Ностальгия
Картины Джона Уоттса и Ланы Вачовски во многом построены на чувстве ностальгии, которое они с успехом вызывают у фанатов двух франшиз соответственно. Популярно даже мнение о том, что из-за этого в новых «Человеке-пауке» и «Матрице» совсем мало настоящего кино (странный тезис).
«Человек-паук» и впрямь настолько напичкан отсылками к предыдущим фильмам и персонажами оттуда, что истинные поклонники Питера Паркера и Ко приходят в бешеный восторг. Говорят, если вам улыбнется удача, то в зале будут каждые несколько минут хлопать, кричать и аплодировать. Кажется, последний раз нечто подобное происходило на сеансах «Богемской рапсодии». Просмотр в кинотеатре становится ни с чем не сравнимым иммерсивным опытом, и это здорово.
На «Матрице» относительно бурную реакцию зала вызывает только заблюренная сигарета агента Смита. Ну так и аудитория фильма в среднем старше, чем у «Человека-паука». Что до ностальгии, отсылок и фан-сервиса, то их в картине Ланы Вачовски не меньше. Первая сцена «Воскрешения» почти полностью повторяет первую сцену оригинальной «Матрицы», да и в целом общая сюжетная канва двух этих картин идентична. Разумеется, к нам возвращаются и старые персонажи, пусть иногда и в новых обличьях (Морфеуса теперь играет Яхья Абдул-Матин II, а агента Смита – Джонатан Грофф). Для полного зрительского счастья Вачовски еще и включает в свой фильм кадры из первой «Матрицы».
Кадр из фильма "Матрица: Воскрешение"
Warner Bros.Юмор
Ни один из фильмов о супергероях Marvel не обходится без шуток, и, разумеется, «Человек-паук: Нет пути домой» не стал исключением. Впрочем, вспомнить какие-то выдающиеся гэги из фильма довольно сложно.
Лана Вачовски же действительно на славу повеселила зрителей в «Матрице: Воскрешении» своей мета-иронией. Так, «Матрица» в новом фильме – будто бы компьютерная игра, созданная персонажем Киану Ривза, и когда Warner Bros. (студия, производящая франшизу) заказывает продолжение игры, молодые сотрудники компании перечисляют все реальные фанатские трактовки трилогии.
Психотерапия
Тема психотерапии, реальной или метафорической, появляется в обеих картинах. При этом в «Матрице» отношение к психотерапии условно бумерское, то есть отрицательное, а в «Человеке-пауке» – характерное для миллениалов и зумеров, положительное.
В «Матрице» психотерапевт в исполнении Нила Патрика Харриса, к которому ходит персонаж Киану Ривза Томас Андерсон, оказывается обманщиком и злодеем. Его таблетки вместо того, чтобы спасать от депрессии, погружают героя в забытье, не дают вспомнить Нео его истинную личность. Вероятно, действенной терапией для себя Лана Вачовски считает саму работу над картиной, которая, по ее словам, помогла ей справиться с потерей родителей: не имея возможности встретиться вновь с любимыми людьми, она вернула к жизни Нео и Тринити, и ей стало легче.
А вот создатели «Человека-паука», исправляющие в своем фильме злодеев с помощью науки и современных технологий, явно нам намекают на то, что психотерапия важна и нужна: работа над своими травмами может творить чудеса, поскольку каждый антигерой движим внутренней болью. Кстати, тема отсутствия бинарности и четкого разделения на добро и зло тоже объединяет «Человека-паука» и «Матрицу». В последней агент Смит вдруг внезапно помогает Нео и Тринити – правда, его мотивация остается загадкой.
Любовь
Любовь очень важна во вселенных обеих картин, но в «Человеке-пауке» отношение к женщине более патриархально. Эм-Джей в исполнении Зендеи – отличная героиня, но в третьем фильме с Томом Холландом-пауком ей особенно нечего делать: она просто поддерживает во всем Питера и помогает ему. Более того, она физически никак не может повлиять на финальное вроде бы благородное решение бойфренда дать ей жить своей жизнью.
В «Матрице» же Тринити, наоборот, оказывается сильнее и значительнее Нео: именно от ее решения зависит судьба возлюбленного, а возможно, и судьба всего мира. Тринити осознает, что роль матери и жены была ей навязана, и вырывается из Матрицы. В то же время без любви в мире «Матрицы: Воскрешения» все бессмысленно: только связь двух людей способна творить чудеса.
Кризис
Герои «Человека-паука: Нет пути домой» и «Матрицы: Воскрешения» проходят через важные возрастные кризисы. Выпускник Питер Паркер, потерявший слишком многое, наконец вынужден повзрослеть, и, как и всякому молодому человеку, ему это дается нелегко.
Томас и Тиффани, они же Нео и Тринити, в общем-то, сталкиваются с поздним кризисом среднего возраста. Прежние цели и смыслы обесцениваются, а новые еще не найдены. В итоге – депрессия у Нео-Томаса и усталость в глазах у Тринити-Тиффани. Иными словами, наши любимые супергерои проходят через те же кризисы, что и все люди на Земле, становясь нам еще ближе.