Кто побеждает в войне дронов: беспилотные армии России и Украины
Три года военного противостояния сделали Россию и Украину мировыми лидерами в деле разработки и применения боевых беспилотных систем – так утверждают отечественные и зарубежные эксперты. В настоящий момент даже ведущие армии Запада отстают от нас примерно на полтора-два года. Технические новинки и тактические решения, связанные с БПЛА, появляются на поле боя практически ежемесячно. «Профиль» попробовал разобраться, чем отличаются беспилотные армии Москвы и Киева и кто побеждает в войне дронов.

Важнее артиллерии
Беспилотники стали едва ли не главным средством поражения в российско-украинском военном конфликте. Особенно это касается Украины, чьи вооруженные силы заметно уступают российским в авиации и артиллерии. По разным оценкам, порядка 70–75% наших потерь в живой силе и технике происходит из-за атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Охота на птичек: стоит ли владельцам дробовиков пытаться сбивать вражеские БПЛА
С другой стороны, массовое применение армией РФ оптоволоконных FPV-дронов явилось одним из ключевых факторов успеха в операции по освобождению Курской области. Дальние дроны-камикадзе «Герань» почти ежедневно наносят удары по украинской военно-промышленной и логистической инфраструктуре. Впрочем, и Киев регулярно пускает свои «летающие бомбы» с дальностью свыше 1 тыс. км вглубь российской территории. «Дальнолеты» с обеих сторон постоянно «умнеют», обзаводятся системами электронного зрения, учатся обходить системы ПВО, преодолевать линии РЭБ (радиоэлектронной борьбы).
Наконец, свои надежды остановить продвижение российских войск украинское руководство связывает с так называемой линией дронов – созданием с помощью беспилотников-камикадзе «мертвой зоны» вдоль всей линии фронта на глубину до 30 км.
У кого больше?
В начале конфликта Вооруженные силы Украины (ВСУ) имели явное превосходство в беспилотной технике – сказывались как помощь Запада, так и наличие собственных наработок. Сейчас ситуация меняется. С прошлого года западные СМИ и аналитики заговорили о том, что РФ догоняет противника по общему количеству дронов, а по некоторым категориям уже вырвалась вперед. К сожалению, доступная информация по количеству БПЛА у сторон слишком противоречива, чтобы делать однозначные выводы.
Крылатые налетчики: почему отражать атаки барражирующих боеприпасов так сложно
В апреле этого года на заседании военно-промышленной комиссии президент Владимир Путин сообщил, что в 2024-м в армию было поставлено «более полутора миллионов беспилотников разных типов» и ежедневно на передовую направлялось около 4 тыс. FPV-дронов. Аббревиатура расшифровывается как First Person View – вид от первого лица. Это недорогие БПЛА-камикадзе на базе спортивных гоночных квадрокоптеров, управляемые при помощи очков виртуальной реальности или очков пилота.
В январе прошлого года американский журнал Foreign Affairs писал, что Киев производит вдвое меньше беспилотников, чем Россия. Но в то же время сообщалось о планах Украины в 2024-м обзавестись в общей сложности двумя миллионами БПЛА: миллион будет произведен внутри страны, и миллион поступит от западных партнеров.
Российские военблогеры и эксперты также не раз отмечали превосходство ВСУ в количестве FPV-дронов. «Видимо, мы проигрываем по дронам. Некоторые говорят, что преимущество противника достигает 5–7 раз. Однако, по последним данным, сейчас противник превосходит нас в 1,5–2 раза», – так писал в начале мая в своем Telegram-канале военный эксперт, главред журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. По его словам, к концу 2024 года интенсивность применения неприятелем БПЛА достигла 2,5 млн единиц; как ожидается, к концу 2025-го она увеличится до 4,5 млн единиц, или до 12 330 вылетов в сутки.
Не только дедов дробовик: как стрелковое оружие приспосабливают для борьбы с FPV-дронами
Что касается технической стороны, то общий тренд таков: делать дешевле, быстрее и больше. При производстве дронов-камикадзе самолетного типа, например, часто используются пенопласт, фанера, деревянные рейки – тратить дорогие расходники на аппарат, летящий в один конец, просто нерационально. В своем видеоинтервью конструктор БПЛА и автор Telegram-канала «Разработчик БПЛА» Сергей Товкач показывал опытный вариант тяжелого ударного гексокоптера типа «Баба Яга»… с деревянными винтами. По словам конструктора, они в 10 раз дешевле карбоновых, а по эффективности уступают последним лишь на 4–5%.
При этом даже простые дроны-камикадзе все чаще оснащаются достаточно сложной электронной начинкой: бесконтактными взрывателями, машинным зрением, способным видеть поле боя и сверять картинку с камер с электронными картами, заложенными в память, и т. д.
К слову, о цене. В ходе конфликта выявилось сильное несоответствие между стоимостью и эффективностью многих западных БПЛА. Скажем, известные американские дроны-камикадзе Switchblade. Дальность полета легкого и слабенького Switchblade 300 составляет 10 км, его боевая часть примерно соответствует 40-миллиметровой гранате автоматического гранатомета Mk 19 и, по словам Александра Товкача, способна лишь ранить пехотинца, защищенного СИБЗ (средства индивидуальной бронезащиты). А стоит такая «игрушка» порядка $6–10 тыс. Его старший брат Switchblade 600 намного эффективнее, но «безумно дорогой». «Нет ни одного западного дрона, который бы хорошо проявил себя на театре военных действий», – уверял Товкач. Поэтому украинская сторона предпочитает западным разработкам собственные «Лелеки», «Фурии» и «Валькирии».

В начале конфликта Вооруженные силы Украины (ВСУ) имели явное превосходство в беспилотной технике
Ukrinform/Cover Images via Reuters Connect«Ждуны» на ниточке
Непосредственно над полем боя уже два года доминируют FPV-дроны. Вообще, малые БПЛА-камикадзе эпизодически применялись с самого начала конфликта в Донбассе, с 2014 года. Но долгое время считалось, что отправлять беспилотник в один конец – непозволительная роскошь. Позже масштабные боевые действия показали: стоимость самодельных БПЛА-камикадзе не идет ни в какое сравнение со стоимостью поражаемой ими техники. Цена одного FPV-дрона – порядка $500–1000. Российский танк Т-90 в зависимости от модификации стоит $2,5–4,3 млн, американский «Абрамс» – $6–9 млн. По словам Виктора Мураховского, танк обездвиживается атакой четырех–шести дронов, после чего экипаж, как правило, покидает машину. На поражение одного российского танка противник может выделить до 15 дронов. Но и это дешевле, чем использовать традиционные противотанковые средства. Для сравнения: экспортная цена управляемой ракеты к противотанковому комплексу «Корнет» в 2019 году составляла $26 тыс., ракета американского комплекса Javelin, согласно открытым источникам, стоит $200–250 тыс.
Охота на БПЛА: как военные борются с вражескими дронами и почему это не всегда получается
Специфическим российским ноу-хау можно назвать массированное применение FPV-дронов, управляемых по оптоволоконному кабелю. Это решение явилось ответом на появление у противника эффективных систем РЭБ. Такой дрон несет под «брюхом» катушку с оптоволокном, которое соединяет его с наземным пультом управления и разматывается по мере полета. В свободной продаже имеются катушки с нитью длиной от 5 до 30 км. Преимущества беспилотников на оптоволокне очевидны: они невосприимчивы к средствам РЭБ и не излучают радиосигналов, облегчающих их обнаружение. Складки местности могут глушить радиосигнал, поэтому обычные дроны стараются не летать слишком низко. Для оптоволоконных дронов низкий полет не проблема, и они способны подныривать под защитные сети, которыми обе стороны ограждают важные участки дорог.
Еще «оптоволоконники» эффективно используются в качестве «ждунов», или дронов-ловушек. Оператор сажает один или несколько дронов в 15–20 метрах от дороги или перекрестка и переводит их в режим ожидания. При появлении вражеской техники «ждун» внезапно взлетает и атакует, уклониться или защититься от такой атаки почти невозможно.
Минусы оптоволоконных БПЛА – это ограниченная маневренность, уязвимость оптоволокна к механическим повреждениям, а также размеры и масса катушки, снижающие боевую нагрузку. Катушка с нитью длиной 10 км имеет габариты примерно 35х15см и весит свыше 2 кг. Для сравнения: кумулятивная боевая часть выстрела к гранатомету РПГ-7 весит 2,6 кг. В результате боевая нагрузка таких дронов может составлять всего 500 г против 2–3 кг у аналогичных систем с радиоуправлением.
Поэтому при атаке вражеской техники оптоволоконные БПЛА часто используют для поражения системы РЭБ, после чего на колонну или отдельный танк налетают обычные «ФПВшки».
Еще оптоволоконный кабель позволяет обнаружить местонахождение оператора. Украинские источники сообщали, что для этого используется устройство с лазерным сигналом. Кроме того, оптоволокно бликует, и этот блик можно проследить визуально с разведывательного «Мавика».
Откуда летят «дальнолеты»
Каждый раз, когда противник совершает налеты на объекты в глубине российской территории, возникает вопрос, откуда у него такие технологии и как получилось, что вражеский дрон смог преодолеть наши системы ПВО и РЭБ. В действительности сделать относительно тихоходный «дальнолет» с поршневым двигателем не так сложно, а радиус действия такого аппарата зависит от количества топлива, которое удастся разместить на борту.
Для атак на российские объекты чаще всего использовались дальние БПЛА украинской разработки: «Бобер», UJ-22 Airborne, «Лютый». Также применялся беспилотный вариант сверхлегкого самолета A-22 Foxbat. Максимальная зафиксированная дальность полета украинского дрона – свыше 2200 км. Правда, чем дальше летит беспилотник, тем меньшую боевую нагрузку он несет. Как правило, максимальная масса заряда самых крупных дальних БПЛА не превышает нескольких десятков килограммов. Для сравнения: боевая часть крылатой ракеты «Калибр» весит до 450 кг.
Кстати, эксперты утверждают, что сегодня большая часть комплектующих для крупных беспилотников, используемых Киевом, производится на территории сопредельных стран и ввозится на Украину обычными почтовыми фургонами под видом гражданских грузов.
Чтобы преодолеть полосы действия РЭБ, часть дистанции дальние БПЛА пролетают с использованием инерциальных систем навигации (гироскопы, датчики линейного ускорения), а также с применением магнитных компасов и хронометров. Именно так осуществлялась навигация воздушных и морских судов до распространения систем спутникового позиционирования. После преодоления беспилотником участков РЭБ включается устройство с GPS, которое более точно наводит аппарат по координатам. На финальном отрезке пути может задействоваться машинное зрение или управление через мобильный интернет 4G, благо он прекрасно развит не только в крупных городах нашей страны, но и в небольших населенных пунктах. Подобная схема используется противником около двух лет, а в сбитых беспилотниках находят камеры и модемы производства латвийской компании MikroTik. Именно поэтому для защиты от налетов БПЛА в некоторых регионах периодически отключается не только GPS, но и мобильный интернет.
Универсальным российским ответом вражеским «Бобрам», UJ-22 и «Лютым» стали российские БПЛА-камикадзе «Герань». Украинские и западные СМИ упорно называют их «Шахедами», поскольку прототипами действительно были иранские дроны Shahed 131. Однако за минувшие годы (а «Герани» используются с осени 2022-го) аппарат претерпел множество модификаций: на нем появились стелс-покрытие, системы преодоления РЭБ и т. д. Последняя модификация, «Герань-3», имеет турбореактивный двигатель, способный разгонять беспилотник до 500 км/ч. При этом его боевая часть увеличена с примерно 50 кг до 300 кг. По сути, это крылатая ракета, только стоящая на порядок дешевле.

Что касается технической стороны, то общий тренд таков: делать дешевле, быстрее и больше
Станислав Красильников/РИА НовостиКак сплели «Паутину»
1 июня Минобороны РФ сообщило, что киевским режимом «был совершен теракт с применением FPV-дронов в отношении аэродромов в Мурманской, Иркутской, Ивановской, Рязанской и Амурской областях». На военных аэродромах в Ивановской, Рязанской и Амурской областях атаки БПЛА были отбиты. В Мурманской и Иркутской областях в результате запуска FPV-дронов произошло возгорание нескольких единиц авиационной техники; жертв среди военнослужащих и гражданского персонала нет, некоторые участники терактов задержаны.
Украинские спецслужбы подтвердили свою причастность к атакам и заявили, что это была спланированная ими операция под названием «Паутина», которая готовилась полтора года. В результате якобы было поражено до 40 самолетов. Независимые эксперты уверяют, что точное количество поврежденной техники неизвестно (чаще всего говорят о 10 самолетах), но при этом в информпространство вбрасывается большое количество неточной и откровенно ложной информации, используются устаревшие картинки и старые данные геолокации.
Из открытых источников известно, что для запуска дронов использовалось 10 контейнеров, замаскированных под строительные бытовки с двойной крышей, которые собирались на арендованном складе в Челябинске. В каждой «бытовке» размещалось предположительно 27 беспилотников. Для транспортировки контейнеров были наняты фуры-платформы (по две «бытовки» на каждой), водители должны были доставить груз по указанным адресам и передать заказчику. По приезде на место крыша «бытовки» отстреливалась пиропатроном и беспилотники начинали взлетать в автоматическом режиме. Несколько фур загорелись в пути.
Часть наблюдателей полагают, что дроны были полностью автономные и управлялись посредством оптико-электронной корреляции, или, проще говоря, «машинного зрения». Подобные технологии известны с 70-х годов прошлого века и использовались еще до появления искусственного интеллекта и нейросетей. Другие авторы уверяют, что дроны управлялись с помощью мобильного интернета по сети 4G. Якобы на каждом БПЛА стояла SIM-карта российского оператора, по которой транслировалась картинка атаки.
К слову, в открытых источниках не раз сообщалось, что часть беспилотников для атак по российским объектам в глубине страны собирается и запускается непосредственно с территории РФ. Александр Товкач пояснял, что такие дроны в разобранном виде присылают через Китай, например, по AliExpress. Проконтролировать все посылки, идущие таким образом, почти невозможно. Задача диверсанта – собрать дрон, принести его на место запуска и активировать. Далее в дело вступает оператор, который управляет им через интернет с территории другого государства.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".