В Нью-Йорке второй половины 1920-х гг. появляется загадочный молодой человек с чемоданчиком. При досмотре охрана ничего необычного или опасного внутри не обнаруживает. Но мы-то знаем, что это Ньют Саламандер (в оригинале – Скамандер) – исследователь и защитник фантастических животных, тот самый, по чьему учебнику 70 лет спустя Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер и Рон Уизли будут заниматься в школе чародейства Хогвартс в Англии. И чемоданчик героя – волшебный. Как и в сумочке Гермионы, в которой помещалась огромная палатка, библиотека и еще миллион вещей, в заколдованном саквояже Ньюта спрятан целый мир. В этом мире обитает множество диковинных тварей. От крошечных лечурок, напоминающих побеги растений, до окками – помеси дракона и птицы. От Саламандера тут же сбегает то ли крот, то ли утконос, зовущийся нюхлем: он падок на все блестящее, а уж сокровищ в Нью-Йорке хватит на целое стадо нюхлей.
Погоня за уморительным зверьком станет лишь началом приключений героя. В результате недоразумения весь его бестиарий окажется в руках ничего не подозревающего магла (в США их называют иначе – не-магами), то есть человека. Рабочий по фамилии Ковальски мечтает открыть свою булочную, но вместо этого впутывается в клубок событий разной степени опасности. Впрочем, кажется, его главная эмоция – это невероятное воодушевление.
Якоб Ковальски не только попадает в волшебное измерение, но и знакомится с кокетливой красавицей Куинни. Ее сестра Тина – бывшая защитница от темных сил, мракоборец. Уволенная из соответствующего отдела МАКУСА (Магический Конгресс Управления по Северной Америке), Тина стремится вернуть свою работу и хочет использовать для этого Ньюта, задержанного ей за колдовство поблизости от людей (таким образом он нарушил закон о секретности). Но никто не обратит на Тину внимания, и в результате она подружится с Ньютом и Якобом. Вся эта компания вместе с сестрой Тины будет вынуждена работать очень слаженно. Ведь мало того, что из чемоданчика сбежало несколько существ. Еще и некая зловещая сила явно сверхъестественного происхождения совершает преступления в Нью-Йорке, а глава человеческого общества Вторые Салемцы ведет пропаганду против колдунов.
«Фантастические твари и где они обитают» – формально экранизация написанного самой же Джоан Роулинг одноименного учебника (он издан и в России). На самом же деле это первый оригинальный сценарий писательницы, фактически совершенно новая придуманная ей история. Одновременно приквел и спин-офф «Гарри Поттера». Фильм был одной из самых ожидаемых премьер года, но, тем не менее, все понимали, что возможно и большое разочарование. Так, режиссер картины Дэвид Йейтс не внушал доверия, поскольку отнюдь не каждая из снятых им серий «поттерианы» (он является автором последних четырех лент) удачна. Да и опыт «Хоббита» Питера Джексона говорит о том, что в приквеле сложно повторить успех любимой всеми экранизации: вроде бы все то же самое, а чего-то самого важного не хватает.
Но Роулинг и Йейтс сломали стереотипы: «Фантастические твари» – зрелище совершенно упоительное. Во время просмотра максимально приближаешься к тому детскому ощущению волшебства и растворения в придуманной реальности, которое во взрослые годы исчезает. В первой части фильма (вторая – более мрачная) зал, полный кинокритиков, так непосредственно реагировал на происходящее, так радостно смеялся, что стало понятно – у авторов все получилось. Не поддаться обаянию утконоса-клептомана или робкого растениеобразного любимца Ньюта невозможно. Выигрышности добавляет также время и место действия: что может быть кинематографичнее Америки 20-х с ее джазом, красивыми нарядами в стиле ар-деко и полуподпольными клубами? Разве что клуб с гоблином-мафиози во главе (кстати, попробуйте отыскать в этой сцене Рона Перлмана и Зои Кравиц). Чародейство и 1920-е отлично дополняют друг друга.
Крайне удачен и подбор актеров: Кэтрин Уотерстон и Элисон Судол в роли непохожих друг на друга по характеру прекрасных сестер, Дэн Фоглер в образе Якоба Ковальски – незатертые, свежие лица. Обладатель «Оскара» за роль Стивена Хокинга Эдди Редмейн изображает Ньюта Саламандера. Этот выбор кажется не столь очевидным: Редмейн в последнее время уж слишком часто появляется на экране. Впрочем, в результате тот факт, что, глядя на него, тут же вспоминаешь «Вселенную Стивена Хокинга» и «Девушку из Дании», тоже играет на руку ленте. Одной из главных тем фильма становится ксенофобия, которой полон мир «Фантастических тварей». А кто, как не Стивен Хокинг или датская художница-трансгендер Лили Эльбе, воплощают в себе тех самых чужих, иных, которых так боится человек? Под слоем волшебной пыльцы приключений в какой-то момент проступает тема, не теряющая своей важности никогда. Чародеи, вынужденно подавляющие свое естество, свою магию из-за людей-фанатиков, испытывают глубочайшие страдания и могут причинить вред не только себе, но и другим.
Игры в прятки с самим собой и с другими из-за непринятия обществом того или иного маргинального его представителя, разумеется, актуальны не только для волшебников. Как и ситуация непосредственной, внешней враждебности по отношению к нестандартным в чем-то людям. Вот только один из недавних примеров. В рамках фестиваля «Территория» в Москве Театр наций представил премьеру «Ивонна, принцесса Бургундская» в постановке поляка Гжегожа Яжины. Эта пьеса Витольда Гомбровича посвящена все той же ксенофобии. Но поведение театральной публики не менее наглядно, чем постановка, иллюстрировало агрессию общества по отношению к «другому». Ближе к концу первого действия на сцене появляется почти обнаженным один из персонажей – такой образ призван показать обнажение душевное, храбрость и одновременно уязвимость героя. Поскольку актер не только голый, но и – о ужас! – толстый, многие зрители стали громко и злобно смеяться, видя этого «неправильного», на их взгляд, непохожего на них человека, в «неподобающем» виде. Когда в конце действия случился еще и поцелуй двух мужчин, в зале едва не свершилась революция. Улюлюканье и крики «Позор московскому театру» некоторых представителей публики могли бы сорвать спектакль, если бы не настало время антракта. И хотя место действия картины Дэвида Йейтса – не Россия, кто знает, не вернется ли и США к подобной степени ксенофобии после всем известных событий.
А еще «Фантастические твари и где они обитают» пропагандируют защиту животных, которых так любят истреблять и в колдовском, и в реальном мире.
Важно и то, что, как и всегда, в мире Джоан Роулинг добро и зло не так однозначны, какими представляются сначала. За это ее и любят. Хочется надеяться, что и не перестанут любить на протяжении еще четырех анонсированных фильмов о жизни Ньюта Саламандера и его друзей.