Дни индийского кино стали первым мероприятием в рамках проекта «Дни зарубежного кино», который призван ознакомить широкую аудиторию с современным кинематографом Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, а также стран СНГ. В течение 2023 года Роскино будет организовывать бесплатные кинопоказы фильмов из указанных регионов в российских городах.
«Можно сказать, в какой-то степени это "импортозамещение": вместо американских фильмов у нас должны появиться и индийские, и китайские, – рассказала "Профилю" Римма Сачунова, советник генерального директора Роскино по развитию и управлению бизнес-процессами. – Болливуд очень шагнул вперед. Фильмы у них – с прекрасными спецэффектами, многие занимают призовые места и берут премии на международных кинофестивалях и конкурсах».
Сотрудничество и взаимодействие с Индией в рамках заключенного соглашения в области культуры позволит российским зрителям больше узнать об индийском кино, уверена Сачунова, и в дальнейшем – увеличить количество индийских фильмов в кинопрокате.
Индийское кино было популярно в СССР и собирало полные залы в кинотеатрах. Во второй половине 80-х автор статьи сам дважды ходил на «Танцора диско». Однако в последние десятилетия присутствия индийского кинематографа заметно не было: более 30 лет в нашей стране правил бал Голливуд, и уже выросло поколение зрителей, которые не имеют представления о Болливуде.
«У России и Индии давние культурные связи еще с советских времен, с фильмов Раджа Капура и многих других. Однако в какой-то момент произошел дисконнект, – отметил Пурпа Тсеринг, директор Культурного центра имени Джавахарлала Неру при посольстве Индии в Москве. – Мероприятия, подобные этому, – возможность снова войти на российский рынок».
«Профиль» поинтересовался у продюсера компании Roy Kapur Films Кеюрсина Пармара, что может дать сотрудничество с Роскино индийским кинематографистам. «Идея состоит в совместном продвижении фильмов в обеих странах, – рассказал он. – Мы будем продвигать индийские фильмы в России, а Россия – свое кино в Индии». Также среди целей целей визита, по словам Пармара, – выбор локаций для съемок, которые в изобилии может предложить наша страна. Например, фильм «Патхан», который собрал в индийском прокате отличный бокс-офис, снимался в том числе в Москве.
Постер фильма "Патхан"
Yash Raj Films Pvt. LtdКомментируя предположение о том, что индийское кино – один из претендентов на освободившуюся после ухода американцев нишу, Пармар заявил: «Я абсолютно уверен, что так оно и будет. Не вижу тут никаких проблем, это всего лишь вопрос времени». Сегодня ключевой зарубежный рынок для Болливуда – это Китай. «Однако Россия также является очень важным рынком, потому что она одна из крупнейших стран в мире. Мы не создаем фильм лишь для какой-то определенной страны или для одного континента», – добавил Кеюрсин Пармар.
Болливуд стремится продвигать фильмы по всему миру, подтверждает продюсер индийской компании Applause Entertainment Яш Катира. Индийские картины сегодня популярны не только в Китае, но и в США, Великобритании, Франции. «Я считаю, что наши менталитеты довольно близки, и индийские фильмы смогут понравиться россиянам, а в Индии – понравиться российские фильмы. Индия открыта, готова принимать новое и сотрудничать», – подчеркнул он.
Для показов в России была подготовлена программа из знаковых кинокартин, призванных познакомить с современным индийским кинематографом. Зрителям показали эпический блокбастер «RRR:Рядом ревет революция», приключенческий боевик «Пушпа», романтическую мелодраму «Радхе Шьям», детективный триллер «Викрам» и криминальный триллер «Кобра», часть съемок которого проходила в России.
Постер фильма "Радхе Шьям"
Gopikrishna Movies/T-Series Films/UV Creations/kinopoisk.ru«RRR:Рядом ревет революция» режиссера С.С. Раджамули вышел на экраны в 2022 году. Фильм стал обладателем премий «Золотой глобус» и «Оскар» в номинации «Лучшая песня». В общей сложности картина получила около 60 международных наград, ее общемировые сборы составили более $150 млн. Это боевик, действие которого происходит в Британской Индии и который показывает, мягко говоря, сложное отношение индийцев к британским колонистам. В целом от просмотра сложилось впечатление, что «RRR:Рядом ревет революция» – типичный индийский фильм, недешевый, но, что называется, со штампами.
Видимо, индийскому кино еще предстоит уйти от стереотипов и доказать, что оно объективно современное и конкурентоспособное. Но похоже, что за этим дело не станет.
ММКФ-2023: приключения детей, проблемы подростков, драмы взрослых
Почетный деятель искусств города Москвы, режиссер-постановщик Евгений Соколов рассказал «Профилю», что впечатлен профессионализмом индийских кинематографистов: «В рамках Московского международного кинофестиваля я посмотрел очень интересный индийский фильм "Тень ночи" и документалку о том, как его делали. Понятно, что накладывает отпечаток определенная индийская специфика, но "Тень ночи" снят одним кадром, и борьба за качество там шла не на шутку. Перед тем как снимать картину, они несколько месяцев репетировали, потом делали 18 попыток, одна из которых сорвалась на 90-й минуте!»
Также он обратил внимание на болливудский блокбастер «Сардар Удхам», российская премьера которого состоялась в августе прошлого года. В этом фильме, как и в «RRR», освещается тема освобождения Индии от колонизаторов. «Теперь у Индии есть свой "Гладиатор", только основанный на реальных событиях», – охарактеризовал картину эксперт.
Евгений Соколов отметил, что индийские кинематографисты и продюсеры очень серьезно относятся к качеству производимой ими продукции. «Идет серьезная работа, чтобы выйти на международный уровень, в том числе на российский рынок. Не берусь прогнозировать, произойдет ли это, но, скорее всего, в какой-то мере произойдет», – полагает он.
Понравится ли современное индийское кино массовому зрителю в России – вопрос пока открытый. Жизнь хитрее любых прогнозов и может распорядиться по-своему. Помните, как к нам в страну заходил китайский автопром? Он развивался и просто ждал подходящего момента. Для автопроизводителей КНР обстоятельства сложились благоприятно. То же самое может произойти и с индийскими фильмами. При грамотном продвижении на них пойдут в кинотеатры, их будут смотреть на стриминговых сервисах. Как напомнил Кеюрсин Пармар, в Индии снимается около двух тысяч фильмов ежегодно. Болливуду есть с чем возвращаться в нашу страну.