Профиль

Медленная рука – друг блюзменов: 80 лет Эрику Клэптону

В 1960-х у британского гитариста Эрика Клэптона было прозвище «Бог», и это дает некоторое представление о его статусе среди первопроходцев рок-музыки. Именно Клэптон в те годы показал всем, как играть настоящее хард-роковое соло – «соляк» или «запил», – изобразить которое мечтает с тех пор каждый юноша, берущий в руки электрогитару. Он дружил и записывался с The Beatles, играл в супергруппе Cream, пропагандировал регги среди белой аудитории и прошел через все рок-звездные страсти, включая алкоголь и наркотики. А когда беды, казалось, остались позади, музыкант потерял маленького сына и написал об этом пронзительную песню, может быть, лучшую в своей жизни. Наблюдая за нелегкой историей Клэптона, трудно было предположить, что он доживет до 80 лет, но ровно столько ему исполняется 30 марта.

Eric Clapton

©ZUMA Press, Inc./Vostock Photo

Раз солдат, два солдат

Принято думать, что все виртуозы стали таковыми, потому что изнуряли себя упражнениями с раннего детства: с пяти лет, как Никколо Паганини, а то и с двух, как Евгений Кисин. Но не таков наш герой. По-настоящему он начал осваивать гитару лишь в 15, что не помешало уже к 20 годам получить свое божественное прозвище.

Эрик Клэптон с матерью, 1964

UBL/Vostock Photo

Клэптон родился в деревне Рипли графства Суррей, что на юге Англии. Шла Вторая мировая война, и появление Эрика стало итогом романа 16-летней англичанки Патрисии Клэптон и 24-летнего канадского солдата Эдварда Уолтера Фрайера. Еще до появления сына на свет Фрайер отбыл в родную Канаду и больше со своей британской семьей не контактировал. В его жизни потом было еще несколько жен и детей, тюремный срок и много долгов. По крайней мере, он передал своему отпрыску хорошие гены – говорят, канадец имел музыкальный талант.

Ребенка воспитывали бабушка с дедушкой, и в раннем детстве Эрику казалось, что они и есть его родители, а юная Патрисия – его старшая сестра. Путаницы добавляло то, что у деда, отчима Патрисии, была похожая фамилия – Клэпп. Правду о своем настоящем отце Клэптон узнал, когда ему было девять, и эта новость повергла его в такое душевное смятение, что он надолго закрылся в себе и практически забросил учебу в школе. Единственное, на что откликалась его душа, было рисование. Спустя много лет Клэптон выразил свою детскую фрустрацию от безотцовщины в получившей «Грэмми» песне My Father’s Eyes (1992).

У Патрисии же была явная склонность к канадским солдатам: познакомившись с еще одним, она уехала с ним в Германию, оставив сына на попечении своих родителей.

Струны толстые и тонкие

В 13 лет Клэптон открыл для себя американский рок-н-ролл: Литтл Ричарда, Чака Берри, Джерри Ли Льюиса. Волна новой дикой музыки как раз докатилась к 1958 году до тихого и патриархального Суррея. Эрик упросил бабушку купить ему гитару. Бабушка была большим меломаном – слушала джазовые биг-бенды и неплохо играла на пианино, – но вот в гитарах разбиралась плохо, да и денег лишних не было, поэтому внуку достался недорогой немецкий инструмент с толстыми стальными струнами. Субтильному отроку играть на таком оказалось не по силам, и он вскоре забросил его.

Танцуй, пока старый: 80 лет Мику Джаггеру

Но уклониться от рок-н-ролльной повинности Эрику не удалось. Новой музыки с каждым годом становилось все больше, подростки вокруг него собирали школьные группы, и оставаться в стороне было невозможно. Превозмогая боль, 15-летний Клэптон снова начал упражняться на гитаре, стирая тонкие пальцы в кровь. Все, кто в советское время учился играть на струнах за 4 рубля 50 копеек, хорошо поймут его мучения.

Со временем Эрик выяснил, что бывают струны и потоньше, играть на которых куда приятнее, и перешел на самый тонкий комплект струн, который только можно было достать. Одна беда – они часто рвались во время концерта. И поскольку Клэптон тогда еще не был большой рок-звездой со свитой техников, готовых вмиг поднести маэстро новую гитару, менять струну приходилось прямо на сцене. Дело это не быстрое, и чтобы как-то заполнить образовавшиеся паузы, публика взяла за обычай медленно хлопать в это время в ладоши. Так у Клэптона появилось его первое прозвище – Медленная Рука (Slowhand).

В одном из поздних интервью Клэптон рассказал, что не воспринимал эти медленные аплодисменты как поддержку, скорее наоборот. «В Британии таким образом спортивные болельщики выражают свое недовольство», – пояснил он.

Блюзовые чудаки

Как бы то ни было, юный музыкант стремительно прогрессировал. Его предыдущее увлечение – рисование – было заброшено, и Клэптон вылетел из Кингстонского колледжа искусств в Лондоне в конце первого учебного года.

Как появились наиболее известные мифы о Джиме Моррисоне

Но 16-летний Эрик этого практически не заметил, поскольку решительно помешался на американском блюзе. Все-таки рок-н-ролл был слишком шумным и агрессивным для его тонкой интровертной натуры, но на волне рок-н-ролльной моды на поверхность начали подниматься и записи музыкантов предыдущих поколений: Альберта Кинга, Би Би Кинга, Хаулин Вулфа и других блюзменов. Именно блюз был предтечей рок-н-ролла, и Клэптону он понравился больше – в нем было больше глубины, чувственности, подлинности. Это была серьезная музыка, которую играли люди с большим, нередко суровым жизненным опытом.

Клэптон был одним из тех странных английских подростков, которым изумлялись американцы. С какой-то стати эти чудаки вместо модного стиляжного рок-н-ролла прониклись интересом к блюзу, который даже черная молодежь в те годы считала музыкой для пенсионеров и деревенщин. И ладно бы британцы остановились на его электрическом варианте, который играл Мадди Уотерс или Би Би Кинг – но нет же, они докопались даже до граммофонных пластинок Роберта Джонсона и Чарли Паттона, записывавшихся в 1930-х, что американцам казалось совсем уж несусветной архаикой.

Но не будь таких странных энтузиастов вроде нашего героя или Кита Ричардса из The Rolling Stones, скорее всего, не было бы и самой рок-музыки как жанра – ведь блюз стал не менее важным ее компонентом, чем рок-н-ролл.

Первый успех

Чтобы накопить на приличный инструмент, Клэптон клал кирпичи на стройке вместе со своим дедом Джеком, а когда вожделенный Gibson был куплен, Эрик отправился покорять лондонские клубы и пабы. В 17 лет он присоединился к своей первой группе The Roosters, просуществовавшей полгода, затем были еще менее долговечные проекты вроде Casey Jones и The Engineers.

На одном из концертов Клэптона заметил Кит Релф, знавший его по художественному колледжу, и пригласил в свою новую группу The Yardbirds. Скоро она стала одной из ключевых команд британской рок-музыки середины 1960-х, и помимо Клэпона в ней успели поиграть такие титаны, как Джефф Бек и Джимми Пейдж – последний на обломках этой группы в конце десятилетия создал новую, еще более легендарную – Led Zeppelin.

The Yardbirds

Val Wilmer/Redferns/GettyImages

Пока же, в начале 1960-х, The Yardbirds создавали нешуточную конкуренцию The Rolling Stones – обе команды играли на одном поле электрического блюза. Группа Клэптона осуществила «мечту мечт» одержимых блюзом британцев, записав альбом с культовым американским блюзменом – Сонни Боем Уильямсоном.

The Yardbirds также славились концертной мощью. Они одними из первых стали превращать обычные короткие номера в десятиминутные импровизации, с каждой минутой поднимая напряжение песни, доводя себя и слушателей до экстаза. Кроме того Клэптон одним из первых начал искажать звук гитары, используя эффект «перегруза» (дисторшен), который со временем стал обязательным для исполнителей хард-рока и хэви-метала.

Однако через полтора года менеджер группы Джорджио Гомельски решил, что блюз – это хорошо, но для полноценного мирового успеха The Yardbirds нужны поп-хиты. Ведь в середине 1960-х британские группы одна за другой отправлялись покорять Америку по проторенной The Beatles дорожке – это явление вошло в историю как Британское вторжение.

Легко ли быть богом

Тут-то и выяснилось, что Эрик настоящий человек искусства, а не конъюнктурщик. Он не одобрил новый курс The Yardbirds на хит-парады и пожелал продолжить играть блюз, пусть он даже принесет в разы меньше денег. Поучаствовав напоследок в записи песни For Your Love (действительно ставшей хитом), он вежливо закрыл за собой дверь.

Босс с гитарой: Брюсу Спрингстину исполнилось 70 лет

Но верность любимому стилю окупила себя – Клэптону хватило и на хлеб с маслом и на роллс-ройс. Гитарист Джон Майалл пригласил молодого виртуоза в свой проект Bluesbreakers, широким жестом уступив ему место первой гитары. В 1965 году вышла пластинка Blues Breakers With Eric Clapton – примерно такая же классическая вещь для британского блюза тех времен, как Kind Of Blue Майлза Дэвиса для кул-джаза. Но ужиться двум большим гитаристам в одной команде оказалось непросто: Клэптон то уходил, то приходил, и всё ограничилось в итоге одним альбомом плюс фрагментарными студийными записями.

Именно в этот период на стенах лондонской подземки, а затем и на других городских поверхностях начали появляться граффити «Клэптон – бог». Это прозвище было посолиднее, чем Медленная Рука.

Новому реноме надо было соответствовать, и у Эрика это получалось. Музыкальная сцена Лондона той эпохи просто-таки кишела талантами, и вполне обычным явлением стали так называемые супергруппы – коллективы, собиравшиеся из музыкантов, у которых уже было громкое (или относительно громкое) имя. Первой супергруппой с участием Клэптона стала Powerhouse, где помимо него играли Джон Пол Джонс (будущий басист Led Zeppellin, а тогда востребованный сессионный музыкант), Джон Уинвуд (игравший в The Spencer Davis Group, а затем основавший Traffic) и Джек Брюс, зарекомендовавший себя в коллективах пионеров британского блюза Алексиса Корнера и Грэма Бонда.

Супергруппа приказала долго жить, но Клэптон с Брюсом по горячим следам сколотили новую, взяв третьим участником барабанщика Джинджера Бейкера. Последний пришел в рок из джаза и считал себя величайшим ударником на свете.

Во главе рок-революции

Группу назвали Cream (то есть «Сливки» – тонкий намек на уровень музыкантов), и она стала одной из тех команд, что определили лицо рок-музыки на десятилетия вперед.

Помимо прочего, Cream числится среди зачинателей хард-рока. По первому альбому 1966 года этого еще не скажешь, но уже на втором, Disraeli Gears, можно услышать такие хард-рок-гимны, как Sunshine Of Your Love и Tale Of Brave Ulisses. В этот период застенчивый Клэптон позволил себе запеть, чего прежде категорически избегал. Далось ему это решение непросто и потребовало определенного количества спиртного для смелости – что позже аукнулось нешуточным алкоголизмом.

Гений в лиловом тумане: 80 лет со дня рождения Джими Хендрикса

Но в 1967-м Клэптон был еще свеж, выдавал умопомрачительные соло. Игра в Cream изменила его репутацию: теперь он был не просто белым блюзовым гитаристом, а экспериментатором и новатором. На него сильно повлияло знакомство с Джими Хендриксом, тогда еще малоизвестным американским гитаристом, приехавшим в 1966 году искать счастья в Лондоне.

Услышав Джими на концерте, Эрик был потрясен. «Вот уж кто настоящий бог, а не я», – сказал он себе. Зависть между артистами обычное дело, но благородный Клэптон никогда не скрывал своего восхищения Хендриксом и всячески расхваливал его перед друзьями.

Как это бывает с по-настоящему одаренными людьми, Эрик не стал слепо подражать коллеге, но полученный от Хендрикса новаторский импульс позволил ему найти собственный путь. Второй и третий альбомы Cream – Disraeli Gears (1967) и Wheels Of Fire (1968) – воспринимались современниками как музыкальные откровения.

Сама же супергруппа еле держалась на грани распада: отношения между заносчивым и вспыльчивым Бейкером и не менее задиристым Брюсом были скверными, и дело часто доходило до драк. Мирный характер Клэптона до поры до времени гасил эти «костры амбиций», но все же, просуществовав три года, в 1969-м Cream объявили о самороспуске.

К тому времени Клэптон уже крепко дружил с музыкантами самых влиятельных групп той эпохи, The Beatles и The Rolling Stones. Обе группы были не прочь видеть его в своих рядах. Джон Леннон собирался позвать Эрика, когда во время записи Let It Be Джордж Харрисон надумал уйти, а Мик Джаггер надеялся заменить им погибшего в 1969 году Брайана Джонса.

Джон Леннон, Эрик Клэптон, Митч Митчелл и Кит Ричардс, 1968

Everett Collection Inc /Vostock Photo

Всего этого не случилось, потому что Харрисон не ушел, а The Rolling Stones решили, что Клэптон, как уже большая рок-звезда, будет перетягивать на себя внимание, и предпочли взять куда менее известного Мика Тейлора.

Но все же Эрик записал соло для песни While My Guitar Gently Weeps, вошедшей в битловский белый альбом 1968 года, а в следующем году сыграл в составе группы Леннона Plastic Ono Band на фестивале в Торонто. Концерт прошел в наркотическом угаре, так как рок-аристократия тех времен начала массово переходить с ЛСД и прочих галлюциногенов на тяжелые наркотики вроде героина.

Клэптон очень быстро подсел на все это: застенчивым людям часто кажется, что наркотики* и алкоголь прибавляют им уверенности, особенно если надо соответствовать статусу рок-звезд.

Неразделенная любовь

Вредные привычки начали постепенно превращать жизнь Эрика в хаос, который многократно усиливался любовью к жене его друга Джорджа Харрисона, эффектной модели и фотографу Патти Бойд. Клэптон втрескался в Бойд по уши и всячески пытался привлечь ее внимание, в том числе песнями.

Если Харрисон посвящал супруге такие незабвенные сочинения, как Something и For You Blue, то Клэптон поднял ставки еще выше и в истерзанных чувствах написал в честь Патти один из главных своих хитов – Layla, отсылающий к арабской средневековой легенде о трагической любви Лейлы и Маджнуна. Песня вышла на единственном альбоме Layla and Other Assorted Songs (1970) клэптоновского проекта Derek And The Dominos, который, как почти все его группы того времени, просуществовал очень недолго.

Эрик Клэптон и Патти Бойд, 1978

Pictorial Press Ltd/Vostock Photo

Ему предшествовала еще одна быстро разваливавшаяся группа Blind Faith, в которой играли старые друзья Стив Уинвуд и Джинджер Бейкер. Столкновение раздутых эго уничтожили ее еще быстрее, чем Cream, – сразу после выхода дебютного альбома в 1969-м.

Layla сработала далеко не сразу – Патти Бойд была верна Харрисону, а вот Клэптон на три года выпал из музыкального бизнеса, затворившись с наркотиками в своем особняке. У этой красивой песни есть еще один мрачный шлейф – фортепианную часть для нее сочинил барабанщик Derek And The Dominos Джим Гордон. Он страдал психическим расстройством, которое привело к трагедии: в 1983 году Гордон убил свою мать и остаток жизни провел в тюрьме.

Влюбленность Эрика не была ни для кого секретом, но как человек культурный он предпочитал страдать в тишине, убивая себя героином, а внешне между ним и Харрисоном оставались такие же дружеские отношения, как обычно. Отчаявшийся Клэптон пытался было найти замену Патти в лице ее сестры Полы, но подобные союзы никогда не бывают счастливы.

Успех и бутылка

Удивительно, но Эрик все-таки добился женщины своей мечты, хотя то была заслуга не его, а скорее друга Джорджа. После многих лет медитаций в том внезапно проснулся большой интерес к женщинам и кокаину, и Харрисон неожиданно для всех из тихони-индуиста превратился в рок-н-ролльного Дон Жуана, видимо, наверстывая все, что упустил в молодости, проведенной в тени Леннона и Маккартни.

Такого поворота Бойд не приняла и в 1974 году переехала к Клэптону, к которому, как казалось, наоборот начало возвращаться здравомыслие. Он бросил наркотики и вернулся на сцену, выпустив сольный альбом 461 Ocean Boulevard, один из самых успешных в его карьере.

Можно ли быть рок-звездой и никогда не употреблять алкоголь и наркотики?

Это был уже новый Клэптон – не блюзовый пурист и не кислотный экспериментатор, а артист, делающий комфортную, душевную, расслабленную теплую музыку – конечно же, все-таки на блюзовой основе. Его слабоватый голос, которого он прежде стеснялся, очень подходил к «санаторной» атмосфере этого нового творческого периода. На альбоме среди прочего была и кавер-версия I Shot the Sheriff, песни тогда еще малоизвестного ямайского музыканта Боба Марли. Выгода была обоюдной: версия Клэптона возглавила американские чарты и сделала хорошую рекламу Марли, чья карьера с той поры резко пошла вверх.

Нервическая, взвинченная манера игры, свойственная Клэптону конца 1960-х, сменилась на неспешную и раздумчивую: гитарист как бы начал соответствовать своему давнему прозвищу Медленная Рука, в котором прежде слышалось противоречие, ведь Эрик считался мастером скоростной игры.

Один из самых успешных его альбомов того периода так и назывался – Slowhand (1977). Там был еще один шедевр, посвященный Патти Бойд, – песня Wonderful Tonight. Душераздирающее напряжение Layla сменилось тихим удовольствием от жизни с любимой женщиной.

Однако на самом деле эта жизнь была далека от идиллии. Бросив героин, Клэптон пытался заменить прежний «кайф» алкоголем – и победить этого демона оказалось намного сложнее. Весь покрытый пятнами из-за уже отказывавшейся работать печени, чудом вытащенный с того света врачами, прооперировавшими его многочисленные желудочные язвы, Клэптон все равно не мог оторваться от бутылки, превратившись в алкоголика, которому, как он пишет в мемуарах, ровно каждые пять часов требовалась дозаправка объемной дозой спиртного.

В комплекте с этим шли расстройство психики, истерики, агрессия и многочисленные романы «на стороне», так что Патти Бойд начала жалеть, что ушла от Харрисона – тот хотя бы не пил и не буянил. И все же в 1979 году Патти и Эрик официально поженились – и на бумаге этот брак держался еще 10 лет, хотя отношения оставляли желать лучшего.

Жилец вершин

Каким-то чудом Клэптону удалось дотянуть до 42 лет, и только в 1987-м он смог окончательно завязать с алкоголем. Трезвость сразу принесла плоды – после серии невнятных пластинок 1980-х альбом Joureyman (1989) выглядел многообещающим возвращением блюзового романтика. А за Bad Love, песню с этого диска, Эрик получил «Грэмми», причем не за игру на гитаре, а за вокальную партию, что, конечно, его изрядно позабавило.

Би Би Кинг и Эрик Клэптон, 1990-е

Everett Collection Inc/Vostock Photo

Но еще более успешным стал концертный альбом Unplugged (1992) – в те годы было модно записывать такие пластинки с акустическими версиями привычных композиций. Этим увлеклись как ветераны рока вроде нашего героя или Нила Янга, так и молодые группы, например Nirvana и Alice In Chains.

Для Клэптона этот альбом стал особенным; на нем были две композиции, сделавшие его еще более популярным, чем прежде, в 1990-х их крутили по радио бесконечно, крутят и сейчас. Это обновленная, мягкая версия Layla и песня Tears In Heaven, написанная в память о Коноре, сыне Эрика от фотомодели Лори дель Санто. В 1991 году четырехлетний ребенок выпал из окна клэптоновской нью-йоркской квартиры, находившейся на 53-м этаже небоскреба. После такой потери музыкант едва не запил вновь, но выдержал – и в итоге сублимированная в музыку тоска спасла его.

С того времени и до сегодняшнего дня он в статусе рок-небожителя, который уже не нужно подкреплять какими-то впечатляющими достижениями и открытиями; достаточно просто изредка подкидывать публике, как дрова в костер, ровные и добротные альбомы – удобную музыку немного усталого, но хорошо обеспеченного человека, чьи жизненные потрясения, как и творческие эксперименты, остались в прошлом.

________________________
Редакция журнала «Профиль» не одобряет употребление наркотических и психотропных веществ, они опасны и вредны для здоровья

Самое читаемое
Exit mobile version