Профиль

"Пингвины моей мамы": драмеди о школьнике-стендапере из многодетной семьи

На платформе KION стартовал сериал Наталии Мещаниновой «Пингвины моей мамы» о пятнадцатилетнем школьнике Гоше, пробующем себя в стендапе, и его большой сложноустроенной семье. Юного комика изображает дебютант Макар Хлебников – сын режиссера и сценариста Бориса Хлебникова, автора недавнего кинохита «Аритмия». В ролях родителей главного героя – звезда Театра имени Пушкина Александра Урсуляк и нынешний худрук «Гоголь-центра» Алексей Агранович.

©Look Film

У Гоши в жизни все, как у обычного подростка: учительница придирается к его не соответствующей школьным нормам прическе (всего лишь не самые даже длинные кудри), среди одноклассников водятся агрессивные идиоты, родители не слишком заботятся о его чувствах. Глобальное отличие одно, но немаловажное: семья Гоши – не просто многодетная, два его брата и сестра – приемные, причем взятые не в младенческом возрасте. Мама-кондитер и папа, о чьей профессии из первых трех серий мы ничего не узнаем, кажется, пытаются спасти всех, кого только можно. Инициатива в первую очередь исходит от матери, чье поведение напоминает помешательство, – бесхарактерный отец просто на все соглашается (но детей любит). Теперь матери захотелось взять еще одного ребенка, который, в отличие от предыдущих, проблемный, со сложным характером – несколько семей уже возвращали Виталика (Платон Саввин) обратно. Героиня, у которой успели сложиться с мальчиком теплые отношения, не очень верит в его монструозность, зато верит в силу любви.

С приездом Виталика Гоша, которому и так вечно доставалось больше всех, будет лишен еще и своей комнаты. Домашнее расписание потенциально станет более жестким: меньше времени на ванную комнату и тому подобное. Чтобы в такой большой семье царил порядок, родители соблюдают строгие правила: например, за проступки вроде ругани сокращают количество денег на карманные расходы. Лишенный необходимой доли родительского внимания и нежности, Гоша решает постараться проработать свои проблемы с помощью выступления в стендап-клубе, куда нередко заходит. Там он находит вторую семью – порой слишком саркастичную, но безусловно принимающую. Стендап же становится для него аналогом психотерапии.

"Дюна": фильм-медитация, который претендует на роль главного блокбастера года

Один из главных плюсов сериала – прекрасные актерские работы. Причем если о таланте Александры Урсуляк или Алексея Аграновича знатоки давно осведомлены, то юные актеры – по-настоящему большое открытие. Особенно, конечно, хочется отметить Макара Хлебникова, который живет в кадре как дышит, несмотря на отсутствие опыта в кино. Все мы знаем таких Гош, которые под обаятельно-ироническим взглядом на мир прячут свои переживания. Замечательны и артисты, изобразившие его братьев и сестер: Заур Гюльахмедов, Ирина Бакина, Александр Присмотров-Белов и уже упомянутый Платон Саввин. Несмотря на то, что их персонажи пока на втором плане, им удалось создать яркие, запоминающиеся характеры, которым веришь. Конечно, в этом велика режиссерская заслуга Наталии Мещаниновой.

Имя Мещаниновой до сих пор не слишком хорошо известно широкой публике, но именно она стоит за многими важными российскими фильмами и сериалами последних лет. Наталия – выпускница знаменитой школы Марины Разбежкиной, и начинала она, соответственно, с кино документального. Многие игровые проекты Мещаниновой оттого сложно отличить от документальных: например, она вместе с Валерией Гай Германикой работала над скандальным и сверхреалистичным сериалом «Школа». Ее самостоятельный игровой дебют с ироничным названием «Комбинат «Надежда» о безнадежности жизни в провинции также шокировал своим жизнеподобием. Через четыре года, в 2018-м, неоднозначная картина постановщицы «Сердце мира» о жизни притравочной станции (некоторых возмутило, в каком негативном свете в фильме изображены экоактивисты) победила на «Кинотавре». Параллельно Мещанинова продолжала заниматься сериалами: отложенные Первым каналом на несколько лет «Красные браслеты», второй сезон «Обычной женщины» (первый снимал Борис Хлебников). С Хлебниковым у Мещаниновой вообще сложился удачный творческий тандем: вместе они написали сценарий также победившей на «Кинотавре» «Аритмии», а еще Наталия приложила руку к сценарию его сериала «Шторм». В «Пингвинах моей мамы» Хлебников – креативный продюсер. Мещанинова же вновь выступила и сценаристкой –вместе с Закой Абдрахмановой, которой принадлежит идея сериала. В написании сценария также участвовали комики Евгений Сидоров, Саша Малой, Михаил Кострецов (они появляются и в кадре).

"Пропавшая", "Контакт", "Контейнер" и "Вертинский": отцы и дети плюс немного ретро

Правда вот, с шутками в сериале пока не очень. Конечно, Гоша – комик начинающий, сочиняющий порой буквально на ходу, на сцене, но ведь и миссис Майзел так делала, и получалось у нее гораздо смешнее. Другие стендап-комики создают в «Пингвинах моей мамы» двойственное впечатление. Они принимают Гошу в свое сообщество без лишних вопросов, дают ему почувствовать себя нужным и значимым, – авторы развивают невероятно популярную сейчас в поп-культуре идею семьи, в основе которой не кровное родство, а взаимопомощь и любовь (это еще и рифмуется с темой приемной семьи). В то же время коммьюнити стендаперов далеко не идеально: в формате «прожарки» участники могут выяснять свои личные взаимоотношения, предавая друг друга и оскорбляя отнюдь не понарошку – понятно, что это нужно для создания конфликта, но, кажется, все же далеко от реальности.

Некоторые вопросы вызывает и изображение приемных детей в «Пингвинах моей мамы». С одной стороны, все дети, кроме нового Виталика, пока показаны с положительных сторон. С другой – один такой Виталик с его приступами внезапной агрессии способствует созданию совсем уже демонизированного образа ребенка из детдома, и едва ли это хорошо. Впрочем, вряд ли к концу сезона с ним не произойдет никаких перемен.

При всех минусах «Пингвинов моей мамы» крайне увлекательно смотреть. В сериале выдержан правильный тон хорошего западного драмеди, в котором мрачное и веселое соединены в нужных пропорциях, – в итоге он не скатывается ни в депрессивность, ни в поверхностность. А еще в «Пингвинах моей мамы» (кстати, расшифровка названия вас удивит) очень живой язык, в который, всегда очень к месту, вплетена обсценная лексика – в этом несомненный плюс современных онлайн-платформ и стриминговых сервисов.

Самое читаемое
Exit mobile version