- Главная страница
- Статьи
- Не только дедов дробовик: как стрелковое оружие приспосабливают для борьбы с FPV-дронами
Не только дедов дробовик: как стрелковое оружие приспосабливают для борьбы с FPV-дронами
Современная российская армия никогда не имела на вооружении дробовиков: считалось, что на поле боя задач для них нет. Российско-украинский конфликт заставил военных пересмотреть отношение к этому «чисто гражданскому» оружию. Практика показала, что гладкостволки сейчас – едва ли не самое эффективное средство борьбы с FPV-дронами. Помимо классических дробовиков конструкторы разрабатывают системы для стрельбы дробью из подствольных гранатометов, а компании разных стран ищут способы модернизировать штатное стрелковое оружие так, чтобы оно могло эффективно противостоять БПЛА.
Содержание:
- Глушить или сбивать
- Чем стреляют по дронам
- Оружие последнего шанса
- Если подключить искусственный интеллект
Глушить или сбивать
Идея использовать охотничье ружье для охоты на сверхмалые дроны появилась лет десять назад. В 2014-м в США даже были представлены специальные антидроновые патроны для дробовиков 12-го калибра. В качестве снаряда в них использовалась свинцовая пуля, «распиленная» вдоль на три части, которые соединялись между собой кевларовым тросиком. В полете свинцовые дольки разлетались и образовывали звезду с размахом лучей 1,5 метра. Предполагалось, что эта «звезда» либо собьет дрон, либо опутает его, словно сетью: винты не смогут вращаться, и дрон упадет. Данный тип патрона так и назвали – SkyNet («небесная сеть»). Тогда он интереса не вызвал: малые боевые БПЛА не были распространены, а потому и особой нужды изобретать специальное оружие против них никто не видел.
Из конфиската по дрону: поможет ли изъятое у граждан оружие в борьбе с вражескими беспилотниками
О дробовиках вспомнили почти сразу после начала боевых действий на Украине: почему бы не сбивать с их помощью небольшие дроны противника? Но быстро выяснилось, что стрелять дробью по БПЛА-разведчикам или даже «бомберам», работающим с высоты порядка ста метров и выше, – плохая затея. Заряд дроби на такой дистанции малоэффективен, да и картечь разлетается, не поражая цели.
Ситуация изменилась весной–летом 2023 года, когда началось активное применение FPV-дронов – маленьких скоростных БПЛА-камикадзе, поражающих живую силу и технику, залетающих в окопы и блиндажи. Сегодня на активных участках фронта в небе одновременно находятся десятки, если не сотни «птичек», а в воздухе постоянно стоит «мерзкий вой» – так говорят сами военные. Даже перемещения в тылу на глубине до 10 километров и более становятся смертельно опасной затеей. Здесь-то и пригодились дробовики – ведь атакующий дрон-камикадзе можно расстрелять с близкого расстояния, иногда почти в упор.
Главным конкурентом дробовика в защите от FPV-дронов считаются компактные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Однако всевозможные «дронобойки» (антидроновые ружья) и стационарные «глушилки», ставящиеся на технику, зачастую не слишком эффективны. К тому же на поле боя вот-вот появятся БПЛА с системами искусственного интеллекта, позволяющими дрону после обнаружения цели поражать ее даже при полном отсутствии каналов связи. Впрочем, военные подчеркивают, что дробовик и РЭБ не конкурируют между собой, а дополняют друг друга.
Чем стреляют по дронам
Сейчас для стрельбы по FPV-дронам используют всё, вплоть до древних дедовских двустволок. Ранее военные блогеры сообщали, что в зону спецоперации по линии Минобороны поставляются гладкоствольные полуавтоматические ружья МР-155 с подствольным трубчатым магазином, а также «Вепрь-12», выполненный на базе автомата Калашникова. Правда, юридический статус этого оружия неясен, ведь официально дробовиков у нас на вооружении нет. Именно поэтому военные нередко сами приобретают оружие и регистрируют в качестве охотничьего.
Об актуальности дробовиков говорит и тот факт, что в середине лета в Московском военном округе прошел первый этап подготовки инструкторов по борьбе с малыми БПЛА с применением гладкоствольных ружей, где имитировалась стрельба по коптерам, движущимся с разной скоростью, резко меняющим направление и высоту. А на прошедшей недавно выставке «Армия-2024» концерн «Калашников» представил антидроновую версию ружья МР-155 (от простой она отличается лишь дизайном).
Охота на БПЛА: как военные борются с вражескими дронами и почему это не всегда получается
Сразу оговоримся: дробовик не панацея, его возможности в противостоянии с БПЛА весьма ограниченны. Но все же шансов подбить маленький квадрокоптер из ружья больше, чем из автомата. Автомат Калашникова в секунду выпускает 10 пуль, короткая очередь – две-три пули, которые могут иметь приличный разлет из-за отдачи, ведь стрелять придется с рук. Выстрел 12-го калибра дробью № 3 (ее часто используют против дронов) – это одномоментно 140 свинцовых шариков массой 0,25 г. Каждый из них способен перебить провод, повредить аккумулятор или двигатель дрона. Подготовленный стрелок может сделать хотя бы два выстрела в секунду.
Стрельбу из дробовика по FPV-дронам сравнивают с охотой на уток – это один из самых сложных видов охот. Утка появляется внезапно, траектория ее полета непредсказуема, времени на выстрел мало. У военных вместо утки небольшой юркий «квадрик» с рамой в семь–десять дюймов. Даже с боевой нагрузкой он может двигаться со скоростью до 100 км/ч. Дистанция эффективной стрельбы по утке – 20–30 метров, максимум 50. По FPV-дронам бьют с такого же расстояния (до 30 м), часто намного ближе. Только расплатой за промах здесь будет не упущенная добыча, а смерть
– своя или товарища.
Для стрельбы по FPV-дронам обычно используют патроны с дробью от № 3 до № 00 (диаметр дробины 4,5 мм, масса примерно 0,5 г). В Сети есть множество роликов, где стрелки разного уровня пытаются стрелять по беспилотникам. Иногда используются неподвижные макеты, иногда – настоящие гоночные «эфпивишки». И что же? Даже весьма опытные далеко не всегда могут подбить «птичку», сделав два-три-четыре выстрела подряд. Даже на дистанции менее 10 метров дрон иногда получает всего лишь одну дробинку, а там уж как повезет: если эта дробинка перебила провод питания, дрон упадет, а с пробитым аккумулятором может полететь дальше. Если подбитый FPV-камикадзе грохнется в паре метров от вас, шансов уцелеть будет немного.
Сейчас для повышения эффективности выстрелов наши и западные конструкторы пытаются создать специальные антидроновые боеприпасы. Весной этого года американская компания AMTEC Less-Lethal Systems сообщила, что ВВС США приобрели у нее опытную партию из 600 патронов под названием SkyNet Mi-5 для гладкоствольных ружей 12-го калибра. Это те самые «дольки», о которых мы рассказывали в начале статьи, только в новом патроне их не три, а пять, и применять их планируется против БПЛА массой до 25 кг.
Похожий на SkyNet боеприпас в инициативном порядке недавно разработала российская компания «Техкрим» – он называется «Перехват». Его снаряд состоит из шести треугольных свинцовых призм, соединенных арамидной нитью. В полете он раскрывается в звездочку с лучами длиной 50 см. На демонстрационных роликах стрелок компании поражает статичную мишень (изображение квадрокоптера) на дистанциях от 5 до 75 метров. Стопроцентное поражение получилось на дистанции до 30 метров, на 50 метров результат оказался неоднозначным, на 75 метров было одно попадание из четырех выстрелов. Также есть ролик, где независимые стрелки сравнивали «Перехват» и патрон с дробью № 3, стрельба велась по настоящим дронам, дистанция составляла 20–30 метров. Эффективность обоих боеприпасов оказалась примерно одинаковой.
Оружие последнего шанса
Пусть дробовик – это хорошо, но всем рядовым по ружью не выдашь. Чтобы повысить шансы бойцов при встрече с БПЛА-камикадзе, конструкторы пытаются увеличить антидроновую эффективность штатного оружия. В частности, предпринимаются попытки приспособить для стрельбы по низколетящим дронам подствольный гранатомет ГП-30. СМИ сообщали, что наши оружейники разработали специальное устройство, которое вставляется в подствольник и позволяет стрелять охотничьими патронами 12-го калибра. Это небольшой стволик длиной порядка 25 см с расширением в казенной части. В казенник заряжается дробовой патрон, затем все устройство помещается в подствольный гранатомет, после чего производится выстрел. Для перезарядки нужно вытащить стволик, вручную извлечь стреляную гильзу и вставить новый патрон.
По длительности и сложности это похоже на зарядку старинного мушкета, так что данное изобретение можно назвать оружием последнего шанса. Да и то шанс будет невелик, ведь короткий ствол и отсутствие специальных прицельных приспособлений вряд ли позволят эффективно сбить коптер.
Более продвинутым вариантом мог бы стать специальный гранатометный выстрел с дистанционным подрывом. О создании такого сообщалось в мае этого года. Он был запатентован Военной академией материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева и отличается «увеличенной плотностью осколочного поля поражающих элементов», вдобавок при подрыве создает дымовую завесу, которая должна «ослепить» вражеский дрон.
Все было бы хорошо, если бы не одно «но»: перед выстрелом оператор должен сам определить расстояние до БПЛА, вручную запрограммировать взрыватель, зарядить гранату и произвести выстрел. Видимо, предполагается, что вражеский беспилотник зависнет и подождет, пока стрелок совершит необходимые манипуляции.
Если подключить искусственный интеллект
При этом сама-то идея весьма здравая. Подобный боеприпас, правда, не для подствольного гранатомета, а для автоматического станкового (АГС), уже разработали в США. Американские компании IntelliOptix и Bale Defense совместно с германской Rheinmetall представили комплект модернизации для американского 40-миллиметрового автоматического гранатомета Mk 19. Комплект включает в себя гранату с дистанционным подрывом, умный прицел с лазерным дальномером, баллистическим вычислителем и компьютером, а также дульную насадку для программирования снарядов. Прицел в реальном времени определяет расстояние до дрона и его скорость, а компьютер выводит на дисплей точку, куда стрелок должен навести оружие. Во время выхода гранаты из ствола происходит ее автоматическое программирование на подрыв.
По заявлениям разработчиков, комплекс АМО-10 может устанавливаться на все гранатометы Mk 19 и таким образом превращать их в относительно мобильные (тело гранатомета весит 35 кг, станок – от 9 до 20 кг) системы для поражения дронов противника. Mk 19 также монтируется на различную технику – бронемашины, джипы и т. д.
На базе автоматических гранатометов создаются и полностью роботизированные модули для борьбы с малыми БПЛА. Они включают в себя оптико-электронную систему (ОЭС), которая мониторит воздушное пространство, обнаруживает цель, сопровождает ее и передает данные для поражения. Западные эксперты полагают, что подобные системы в будущем станут основой ПВО сверхближнего действия.
Идею умного прицела, но без гранат, а с обычными пулями уже больше 20 лет вынашивают израильтяне. Военные еврейского государства очень хотят, чтобы обычные автоматы могли эффективно сбивать БПЛА. В 2000 году израильская компания Smart Shooter совместно с Управлением ЦАХАЛ по развитию оружия и технологической инфраструктуры представила систему управления огнем SMASH 2000. В 2021-м партию таких прицелов закупил для испытаний Корпус морской пехоты США. Американцы и сами давно делают похожие устройства, но проблема в другом: эффективность автоматов против БПЛА, пусть даже и с умными прицелами, вызывает очень много сомнений.
В рекламных роликах Smart Shooter стрелки с М4, оборудованными SMASH 2000, легко и красиво расправляются с летающими объектами – картонными коробками, подвешенными к квадрокоптерам. Однако на специализированных ресурсах утверждается, что практический опыт использования автоматов с умными прицелами против БПЛА как минимум неоднозначен. И все же умные стрелковые комплексы, только в формате роботизированных модулей (в т. ч. совмещающие нарезной пулемет с дробовым стволом), считаются еще одним перспективным направлением в борьбе с малыми БПЛА.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль