Профиль

"Сказка для старых": фантасмагория о путешествии трех бандитов

В прокате «Сказка для старых» – микробюджетное кино, победившее зимой этого года на фестивале «Дух огня». Фильм, снятый на чистом энтузиазме и интересе к своему делу. Картина стала режиссерским кинодебютом Романа Михайлова, который также написал сценарий, и Федора Лаврова.

«Сказка для старых»: фантасмагория о путешествии трех бандитов

Кадр из фильма "Сказка для старых"

©Кинокомпания "Вольга"

Лавров – один из самых часто снимающихся актеров российского кино, сыгравший за двадцать пять лет карьеры 158 ролей. Без его участия в последние годы редко обходится какой-либо фильм или сериал. Михайлов соединяет в себе, казалось бы, несоединимое. Во-первых, он профессор РАН, доктор физико-математических наук. Правда, из науки Михайлов, по его признанию, уже ушел – она ему больше не интересна. Во-вторых, он писатель, лауреат премии Андрея Белого, по его произведениям ставят спектакли (в том числе он сам). Один из самых известных – «Сказка про последнего ангела», поставленный в «Театре наций» Андреем Могучим и получивший в 2021-м премию «Золотая маска» за лучший драматический спектакль. Теперь Романа Михайлова, кажется, больше всего интересует кино. Известно, что после «Сказки для старых» он уже снял еще одну картину и сейчас занимается третьей. Федор Лавров продолжает с ним работать, но уже как актер. В «Сказке для старых» он, конечно, тоже играет – как и сам Михайлов.

Путешествие вокруг света: что смотреть в прокате в октябре

На первый взгляд, их совместная картина похожа на криминальную драму или даже, скорее, на драмеди – над некоторыми диалогами можно хохотать в голос. Персонажи-бандиты (то есть почти все персонажи) разговаривают на таком густом блатном сленге, перемежаемом отборным матом, что одно это производит комический эффект. Впрочем, авторы явно относятся к своим героям с нежностью, поэтому никакого злобно-саркастического флера во всем этом нет.

По сюжету, криминальный авторитет Батя (Анатолий Тишин) наказывает трем своим «сыновьям» отправиться в путешествие. Старшему, бывшему спортсмену-стрелку (Кирилл Полухин) – в Новосибирск, Среднему, живущему по понятиям (Федор Лавров), – в Ростов, Младшему, самому непутевому из всех (Роман Михайлов), – в Санкт-Петербург. На самом деле это так карта легла – в буквальном смысле. Младший, кажется, подыграл себе: он ведь очень давно хотел побывать в культурной столице. Цель путешествий – поиски убитого несколько лет назад Мули (Евгений Ткачук), похитившего общак. Его якобы видели в один и тот же день одновременно в трех городах. Как это возможно и возможно ли вообще, предстоит узнать нашим героям. Или не предстоит.

Дело в том, что чем дальше, тем больше проявляется сказочная или, скорее даже, метафизическая природа картины Михайлова и Лаврова. Все становится, как сказала бы кэрролловская Алиса, «страньше и страньше». С Младшим все понятно: он в Петербурге попадает вместо театров и музеев в притоны и клубы, где ни в чем себе не отказывает. С остальными сложнее.

"Сердце пармы": мощное историческое фэнтези по Алексею Иванову

Средний клюет на крючок роковой женщины в красном платье. Кстати, в почти монохромном, словно пропущенном через фильтр «сепия» мире «Сказки для старых» лишь изредка появляются яркие цвета-акценты. Очевидно, для Среднего столкновение с этой эпизодической женщиной играет важную роль. В том числе потому, что иначе он бы не оказался в лесу, где встретил героя с лицом Олега Гаркуши, который тащил гроб с Мулей. Или не с Мулей: брат-близнец усопшего утверждает, что они прожили всю жизнь в деревне, занимаясь лошадьми, и ни о каком Муле не слышали. Лошади тем временем едят с поминочного стола, и никого это не смущает.

Старший блуждает по снежным грустным полям с бессловесным карликом, специалистом по игре в прятки. Склонный к философствованиям и пораженный странностью ситуации, он вдруг приходит к выводу: возможно, его уже «мочканули», и он находится в каком-то ином мире.

В интервью Роман Михайлов говорит о том, что герои действительно могли уже умереть. Или, наоборот, они движутся от смерти к жизни. Но для зрителя, думается, это может быть не так уж важно. Важна эта особая, мало на что похожая, фирменная атмосфера и интонация произведений Михайлова, который доказывает, что сказочное можно отыскать в самом депрессивном материале. И особенно ценна проблескивающая в финале надежда на то, что светлое будущее реально, несмотря ни на что. Классический катарсис подразумевает очищение через страдание. В «Сказке для старых» катарсис происходит в финальной сцене через абсурд и смех. Такое приятное послевкусие от кино испытываешь крайне редко.

Самое читаемое
Exit mobile version