Начинается все со сцены, в которой Кьяра изображает Аниту Экберг: на фотосессии актриса должна воспроизвести знаменитый эпизод феллиниевской «Сладкой жизни» с купанием в фонтане Треви. Легендарный отец Кьяры Марчелло Мастроянни, чье столетие отмечают в 2024-м, сыграл в фильме одну из своих знаковых ролей. Кьяра в парике блондинки и с макияжем в духе 60-х, впрочем, гораздо больше напоминает собственную мать Катрин Денёв, которая присутствует в ее жизни активно и постоянно. Денёв, как и большинство актеров «Моего Марчелло» сыгравшая в фильме саму себя, например, приходит к дочери утром накануне проб и закидывает ее советами. Она знает все о том, как лучше вести себя с известными режиссерами, актерами и прочими коллегами по цеху. С постановщицей Николь Гарсией все реплики нужно произносить динамично и почти без пауз. Актер Фабрис Лукини – замечательный человек, даже не волнуйся, с ним все пройдет отлично.
"Субстанция": шокирующий хоррор об эйджизме и стандартах красоты
Реплика той самой Николь Гарсии после проб запускает сюжетный конфликт картины, обнажая переживание Кьяры. Постановщица говорит, что рассчитывала увидеть в игре актрисы больше Марчелло, чем Катрин. «Я пыталась играть, как Кьяра», – грустно поясняет актриса. Несмотря на прекрасную карьеру, героине, обладающей таким бэкграундом и таким лицом – Кьяра похожа одновременно на обоих знаменитых родителей, – тяжело окончательно отделить себя от родительских образов и от связанных с ними ожиданий. Героиня решает сбежать от мучительного самоопределения и одновременно попробовать приблизиться к отцу, по которому скучает. Она надевает на себя парик и очки, клеит усы, одевается в мужской костюм и теперь представляется всем не иначе как Марчелло.
Одни друзья и родственники поддерживают ее игру, другие считают, что ей срочно нужно прекращать это представление. Катрин относится к происходящему философски, особенно не вмешиваясь. Бывший бойфренд (еще одна французская звезда Мельвиль Пупо) агрессивно пытается вернуть миру привычную Кьяру, но и он, на самом деле, хочет, чтобы дочь в образе отца сделала ему выговор, как когда-то сделал Марчелло. Мастроянни был прекрасен, даже когда гневался. Абсолютно комический Фабрис Лукини и вовсе мечтает с помощью общения с Кьярой в мужском обличье закрыть гештальт и подружиться будто бы с реальным Марчелло (а еще сыграть с ним в кино).
Кадр из фильма "Мой Марчелло"
"Русский репортаж"Полудокументальное повествование, близкое к литературному жанру автофикшн (художественно осмысленная действительность с долей выдумки), становится все более абсурдистским, жизнь, напитываясь постмодернистскими цитатами, начинает превращаться в кино. «Каждый может спутать кино с реальным воспоминанием», – говорит в «Моем Марчелло» Фабрис Лукини. И вот уже Кьяра, знакомясь на мосту с английским солдатом, чье сердце разбито, почти повторяет с ним сюжет «Белых ночей» Лукино Висконти – экранизации повести Достоевского, в которой сыграл Мастроянни. А вот она снова ныряет в фонтан Треви, но уже в образе Марчелло.
Кино для героини и рай, и ад, и спасение, и погибель. Источник мучительной рефлексии о собственной идентичности и таланте с одной стороны и способ раствориться в реальности, на время выдохнуть, исчезнуть в чужом опыте и чужой судьбе – с другой. И, конечно, кино дает возможность снова побеседовать с отцом через его образы.
"Чёрный пёс" и "Планета Джанет": атмосферные фестивальные хиты в прокате
Жизнь в творческой среде сама по себе размывает границы реальности, превращая ее в искусство. В детстве Кьяра с отцом прижималась лицом к полу и слушала Марию Каллас, которая жила в квартире снизу. Бывший муж Кьяры Бенжамин Бьоле, с которым она продолжает общаться, – певец и композитор, на концертах которого поет и она. Поэтому так легко сорваться на пение и в «Моем Марчелло» – тем более что Кьяра уже делала это в других фильмах Кристофа Оноре, среди которых, например, печальный мюзикл «Все песни только о любви». Пела в картинах Кристофа Оноре и Катрин Денёв, которая отнюдь не впервые играет в кино вместе с дочерью.
Певец всего самого французского и романтического Оноре в очередной раз создал на экране меланхоличную, но пленительную реальность, с которой, правда, на сей раз себя не так просто соотнести. И все-таки в финале картины есть освобождающая сила, которой может напитаться каждый, кто отчаянно пытался казаться другим человеком, но в конце концов осознавал ценность собственного «я». Кино прекрасно, но оно в конечном итоге – всего лишь передышка на жизненном пути.