9 июля 2025
USD 78.17 -0.55 EUR 91.97 -0.45
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему не надо перенимать у КНР опыт внедрения единого мессенджера
Китай мессенджеры Общество

Почему не надо перенимать у КНР опыт внедрения единого мессенджера

WeChat

©Oriental Image via Reuters Connect

Государственная дума 10 июня приняла закон о разработке российского национального мессенджера. Официальная трактовка – «создается многофункциональный сервис обмена информацией». Простыми словами – уже в ближайшее время в России должно появиться мобильное приложение для общения, которое будет интегрировано с различными цифровыми сервисами, включая «Госуслуги», и, вероятно, станет плюс-минус незаменимо для активного российского интернет-пользователя.

Интерес к «национальному мессенджеру» со стороны IT-бизнесменов и их лоббистов понятен – внедрение такого приложения в масштабах страны сулит баснословные прибыли. Понятен и прототип – это китайский мессенджер «Вэйсинь», известный за пределами КНР как WeChat. На данный момент им пользуется около 1,3 млрд человек, что делает его самым популярным в мире мобильным приложением родом с Глобального Юга.

Однако можно ли считать китайский опыт столь успешным, что его непременно нужно перенять? Краткий ответ: нет. Впрочем, давайте попробуем разобраться и посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Что такое WeChat

Приложение, сам феномен которого впоследствии обозначили термином super-app (суперприложение), было разработано в Шэньчжэне 14 лет назад. В далеком 2011 году в Китае были распространены кнопочные сотовые телефоны, в интернет выходили из мрачных, вечно прокуренных ванба (интернет-кафе), а для общения использовалась местная копия программы ICQ с названием QQ и пингвинчиком на эмблеме.

Китайская (анти)утопия: Как телефон заменил кошелек

WeChat/«Вэйсинь» (название означает «Микросообщения») также не был инновационным прорывом, копируя функционал и даже внешний вид созданного в Калифорнии приложения WhatsApp. Как и его старший собрат, WeChat, что называется, оказался в нужное время в нужном месте. В начале 2010-х китайский рынок наполнили относительно дешевые и качественные смартфоны местных марок, работающие на оперативной системе Android, позволяющей самостоятельно устанавливать приложения (до этого на популярных в Китае телефонах на платформе Mediatek вся начинка ставилась на заводе).

За очень короткий срок смартфонами обзавелись более-менее все жители КНР. Поскольку самые популярные в мире мобильные приложения (типа того же WhatsApp) за «великим китайским файерволом» были недоступны, новым пользователям оставалось скачивать их китайские аналоги. Общаться с помощью текстовых или голосовых сообщений вместо телефонных звонков понравилось всем. Хвастаться перед своими контактами фоточками из путешествий и модных ресторанов (в WeChat эта функция называется «Моменты») – тоже.

WeChat практически моментально оказался вне конкуренции. Каждый новый счастливый покупатель китайского телефона устанавливал эту программу. Уже в 2018-м был зарегистрирован миллиардный пользователь данного приложения.

Однако феноменом и образцом «национального мессенджера» его сделал не огромный охват аудитории – в конце концов, по любому подобному параметру Китай из-за огромного объема среднего класса будет впереди планеты всей. Гораздо важнее, что уже в середине 2010-х WeChat превратился для повседневной жизни китайцев в нечто большее, чем просто средство коммуникации.

Как WeChat стал незаменим

Этому прорыву способствовало два обстоятельства.

Во-первых, в WeChat появилась функция мини-приложений. То есть теперь внутрь мессенджера можно было установить дополнительную функцию, которая не была связана с общением и даже могла быть разработана сторонней компанией, но позволяла получить какие-либо услуги. Выходило очень удобно – ты открываешь WeChat (впрочем, он и так открыт 24/7) и уже внутри него выбираешь раздел, где можно вызвать такси, купить билет на поезд, заказать еду, забронировать столик в ресторане. Все данные уже интегрированы, то есть не нужно скачивать отдельную программу, заново вводить логин, пароль, личную информацию и так далее.

Как китайские деревни стали синонимом успеха электронной торговли

Во-вторых – и это самое главное! – уже в 2013 году появился интегрированный с мессенджером сервис мобильных платежей WeChat Pay, и теперь через WeChat оказалось возможно не только общаться, но и совершать денежные транзакции. То есть не просто заказать услугу, но и тут же ее оплатить со своего банковского счета, привязанного к мессенджеру. Более того, можно вообще перевести любую сумму в любом направлении – для этого достаточно просто отсканировать QR-код, которые есть у каждого пользователя WeChat (то есть у каждого китайца, включая буддийских монахов и бомжей в шанхайских подворотнях).

Тоже мне невидаль, скажете вы, и будете неправы. Это сейчас мобильными переводами в России никого не удивишь, но 10 лет назад, когда в Китае повсеместно появились QR-коды, это был прорыв. Для какой-нибудь отсталой в технологическом отношении страны типа Японии это и сейчас «вау». А уж если учесть, что эти переводы делались не через отдельное банковское приложение, а напрямую через самый популярный и повсеместно распространенный мессенджер (представьте себе WhatsApp, Telegram и VK, слитые вместе) без дополнительных авторизаций, кликов и так далее, то это действительно «вау».

Тотальное распространение мобильных платежей изменило структуру экономики и само качество жизни в КНР. WeChat позволил стать продавцом буквально каждому. Теперь для этого больше не нужны ни кард-, ни чипридер. Только смартфон и WeChat c WeChat Pay. Это открыло дорогу стартапам на все случаи жизни и, кстати, позволило компании Tencent – разработчику WeChat – практически полностью убрать из приложения рекламу. Корпорация, которая на пике была пятой по капитализации публичной компанией в мире, зарабатывает на комиссионных от бизнеса, а не на рекламе.

Переводы же между частными лицами – а они в Китае с его вековой традицией дарения денег особенно популярны – производятся без комиссии. В России попрошайки и уличные музыканты сейчас тоже предлагают сделать им банковский перевод, но, как правило, для этого нужно войти в банковское приложение, набрать номер телефона, подтвердить свое намерение – в Китае же можно обойтись без этой суеты и лишних движений.

Аусвайс в цифровом раю

В определенный момент WeChat стал предметом гордости китайцев – особенно тех, кто выезжал за рубеж и видел, что там ничего подобного нет. Очень скоро значение WeChat действительно приобрело поистине государственный масштаб. Вместо того чтобы развивать отдельное приложение для взаимодействия со своими гражданами, государство решило воспользоваться уже имеющейся цифровой инфраструктурой корпорации Tencent.

C конца 2010-х стали продвигаться эксперименты по интеграции государственных услуг и WeChat. Общенационального характера они по-прежнему не имеют, но в отдельных городах и провинциях (прежде всего в наиболее продвинутых в цифровом отношении: Гуандуне, Чжэцзяне, Шанхае) пользователи могут привязать к WeChat цифровую копию своего шэньфэньчжэна – удостоверения личности. Это позволяет без предъявления оригинала документа заселиться в гостиницу или, например, пройти на футбольный матч (да-да, в Китае продажа билетов и вход на стадион строго по паспорту).

Также через WeChat можно оплачивать парковку, штрафы за нарушение правил дорожного движения, квитанции ЖКХ, платить налоги и записываться в государственные клиники. В общем, вместо приложений «Госуслуги», «Моя Москва», «ЕМИАС», «Мой налог» и так далее у вас все в одном приложении, которым вы и так все время пользуетесь.

Оплата товаров через WeChat в Китае

Оплата покупки на пекинском рынке с помощью QR-кода и WeChat

Thomas Peter/REUTERS

Своего аналога «Госуслуг» в Китае, кстати, нет. Государство изначально пошло по другому пути. И это важный момент, который следует учитывать при анализе необходимости копирования китайского опыта.

Изнанка цифрового чуда

Что же не так с WeChat и его тотальной интеграцией с государством и бизнесом?

Во-первых, если вынести за скобки удобство использования не пары десятков, а только одного приложения, сам по себе WeChat – это плохой, просто очень плохой мессенджер. Неудобный, некрасивый, жрущий оперативную память и место на жестком диске телефона. Быстро заняв положение монополиста, WeChat сконцентрировал усилия не на развитии конкурентных преимуществ перед другими игроками на рынке (они попросту исчезли), а на исправлении многочисленных сбоев и багов, а также борьбе с хакерскими атаками и мошенничеством, которые при такой концентрации денег и данных в WeChat особенно опасны.

Условно говоря, если бы в России вся цифровая инфраструктура была столь же сконцентрирована в одной экосистеме, объем средств, утекающих мошенникам, звонящим от лица службы безопасности банков или правоохранительных органов, шел бы не на миллионы, а на миллиарды. В Китае эта проблема тоже есть. Аферисты создают фейковые аккаунты ведомств и банков, взламывают аккаунты физических лиц. Сторонние разработчики могут внедрять в скачиваемые мини-приложения вредоносные коды, передающие на сторону используемые в WeChat банковские данные. Наконец, никто не отменял различные фишинговые схемы. В ситуации, когда у тебя в одном приложении и соцсети, и романтические знакомства, и банковская карта, и паспортные данные, всё может быть очень серьезно.

Президент РФ Владимир Путин подарил "Йотафон-2" лидеру КНР Си Цзиньпину

Владимир Путин дарит Си Цзиньпину российский «Йотафон», 9 ноября 2014 года

Михаил Климентьев/РИА Новости

Разработчик, конечно, борется за честное имя своего продукта. Правда, для пользователей это оборачивается головной болью. Поэтому зарегистрироваться в WeChat сейчас – это целая эпопея. Для этого требуются рекомендации двух человек, не менее полугода пользующихся WeChat и не участвовавших в верификации других пользователей в течение 30 дней. Ваши друзья-верификаторы должны успеть отреагировать на запрос от WeChat в течение 10 минут. Если не успели – все начинается заново. Если в процессе регистрации и верификации пользуетесь VPN, приложение вам откажет. Если фиксируется несколько попыток регистрации с одного IP-адреса – откажет. Помимо отказов в регистрации (статистика по ним – коммерческая тайна), Tencent ежедневно блокирует около миллиона аккаунтов, которые, как считают разработчики, могут быть задействованы в мошеннических схемах.

К иностранным аккаунтам, которые сложнее контролировать, чем китайские, отношение как к заведомо мошенническим. После регистрации функциональность базового аккаунта будет ограничена – фактически будут работать только чаты. Для того чтобы пользоваться мини-приложениями, WeChat Pay и прочими прелестями китайской цифровой инфраструктуры, нужно жить в КНР постоянно, причем легально, со всеми необходимыми документами и идентификациями.

За и против

Безусловно, для государства плюсы концентрации всей цифровой активности граждан в одной экосистеме явно перевешивают минусы, связанные с ее уязвимостью. Не должно быть никаких иллюзий: вся информация, аккумулируемая в WeChat, – контакты, содержание сообщений, статусов, геолокация, данные о покупках, поездках на такси и так далее – в случае необходимости моментально становится достоянием соответствующих госведомств.

Эксперименты по внедрению новых инструментов социального контроля типа пресловутого так и не заработавшего «социального рейтинга» или же ограничения передвижений во время пандемии коронавируса также были бы невозможны без такого инструмента, как WeChat и феномена его всеобщего распространения среди граждан КНР.

Поэтапное погружение в Max: российскому мессенджеру помогут вытеснить Telegram и WhatsApp

С точки зрения адептов «суверенного интернета» и тотального контроля над виртуальной жизнью его граждан всё это хорошо. С точки зрения самих пользователей, даже самых законопослушных, – вряд ли.

Пример WeChat показывает, что без конкуренции мессенджер перестает развиваться. Если тот же Telegram благодаря борьбе на глобальном уровне постоянно становится лучше и удобнее, то главный (и, собственно, единственный) довод в пользу использования WeChat – его безальтернативность, если вам нужно жить в Китае или общаться с китайцами.

При этом изначально WeChat не создавался государством и не продвигался искусственно как «национальный мессенджер». Просто в специфических условиях зачистки китайского цифрового пространства от внешних игроков «кто первый встал, того и тапки». Это потом уже Пекин решил не создавать свои собственные «Госуслуги», а внедрить их в самый популярный мессенджер. А сейчас интеграция WeChat и государства зашла так далеко, что сдать назад уже не может ни одна сторона.

В России же цифровое развитие с самого начала шло по другому пути. В результате мы имеем хорошие, но разрозненные приложения, а попытки интегрировать всё в рамках цельной экосистемы, которые в свое время предпринимали и «Сбер», и «Яндекс», и VK, так и не привели к успеху, хоть сколько-нибудь сравнимому с феноменом WeChat.

Вряд ли такого успеха честным образом – без создания невыносимых условий для конкурентов, от чего пострадают все: как бизнес, так и пользователи, – добьется и анонсированный Госдумой «национальный мессенджер».

Автор – старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".