и идти в те дни, когда во МХАТ играют «Три сестры». Возможно, кто-то из зрителей захочет посетить оба спектакля последовательно. Главную роль исполнит Евдокия Германова, знаменитая актриса Театра Олега Табакова.
Художник и царь
Журналист и культуролог Соломон Волков, автор нашумевших книг «Свидетельство» и «Диалоги с Бродским», впервые выступит как драматург: специально для постановки во МХАТ он написал пьесу «Сумбур и музыка», посвященную сложным взаимоотношением композитора Дмитрия Шостаковича и Иосифа Сталина. «Он рассматривает модель взаимоотношений царя и художника. Это вечная тема Волкова», – говорит Бояков.
Рената Сотириади: "Мы сами позволяем тиранам манипулировать нами"
У Шостаковича было некое «ноу-хау», которое позволило ему победить в этой борьбе титанов, чего, по мнению Волкова, не произошло в случае Бориса Пастернака и Михаила Булгакова, которые Сталину проиграли. За счет чего композитору удалось выиграть поединок? «Наблюдения Волкова невероятно интересны, – отмечает Бояков, – он знает Шостаковича, как никто из нас».
«Работать с ним и счастье, и большая ответственность, – говорит Бояков о Соломоне Волкове, – мы уже обсуждаем с ним и следующий проект».
В спектакле будет много музыки Шостаковича, причем в живом исполнении. По словам худрука, музыкальный руководитель постановки Василий Поспелов из множества сочинений композитора выбирает те, которые наиболее выразительно рассказывают о его личности.
Ставит «Сумбур и музыку» Ольга Субботина, московский режиссер, известная как своими театральными проектами, так и телесериалами и даже работой над гигантским рок-фестивалем «Нашествие». Совсем недавно Субботина поставила в Театре имени Вахтангова «Театр» по роману Сомерсета Моэма.
Фантастика на сцене
Будет в новом сезоне и режиссерская работа самого Боякова. Он ставит «Хлорофилию» по одноименному роману-антиутопии Андрея Рубанова. Действие книги происходит в начале XXII века: население России сократилось до 40 миллионов, и все живут в Москве. Живут припеваючи, так как всю территорию к востоку от Урала сдают в аренду Китаю за большую ренту. Россия становится самым богатым государством по уровню жизни.
«Зубодробительный сюжет, – говорит Бояков. – Кроме того, меня всегда интересовало, как поставить фантастику в театре. В отличие от кино, где эффекты могут создать любую реальность, в театре сделать это гораздо сложнее».
Над фантастическим спектаклем работает та же команда, что делала «Лавра». «Художник-постановщик Саша Цветной придумал невероятную декорацию: город небоскребов, это непросто описать словами. Думаем о том, как ее воплощать», – рассказал Бояков. Также в спектакле будет много музыки.
Долгожданное
Речь о том, что Андрей Кончаловский поставит во МХАТ «На дне», шла еще в конце 2019 года, но из-за пандемии работу пришлось отложить. «На дне» – основополагающая пьеса для МХАТ. Бояков считает, что именно после ее постановки в 1902 году Художественный театр, бывший до того площадкой «модного, богемно-дворянского привкуса», стал поистине национальным, общедоступным театром.
Театрально-полевой роман: как МХАТ имени Горького втягивают в информационную войну
«На дне» ставилась во МХАТ многократно. Учитывая это, новая постановка должна быть чем-то особенным. «Кончаловский справится, он мой любимый режиссер», – говорит Бояков.
Еще один спектакль нового сезона, давно задуманный и отложенный из-за пандемии и локдауна, – это «Песочный человек», мюзикл по одноименной новелле Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Над ним работает знаменитый художник Михаил Шемякин, для которого Гофман – один из главных авторов и объект пристального изучения. Десять лет назад Шемякин поставил в Мариинском театре «Щелкунчика».
«Спектакль будет очень современный, крутой, питерский драматург Ольга Погодина-Кузмина работает над пьесой», – рассказал Эдуард Бояков.
Вне плана
Скорее всего, в будущем сезоне зрители увидят новую постановку с участием телеведущего и киноактера Леонида Якубовича, который недавно впечатляюще дебютировал на сцене МХАТ, сыграв старца Никандра в «Лавре». «Леонид Аркадьевич пришел и оказался таким близким и родным, – сказал Бояков. – Надеюсь, в новом сезоне мы успеем с ним сделать невероятно интересную, невероятно важную для нас работу». Деталей худрук не раскрыл, но подчеркнул, что это будет «суперклассика».
Говоря о том, как формируется репертуар театра, Эдуард Бояков заметил: «Должен быть мудрый подход. Безусловно, необходимо планировать какие-то вещи – и сейчас мы уже обсуждаем некоторые проекты 2023 и даже 2024 года, – но при этом параллельно должна быть возможность сделать что-то если не буквально завтра, то по крайней мере очень быстро и спонтанно».
Детям
В новом сезоне МХАТ продолжит и традицию спектаклей для детей. Их ожидается по меньшей мере два: «Пиноккио», который ставит Арина Мороз, и «Сказки в шатре» Алисы Гребенщиковой.
«Алиса ворвалась в нашу труппу и очень хорошо влилась в коллектив, сыграла важнейшие роли в «Лавре» и «Лесе», – говорит Бояков, – Она уже много работает как постановщик, у нее есть ряд очень успешных поэтических представлений и спектаклей».
«Сказки в шатре» – это спектакль по мотивам рассказов Михаила Пришвина. Он будет в буквальном смысле проходить в шатре, который установят прямо на сцене. Зрителей пригласят внутрь, и для детей это будет необычный, удивительный опыт.
«Пиноккио» – история о театральном закулисье, в которой будет звучать много музыки из опер Россини, Верди, Пуччини, Доницетти в исполнении солиста Большого театра тенора Валерия Макарова и оркестра.
Труппа
Одной из самых главных задач ближайшего будущего МХАТ худрук называет формирование труппы. Для современного российского театра существование настоящей труппы, объединенной общими идеями, целями, духом – большая редкость, считает Бояков. Присутствие талантливых, блестящих актеров в театре совсем не гарантирует образование полноценного коллектива. «Это явление связано не с артистами, а с режиссерами, лидерами, которые задают принцип».
«Это чудо – как семья, как любая команда. Она годами складывается. Но я чувствую, что у нас эти процессы идут, и безумно этому радуюсь. Если Бог даст, через два года здесь будет абсолютно другая реальность. Я вижу эти перспективы», – говорит Бояков.
В постановках нового МХАТ нередко участвуют приглашенные звезды: Дмитрий Певцов, Анна Большова, Андрей Мерзликин и другие.
«Это родные для нас люди, – объясняет Бояков, – например, Певцов, который в июне играл шесть спектаклей подряд. Они не оставили своих трудовых книжек, но эти люди входят в наш театр. Я чувствую, что и с Дусей Германовой у нас похожий процесс».
И все же, говоря о звездах, Бояков подчеркивает: «Я хочу построить театр, в которой главной звездой будет труппа».