Профиль

«Керосин-вода» купца Иванова

©

В 2016 году на территории Сахалинской области добыли более 18 млн тонн нефти. Хотя это всего лишь 3,3% от всей добычи черного золота в стране, но самый крупный дальневосточный остров по праву входит в первую пятерку нефтеносных регионов России. Особенно перспективны проекты разработки месторождений на морском шельфе Сахалина.

Первую нефть на острове обнаружили случайно более века назад – в 1879 году якут Филипп Павлов, работавший у купца Иванова, принес своему хозяину бутылку с резко пахнущей маслянистой жидкостью. Ее собрали в луже у реки Оха в тайге на самом севере Сахалина. Со слов местных аборигенов, таежных кочевников эвенков и нивхов, в том районе часто встречались поляны, покрытые черной вязкой корой с подобными лужами.

Терминов «асфальт» и «нефть» коренные обитатели Сахалина еще не знали, а купец Иванов назвал обнаруженную жидкость «керосин-водой». Получаемый из каспийской нефти керосин к тому времени уже активно продавался на Дальнем Востоке, в Китае и Японии – по характерному запаху купец догадался, что может быть в бутылке.

Купец 1‑й гильдии Алексей Иванов, хотя и был неграмотным, имел хорошую деловую хватку. Попав на дальневосточные берега России рядовым солдатом еще в годы Крымской войны, он со временем стал одним из богатейших предпринимателей края, специализируясь на торговле с первобытными аборигенами Сахалина. На всю Россию купец прославился, когда подарил царю Александру II добытые на острове соболиные меха уникального «розового» оттенка. Даже не умея читать, купец Иванов хорошо знал о фантастических прибылях «керосиновых королей» Кавказа – он тут же направил на север Сахалина своих приказчиков, чтобы изучить потенциальные месторождения. В награду за бутылку первой дальневосточной нефти приказчик Филипп Павлов получил от купца Иванова золотые часы – он отдал их в качестве выкупа за невесту, эвенкийскую девушку с севера Сахалина. А 6 июня 1880 года чиновники Российской империи получили первую в истории официальную заявку на поиск и добычу дальневосточной нефти. Но бюрократическая машина работала долго, пока казенная почта преодолевала огромные таежные пространства, прошло три года. Купец Иванов умер, так и не дождавшись ни ответа, ни нефтяных прибылей, а его вдова-наследница Анисья, даже получив правительственное разрешение, не стала рисковать капиталами и отказалась от попыток добывать нефть в самом глухом углу малонаселенного Сахалина.

Однако сведения о местном черном золоте не пропали. В 1886 году начальник Сахалинской каторги отослал в далекий Петербург целую бочку таежной «керосин-воды». Лабораторные исследования в столице Российской империи официально подтвердили, что это настоящая нефть. Вскоре зять покойного купца Иванова, отставной флотский офицер Григорий Зотов учредил «Сахалинское нефтепромышленное товарищество», в котором приняли участие коммерсанты Москвы и Владивостока. В 1889 году по заданию «Товарищества» месторождения черного золота на северной оконечности Сахалина впервые изучил профессиональный инженер-нефтяник Леопольд Бацевич, специально приехавший из нефтеносного Баку на другой конец империи. Опытного нефтяника особенно впечатлило найденное в тайге «Большое асфальтовое озеро», образованное вырвавшимися на поверхность природными источниками нефти.

Научно подтвержденные сведения о черном золоте Дальнего Востока поначалу вызвали настоящий бум среди нефтепромышленников. Попытки искать и добывать нефть на Сахалине предприняли не только российские, но и иностранные фирмы – немецкие, английские и голландские. В 1899 году в Лондоне даже учредили The Sakhalin Petroleum Sindicate.

Но век назад еще не освоенный остров Сахалин был слишком дик и сложен для любой промышленной деятельности. Все частные нефтяные компании Сахалина, включая наследников купца Иванова, не обладали достаточным капиталом, чтобы наладить коммерческую добычу черного золота посреди глухой заморской тайги. Власти же Российской империи, владея богатейшими источниками нефти в Баку и на Северном Кавказе, далекой «керосин-водою» Сахалина не заинтересовались.

Самое читаемое
Exit mobile version