Детектив Хэчун (Пак Хэ Иль) работает в Пусане, а на выходные ездит в живописный город Ипо к жене, работающей на АЭС – вместе они уже шестнадцать лет. Хотя Хэчун не выражает недовольства по поводу своего брака, нам намекают, что едва ли он счастлив в личной жизни: курить запрещают, секс приравнивают к полезному для здоровья спорту, да и вообще – рутина. А может, Хэчуна такое положение дел и устраивает: готовит он для своей жены, например, с удовольствием. Но вот рабочими проблемами делится с неохотой и о новом деле рассказывает, намеренно искажая факты. Не от того ли, что он неравнодушен к главной подозреваемой?
Молодое российское кино: одиссея бедного студента и страдания эскортницы
Китаянку Сорэ (Тан Вэй из скандальной эротической драмы «Вожделение» Энга Ли, которая чуть не поставила крест на карьере актрисы) подозревают в убийстве мужа, чиновника из иммиграционной службы. Впрочем, вполне вероятно, что это было несчастным случаем – падение увлекающегося альпинизмом мужчины с высокой скалы выглядит именно так. Неуверенность у Хэчуна и его коллег возникает преимущественно потому, что Сорэ совсем не выглядит расстроенной или удивленной. Страдающий от бессонницы Хэчун начинает по ночам следить за девушкой, которая в остальном производит положительно впечатление (чего стоит одна ее работа сиделкой, помогающей старушкам). И вот он уже одержим героиней. Даже покупает ей дорогой сет суши, чтобы прервать допрос на первоклассный обед. Последним возмущен напарник Хэчуна: ему таких почестей не оказывают. В фильме вообще много забавных моментов – лучшие корейские кинематографисты умело смешивают жанры и настроения. Так, «Решение уйти» – это и детектив, и триллер, и комедия. Но в первую очередь – романтическая драма, полная эротического саспенса.
«Решение уйти» сравнивают с «Головокружением» Хичкока – одним из важнейших фильмов в истории кино, который, по признанию самого Пака Чхан-ука, оказал большое влияние на его формирование как режиссера. В картинах действительно есть схожие сюжетные ходы и мотивы. Но не меньше параллелей в фильме и с другим триллером Хичкока – «Окно во двор», в котором герой Джеймса Стюарта пытается расследовать возможное убийство в доме напротив, будучи прикованным к инвалидному креслу.
"Три тысячи лет желаний": как найти ключ к волшебному миру историй
Хэчун в «Решении уйти» так же завороженно следит за возможной убийцей, тайно наблюдая за ней из машины. В обоих случаях можно интерпретировать подглядывание героев как вуайеристское. Но если Хичкок говорил скорее о порочной природе кино, то Пак Чхан Ук снимает о подглядывании как об эмпатическом процессе и о подстегнутой им страсти как о синониме любви. О той страсти, что приносит парадоксальным образом гармонию и спокойствие: рядом с Сорэ герой наконец может заснуть. Пак Чхан Ук, кстати, использует отличную находку: когда Хэчун наблюдает издалека за Сорэ, он буквально оказывается с ней в одном кадре, в одной комнате, словно не видимый ею призрак.
Картина пропитана чувственностью, но ее проявления переданы филигранно-тонкими деталями: вместо откровенных сцен, которыми славились «Жажда» и «Служанка» Пака Чхан Ука, в «Решении уйти» – взгляды, полутона и намеки. Загадка в данном случае возбуждает интерес как героев, так и зрителей больше, чем обнаженность.
Неслучайно оба главных героя отличаются некоторой несовременностью. Хэчун всегда ведет себя сдержанно и благородно, отличаясь этим от мужчин, которых до этого знала Сорэ, настрадавшаяся как минимум от мужа. Сама девушка изъясняется на языке, отчасти устаревшем: неродной корейский она учит в том числе с помощью исторических фильмов по телевизору. Вот и конфликт, перед которым оказывается Хэчун, не вполне современен: это конфликт между долгом, предписывающим ему, принципиальному женатому детективу, нейтрально относиться к подозреваемой, и чувством, которое он к ней испытывает. Почти классицистическая дилемма.
Пак Чхан Ук не впервые помещает в центр фильма подобный конфликт. Например, в «Жажде» ставший вампиром священник влюбляется в жену своего знакомого и в итоге отказывается от сана. Как поступит персонаж «Решения уйти», оставим в секрете, но, так или иначе, фильм на этом не закончится. Кстати, «Решение уйти» наполнено маркерами нашей повседневной реальности, и особенно важную роль играют гаджеты, помогающие, как ни странно, героям лучше друг друга узнавать и имеющие большое значение для разрешения детективной интриги.