Информационное агентство Деловой журнал Профиль

Мультфильм от российского номинанта на "Оскар" и экранизация Водолазкина

На экранах кинотеатров сейчас можно, помимо мировых фестивальных хитов, посмотреть и громкие российские картины. Анимация двухкратного номинанта на премию «Оскар» Константина Бронзита «На выброс» не уступает лучшим образцам мультфильмов Pixar. Экранизация романа Евгения Водолазкина «Авиатор» Егора Михалкова-Кончаловского едва ли будет одобрена поклонниками книги, но может понравиться любителям исторических и фантастических мелодрам.

Кадр из фильма "На выброс"

Кадр из фильма "На выброс"

©"НМГ кинопрокат"
Содержание:

«На выброс»: путешествие мусора в рай

Полнометражный мультфильм Константина Бронзита «На выброс» участвовал в основном конкурсе фестиваля актуального кино «Маяк» в октябре этого года. На тех смотрах, где показывают в первую очередь игровые картины, анимация борется с ними за главный приз крайне редко. Разумеется, не потому, что она хуже, а потому, что это направления, которые непросто друг с другом сравнивать. Однако «На выброс» – именно тот случай, когда решение отборщиков совершенно оправданно.

«На выброс» – тонкое, умное, изобретательное и при этом увлекательное кино, которое должно понравиться как детям, так и взрослым (в фильме множество аллюзий, понятных старшему поколению). Оно совмещает в себе лучшие качества авторского и массового кино – что и неудивительно, учитывая имя создателя. Константин Бронзит – один из главных авторов студии «Мельница», положивший начало франшизе о богатырях, сняв в 2004 году полный метр «Алеша Попович и Тугарин Змей». И в то же время это человек, чьи короткометражные работы «Уборная история – любовная история» и «Мы не можем жить без космоса» получили по номинации на премию «Оскар» в 2009 и 2016 годах соответственно.

Отцы и дети, сложности материнства и проживание горя: мировые фестивальные хиты в прокате

Главными героями новой работы автора стали вещи, выброшенные на помойку. Сочувствовали ли вы когда-нибудь дорогому галстуку, винтажной вазе, рваному ботинку с прилипшей к нему жвачкой, катушке ниток, старому телефону-раскладушке и освежителю воздуха? Бронзит и его соавтор сценария, канадец Аарон Дан, а также художник-постановщик фильма Роман Соколов направят на них все ваше сопереживание, поверьте.

Галстук по имени Мак оказывается на помойке, но уверен, что это случайность: не мог же любимый хозяин от него отказаться? Он не намерен иметь ничего общего с отбросами, попавшими туда, как он полагает, справедливо. Однако волею судеб Мак все же отправляется с выброшенными вещами в путешествие – как все они думают, в рай, где их ждет некий Великий Разделитель. Путешествие окажется не только опасным, но и преображающим. Кто-то из героев поменяется к лучшему, уняв свою гордыню. Кто-то, наоборот, вдруг проявит свои прежде замаскированные худшие качества. Чем окажется рай – разглашать не будем.

Фильм лишен недостатка, которым грешат многие и анимационные, и игровые приключенческие картины. Все перипетии, в которые попадают персонажи, не выглядят вымученными, здесь нет экшена ради экшена. Действие во многом построено на первоклассном физическом юморе, который сейчас почти ушел из кино. Диалоги остроумны и полны простых, но изящных метафор: например, ваза сокрушается, что она не вовремя расклеилась, а пауэрбэнк изрекает: надо иногда друг друга подзаряжать. Замечателен саундтрек: отдельный шедевр внутри фильма – музыкальный номер, в котором звуки, издаваемые «пассажирами» мусоровоза, превращаются в изысканную джазовую импровизацию.

"Новая волна": признание в любви Годару и течению, изменившему кинематограф

Конечно, все герои картины очеловечены – именно поэтому они вызывают сопереживание. Но главное, что каждый из них обаятелен, наделен характером и индивидуальностью, комплексами и переживаниями. Даже когда в фильме возникает обязательный для жанра злодей, его мотивацию можно понять: растоптанное эго и нелюбовь к себе нередко приводят к агрессии. А еще все герои принадлежат к разным возрастным и социальным группам. Работяга ботинок противопоставлен галстуку из высшего общества, а веселая девчонка Кати (катушка ниток) – старику-телефону, цитирующему классиков русской литературы. У каждого из героев идет собственная внутренняя борьба.

Галстук Мак проходит путь принятия того факта, что хозяин его действительно выбросил. Ботинок Бут и прилипшая к нему жвачка Чуи – словно две противостоящие друг друг стороны одной личности: храбрая и тревожная. Ваза Лили пытается смириться с тем, что ее внешность с возрастом меняется. Конечно, важна и постоянная динамика между персонажами. Становясь одной командой, они оказываются друг для друга членами семьи – иллюстрируя тем самым популярный в авторском кино мотив chosen family.

«На выброс» работает и на другом уровне. Пока смотришь картину и влюбляешься в ее героев, начинаешь задумываться о реальных вещах, которые отправляются на свалку. «Вышел из моды, состарился, просто надоел – на помойку» – этому принципу следуем то и дело все мы. После же фильма Константина Бронзита хочется внимательнее относиться к собственным вещам. Руководствоваться откровением отца Эзотерия, пластикового пакета: «Ты не мусор, пока кому-то нужен». А еще – задуматься уже наконец о переработке, которая обеспечит вещам новую жизнь.

«Авиатор»: как переместиться из прошлого в будущее

Одной из самых ожидаемых отечественных премьер года был «Авиатор» Егора Михалкова-Кончаловского – экранизация одноименного романа Евгения Водолазкина. Несмотря на участие автора книги в создании картины, результат нельзя назвать удачным. На московской премьере Водолазкин сказал, что не стоит сравнивать роман и его экранизацию, поскольку языки кино и литературы кардинально отличаются. Воспользовавшись советом писателя, не будем углубляться в сравнения – отметим лишь, что сюжетных и смысловых различий у романа «Авиатор» и его экранизации множество.

Начинается фильм с поисковой операции: доктор Константин Гейгер (Константин Хабенский) и его жена и помощница Анастасия (Дарья Кукарских) ищут что-то в затопленном подвале Соловецкого монастыря. После длительных поисков они все же чудом находят с десяток людей, скованных льдом. Почти век назад некий ученый проводил эксперимент по криогенному замораживанию.

Однако никто из участников амбициозного эксперимента не выжил. Никто, кроме атлетичного мужчины, которого, как впоследствии выяснится, зовут Иннокентий Платонов (Александр Горбатов). Задачей Анастасии станет помощь Платонову в восстановлении памяти. У заказчика исследования, бизнесмена Виктора Желткова (Евгений Стычкин), есть личные причины последовать примеру Платонова и переместиться на сто лет вперед.

Кадр из фильма "Авиатор"

Кадр из фильма "Авиатор"

"Атмосфера кино"

Платонов в итоге вспоминает свое детство в Куоккале (ныне Репино), детскую мечту стать авиатором, исторические потрясения в России, уплотнение, в результате которого его семья обрела соседку в лице прекрасной Анастасии. Девушка станет главной любовью в его жизни, но драматические обстоятельства их разлучат. Наша современница Анастасия, как две капли воды похожая на ту, прежнюю возлюбленную героя, тем временем будет проникаться симпатией к Платонову.

"Сират" и "Ветер": два апокалиптических роуд-муви

Вероятно, Кончаловский и его соавторы (среди них, кстати, был великий ныне покойный Юрий Арабов) хотели сотворить картину о том, как обманчивы мечты о прекрасном перемещении в будущее. Даже если в науке произойдет прорыв и путешествия во времени станут возможны, человек, лишившись своего окружения, своих любимых людей, останется совершенно одинок и несчастен. Именно в этом будет заключаться главная трагедия – а не в том, как изменится сам мир. В конце концов, талантливые люди вроде Платонова будут в состоянии разобраться, как этот новый мир устроен. «Авиатор», таким образом, превратился в этакого собрата «Интервью с вампиром» Нила Джордана. Зачем нам нужна вечная или почти вечная жизнь, если любимых рядом не будет?

Однако воплощение этой идеи получилось в фильме не слишком убедительным. Как бы Александр Горбатов ни изображал отстраненного, холодного героя, чье сердце будто так и осталось во льду, на экране мы видим довольно чувственную историю, разворачивающуюся с его участием в современности. В результате финал картины кажется нелогичным: почему все герои поступили так, как поступили? Мотивация оставляет много вопросов.

Удивляет и то, что самым живым и выразительным персонажем фильма оказывается герой Евгения Стычкина (который, правда, и телефонную книгу сыграет). При этом визуально вся его линия, связанная с тусовками и гламурной жизнью, снята так, будто Виктор Желтков зашел в «Авиатор» из другого фильма. Что делает в картине молчаливо-брутальный Алексей Кравченко и зачем повествованию нужен его персонаж, помощник Желткова, и вовсе непонятно.

С учетом того, что этот странный винегрет лишен важной для Водолазкина духовно-нравственной проблематики, вопросов остается много. Для кого это кино? Вероятно, для любителей исторических мелодрам.

Самое читаемое
Exit mobile version