Профиль

"Сандэнс-2024": аргентинские ковбои и российские руферы

На американском фестивале независимого кино «Сандэнс» документальная часть программы интересна не меньше, чем игровая. Сюжеты нонфикшн-лент зачастую оказываются даже более невероятными и захватывающими, чем истории, придуманные сценаристами. Рассказываем о пяти картинах смотра 2024 года, на которые стоит обратить внимание ценителям небанального современного кино.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Скайуокеры: История любви"

©Sundance Institute
Содержание:

«Скайуокеры: История любви» (Skywalkers: A Love Story) Джеффа Зимбалиста

Потенциальный документальный блокбастер, сделанный на стыке мелодрамы и криминально-авантюрной истории. Герои фильма должны разработать план того как им проникнуть на верхушку шпиля недостроенного небоскреба в Малайзии, где запрещено находиться посторонним – их предшественников посадили за аналогичные попытки в тюрьму.

Кадр из фильма "Скайуокеры: История любви"

Sundance Institute

Эти герои – российские руферы и блогеры Ангела Николау и Иван Биркус, регулярно совершающие невероятные подъемы на высочайшие здания мира (непрофессионалам ни в коем случае не повторять).

Фестиваль "Сандэнс"-2024: ирландские рэперы, мигранты и ожившие мертвецы

По ходу действия картины герои влюбляются и начинают влиять на работу друг друга. Ангела привносит в фотографии, которые они делают на вершинах, творчество и художественность – на них появляются гимнастические поддержки, красивые наряды. Иван считает, что теперь он отвечает за безопасность двоих, и его гиперконтроль раздражает Ангелу: она чувствует, что ее свободу ограничивают.

Авторы прямо говорят о том, что их картина в первую очередь посвящена любви как способности довериться другому человеку. Но фильмов о любви мы посмотрели уже много, а вот картины о людях, которые способны подняться на невероятную высоту без страховки, видим нечасто. Большую часть экранного времени просто невозможно поверить собственным глазам.

«Гаучо, гаучо» (Gaucho Gaucho) Майкла Дуэка и Грегори Хершоу

Специальный приз за звук в конкурсе американского документального кино

Эстетское медитативное черно-белое исследование жизни аргентинских ковбоев гаучо. Несмотря на то, что их осталось не очень много, молодое поколение с радостью продолжает дело отцов. Одна из героинь стремится укрощать коней, как ее отец и брат несмотря на то, что это дело считается не женским. Ее не останавливает даже перелом, который она получает на первом же родео.

Кадр из фильма "Гаучо, гаучо"

Sundance Institute

Режиссеры картины Майкл Дуэк и Грегори Хершоу всегда исследуют исчезающие культуры: их авторству, например, принадлежит хитовый док «Охотники за трюфелями» об искусстве поиска грибов-деликатесов. Жюри отметило фильм за звук – саундтрек в «Гаучо, гаучо» действительно великолепный: это лучшая испаноязычная музыка в диапазоне от Мерседес Сосы до Девендры Банхарта.

«Новые дикари» (A New Kind of Wilderness) Силье Эвенсмо Якобсен

Гран-при конкурса мировой документалистики

Многодетная семья ведет счастливую жизнь на ферме в норвежском лесу, выстраивая свои собственные правила существования: глубокая связь с природой, основательное домашнее обучение, много любви и поддержки. Когда молодая мать семейства умирает, отцу приходится принять тяжелое решение продать дом и переехать ближе к городу, отдать детей в школу.

Кадр из фильма "Новые дикари"

Maria Gros Vatne / Sundance Institute

Современный мир врывается в их жизнь, свободы и независимости становится меньше, но базовые ценности все равно у героев уже не отнять. Постановщица Силье Эвенсмо Якобсен сняла нежную картину не только об альтернативном типе жизни, но и о горе и неизбежных переменах.

Интересно, что на «Сандэнсе» также показали пилот сериала братьев Дюпласс «Пенелопа» о девушке-подростке, которая внезапно принимает решение отправиться в одиночное путешествие по диким местам. Кажется, мы все порой устаем от цивилизации и мечтаем последовать примеру персонажей этих работ из программы «Сандэнса».

«Союз» (Union) Бритт Стори и Стивена Меинга

Спецприз жюри за «искусство перемен» в конкурсе американского документального кино

Духоподъемный фильм о том, как уволенный сотрудник склада компании Amazon на Стейтен-Айленде Крис Смолз пытается создать профсоюз, чтобы отстаивать права рядовых работников одной из самых богатых корпораций в мире. Тех, кто вкалывает в очень тяжелых условиях и получает отнюдь не большие деньги. Некоторые умерли в разгар пандемии коронавируса: несмотря на то, что Amazon поставлял медицинские маски всему миру, сотрудникам складов никакой защиты не предоставлялось.

Кадр из фильма "Союз"

Sundance Institute

Герою и его коллегам на каждом этапе пытаются помешать люди, у которых гораздо больше власти и ресурсов, но тем не менее им удается неимоверным трудом сломать систему. И, хотя работы еще очень много, первая победа очень важна.

«Дочери» (Daughters) Анджелы Пэттон и Натали Рей

Приз зрительских симпатий «Festival Favorite Award» и приз зрительских симпатий программы американского документального кино

Самая по-хорошему душещипательная картина «Сандэнса» о девочках, которые готовятся ко встрече с отцами, отбывающими сроки в Вашингтонской тюрьме. Там существует программа, позволяющая прийти в тюрьму на праздник (отцы – в костюмах, дочери – в платьях), наконец нормально поговорить и, главное, потанцевать друг с другом. В другое время полноценного общения между членами семей в тюрьмах сейчас не предусмотрено: разговаривать приходится по телефону, сидя по разные стороны стекла. Настоящий душевный контакт почти невозможен.

Кадр из фильма "Дочери"

Sundance Institute

Встретившись и обнявшись с дочерями, многие отцы в итоге понимают, что им нельзя снова попадать в тюрьму (обычно это происходит часто) и, выйдя на свободу, начинают жить нормальной жизнью. Все девочки и девушки в фильме очень трогательные и любящие: больно осознавать, что многим из них предстоит еще долгие годы ждать освобождения родителя.

Самое читаемое
Exit mobile version