Профиль

"Неизменный: Майкл Дж. Фокс": честный портрет звезды "Назад в будущее"

На стриминге Apple TV+ вышла документальная картина «Неизменный: Майкл Дж. Фокс» Дэвиса Гуггенхайма, посвященная звезде трилогии «Назад в будущее» Майклу Дж. Фоксу. Премьера фильма состоялась в январе этого года на американском фестивале независимого кино «Сандэнс». Западные критики остались от «Неизменного» в восторге: на агрегаторе rottentomatoes.com у него сейчас 99% положительных рецензий – причем речь идет о данных на основании 130 текстов. Рейтинг зрительского одобрения не сильно отстает. Дэвису Гуггенхайму, автору оскароносного фильма о глобальном потеплении «Неудобная правда», действительно удалось создать прекрасный портрет любимого столь многими актера. Портрет не только пронзительный, но и изобретательно с кинематографической точки зрения сделанный.

Майкл Дж. Фокс

Кадр из фильма "Неизменный: Майкл Дж. Фокс"

©AppleTV/YouTube

Канн-2023: фаворитка Людовика XV и любовь в концлагере

Майкл всегда отличался от людей вокруг, но всегда умудрялся шутить над своими уязвимыми сторонами. Когда ты ростом ниже большинства своих сверстников, да еще и выглядишь на несколько лет их моложе, всегда проще рассмешить очередного агрессивного громилу, чем ждать, когда получишь от него тумаков, – так считал подросток Майкл Дж. Фокс.

В общем, шансов не стать актером у него не было. Но все бы могло ограничиться театральным кружком, если бы строгий отец Майкла не поверил в него, когда у сына стали появляться первые предложения о съемках в кино, и не отвез на машине из пригорода Онтарио в Голливуд. Увы, но путь к американской мечте был не самым простым – даже несмотря на то, что какие-то роли Майклу доставались. И тем не менее он жил буквально впроголодь. В какой-то момент начал распродавать по частям составной диван из своей крошечной студии и питаться джемом в маленьких коробочках из супермаркета.

Так продолжалось до тех пор, пока он не получил роль в ситкоме «Семейные узы», выходившем с 1982 по 1989 годы. Тогда ситкомы снимали с живой аудиторией, и это служило самой показательной проверкой того, справляется ли актер, смешной ли он. Майкл был смешной.

Он играл сына главных героев, но стал едва ли не популярнее, чем они. «Семейные узы» определили судьбу Майкла Дж. Фокса. Во-первых, на съемках он встретил свою будущую жену, актрису Трэйси Поллан, с которой они вместе и по сей день. Девушка покорила его тем, что поставила на место, когда он неаккуратно пошутил на ее счет. «Да, я был немного козлом», – признает сейчас Фокс. Во-вторых, видимо, именно благодаря «Семейным узам» Майклу досталась роль всей его жизни в «Назад в будущее».

Кадр из фильма "Назад в будущее"

Universal Pictures/Amblin Entertainment/U-Drive Productions/kinopoisk.ru

Ради нее ему пришлось работать на износ и, вероятно, сильно подорвать здоровье. Создатели «Семейных уз» отпустили его на площадку к Роберту Земекису только с условием, что он не пропустит ни одного съемочного дня ситкома. Поэтому до шести вечера он играл на живую аудиторию, а потом до рассвета пребывал в образе Марти Макфлая. Майкл был уверен, что из-за такого изнурительного графика он показал себя не с лучшей стороны. Но однажды он проснулся и увидел себя на обложках всех журналов.

"Все страхи Бо": этот безумный, безумный мир Ари Астера

Майкл Дж. Фокс считает: то, что произошло после, стало платой за пришедший к нему огромный успех. В 29 лет ему поставили диагноз, который ассоциируется с пожилым возрастом, – болезнь Паркинсона. Банальная фраза «жизнь разделилась на до и после» точно описывает ситуацию. Майкл настолько не мог принять свой диагноз, что рассказал о нем публике только спустя семь лет, в 1998-м. Он бежал от правды всеми возможными способами: сначала стал алкоголиком (к счастью, в завязке он уже 30 лет), потом максимально отдалялся от дома, соглашаясь на съемки в других странах.

Фокс говорит о том, что для него вообще всегда было характерно активное движение, он никогда буквально не мог усидеть на месте. Такими же были и его герои, постоянно куда-то бегущие. Он рассуждает о том, что актеры редко обладают хорошей самооценкой, и кинообразы помогают им прятаться от самих себя, от своих переживаний. Бегство Майла Дж. Фокса от собственного я, частью которого стала теперь и болезнь, было губительным.

Оно было наполнено разрушительным страхом, что кто-то раскроет его тайну, что действие таблеток закончится раньше, чем он окажется далеко от софитов. Жизнь во лжи и иллюзиях едва ли может быть счастливой. Но, разумеется, осуждать Фокса невозможно: едва ли кто-то был бы способен сразу безоговорочно принять такой страшный диагноз.

"Земля Алькаррас": Чехов по-каталонски

Раскрытие правды позволило Фоксу наконец открыто шутить над собственной болезнью – и это, кажется, в том числе то, что держит его на плаву. В отличие от многих комиков, которые в реальности оказываются самыми печальными людьми на свете, Фокс производит впечатление человека по природе своей действительно веселого. «Вы сногсшибательны», – говорит он женщине на улице, объясняя свое падение (люди с болезнью Паркинсона часто падают).

В кабинете врача, рассказывая об очередных травмах, которые он случайно себе нанес, он называет это «фестивалем самоистязания». Фокс не хочет, да и не может выглядеть жертвой, поэтому редко серьезно говорит об испытаниях, через которые проходит каждый день. Он даже находит плюсы в своем положении: кино и слава – это иллюзия, а болезнь реальна, она позволяет укорениться в этой действительности. А это то, чего ему так не хватало.

"Вызов": космос как сбывшееся предчувствие

В своих ролях он теперь тоже может обыгрывать свой диагноз, вместо того чтобы отчаянно пытаться скрыть симптомы за компульсивными действиями персонажей. Хотя принято считать, что после 2000-х Фокс почти перестал сниматься, это не совсем так. Например, он появлялся во многих эпизодах очень популярного юридического сериала «Хорошая жена», а еще у него было во многом автобиографическое «Шоу Майкла Дж. Фокса» о ведущем с болезнью Паркинсона, который возвращается к своей работе. И, конечно, актер внес большой вклад в исследование болезни Паркинсона – его фонд собрал почти два миллиарда долларов. В прошлом году он даже получил специальный «Оскар» за свою благотворительную деятельность.

В принципе, самой личности Майкла Дж. Фокса, обаяния его и его семьи хватило бы, для того чтобы фильм получился. Но режиссер Дэвис Гуггенхайм еще и придумал отличный динамичный способ рассказать эту историю. Он не только беседует с Фоксом и включает в картину хронику и кадры, реконструирующие некоторые события из его жизни. «Неизменный: Майкл Дж. Фокс» смонтирован так, что мысли и действия актера часто становятся проиллюстрированы кадрами из его фильмов, репликами его героев. Эти иллюстрации настолько точны, они настолько усиливают рассказ об артисте, что это производит просто ошеломительное впечатление.

Самое читаемое
Exit mobile version