Первый полнометражный фильм сценариста Алексея Красовского («Метод Фрейда») отметили сначала на родном «Кинотавре» - там награду получили оператор Денис Фирстов и исполнитель главной роли Константин Хабенский, а потом и за рубежом - на фестивале в Карловых Варах. Среди других картин он выделяется прежде всего своей задумкой – кроме героя Хабенского на экране не появится ни одного человека.
Однако монофильмы в наше время - не такая уж и редкость. В «Погребенном заживо» 2010 года Райан Рейнольдс на протяжении полутора часов пытался выбраться из закопанного посреди иракской пустыни гроба. Джеймс Франко в «127 часах» размышлял, что ему делать с придавленной камнем рукой. Том Харди в «Локе» просто размышлял о смысле жизни в своей машине, попутно решая бытовые и семейные проблемы по громкой связи. На первый взгляд, теперь к этой компании можно отнести и отечественный «Коллектор». Но только на первый взгляд.
Если в большинстве вышеназванных фильмов на одиночестве героя строится вся парадигма сюжета, то картина Красовского ничего не потеряет, если во время бесконечных телефонных звонков Артура нам вместо его крупных планов будут показывать лица других героев истории. Даже «Лок», который с фильмом Красовского роднит сюжет, сотканный из нескольких одинаково важных параллельных сюжетных линий, потерял бы весь свой шарм, если бы не был снят в мономанере. «Коллектор» - другое дело. Одиночество Хабенского здесь через некоторое время тонет в сюжете, теряет свою актуальность.
Поэтому фильм Красовского по своим идейным корням ближе не к «Погребенному заживо» или «Локу», а к триллеру «Телефонная будка» режиссера Джоэла Шумахера, в котором герой Колина Фаррела оказывается запертым в телефонной будке посреди Нью-Йорка под прицелом снайпера-моралиста. Два фильма роднит и тема шантажа, и поиски неизвестного мучителя, и в некоторой степени моральное преображение главного героя, хотя о последнем стоит говорить осторожно, поскольку у Хабенского героя нельзя однозначно назвать негодяем – то собаку от смерти попытается спасти, то помощнице премию выпишет. Но, в отличие от «Будки», «Коллектор» состоит не из одного центрального сюжета, а разбит на много маленьких параллельных историй, которые волей-неволей сбивают ритм, рассекая действие на множество мелких эпизодов, сбавляя накал и интригу. Поэтому триллер (а именно так создатели охарактеризовали свой фильм) из «Коллектора» выходит довольно скучный.
Однако ставить крест на «Коллекторе» из-за этого не стоит. У него есть другое ценное свойство - в нем затронута острая социальная тема нашей действительности. Российский кинематограф вообще редко опускается до бытовых проблем российских граждан (и потом почему-то удивляется низким показателям в прокате). Здесь же автор не просто пытается обсудить больную для общества тему, но и показывает ее глазами того, кого общество склонно во всем винить. О том, насколько эта дискуссия удалась, можно спорить, но и попытка уже достойна благодарности.