Профиль

"Собиратель душ": тревожный хоррор с Николасом Кейджем

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Собиратель душ"

©Arna Media

Хайп вокруг фильма поднялся еще на стадии весьма креативной маркетинговой компании, в рамках которой, например, на билбордах размещали номер, по которому можно было позвонить и послушать послание маньяка из фильма. При этом дополнительное внимание поклонников жанра привлекало то, что лицо убийцы в промоматериалах, включая трейлер, скрывалось.

"Проклятие «Зов могилы»" и "Полночь с дьяволом": два хитовых хоррора в прокате

Было известно, что в образе маньяка предстанет Николас Кейдж, чья карьера обрела новое дыхание как раз после того, как он стал сниматься в хоррорах разной степени безумности. Образ, который он создал в «Собирателе душ», в итоге действительно производит сильное впечатление. Может, и не такое оглушительное, как можно было подумать, читая отзывы о фильме, но, определенно, напитывающее тревогой. Кого-то из зрителей – даже на несколько дней (не будем показывать пальцем на автора этих строк).

При этом персонаж Кейджа полноценно появляется и в фильме совсем не сразу – только во второй половине картины. Главенствует же в «Собирателе душ» героиня Майки Монро, которая может носить гордое звание «королевы крика» после роли в культовом ужастике «Оно приходит ночью» Дэвида Роберта Митчелла.

В картине Оза Перкинса у нее, конечно, изначально более сильная позиция, чем у среднестатистической главной героини хоррора и, соответственно, основного интереса убийцы. Она изображает молодого агента ФБР Ли Харкер, зарекомендовавшую себя как человека с невероятно развитой интуицией и поэтому подключенную к расследованию дела, которое не могут раскрыть уже 30 лет.

На протяжении этих лет то и дело отец какого-нибудь благочестивого вроде бы семейства убивает всех своих близких, а затем и себя. На местах преступлений остаются зашифрованные послания, а в семье непременно есть девочка, день рождения которой близок к 14-му числу месяца. Кто и каким образом проворачивает эти злодейства? Связано ли это с мистикой?

Кадр из фильма "Собиратель душ"

Arna Media

Довольно быстро предполагаемый убийца оставляет Ли шифр прямо у нее дома, намекая то ли на то, что она может стать следующей жертвой, то ли на некую связь между ними. Героиня, однако, не говорит об этом своему напарнику агенту Картеру (Блэр Андервуд) и все больше погружается в дело, сосредотачивая всю жизнь вокруг работы.

Периодически она созванивается с матерью (Алисия Уитт, еще одна «королева крика», которую могут помнить поклонники модного некогда слэшера «Городские легенды»). Та постоянно интересуется, молится ли ее дочь. Ли отвечает утвердительно, чтобы ее успокоить.

"Заклятие. Зло внутри": хоррор о культурной идентичности мигрантов

Осгуд Перкинс, как это можно понять не только по его фамилии, но и по чертам лица – сын великого актера Энтони Перкинса. Тот, сыграв множество ролей в фильмах разных жанров в диапазоне от сюрреалистического «Процесса» Орсона Уэллса по Кафке до мелодрамы «Любите ли вы Брамса?» по Франсуазе Саган в массовом сознании остался, конечно, злодеем из хичкоковского «Психо». Фильма, который в свое время сломал правила жанра, шокировал зрителей по всему миру и во многом так и остался непревзойденным (и современным). Энтони Перкинс сам срежиссировал потом «Психо 3», а в «Психо 2» роль Нормана Бейтса в детстве сыграл юный Оз Перкинс.

Однако неизвестно, чего больше семейная история принесла Перкинсу-младшему: творческого продвижения или травм (которые, впрочем, тоже нередко помогают с творчеством). В 1992 году Энтони Перкинс, ведший двойную жизнь, умер от осложнений СПИДа. В 2001-м его жена и мать Оза, актриса и фотограф Берри Беренсон, разбилась в одном из самолетов, который 11 сентября врезался в башни Всемирного торгового центра.

Был ли у Осгуда с таким бэкграундом иной путь, кроме как стать режиссером тревожных инди-хорроров, которые, вероятно, помогают ему проживать свои травмы? Едва ли. «Собиратель душ» – его четвертая режиссерская работа после картин «Февраль», «Я прелесть, живущая в доме» и «Гретель и Гензель».

"Два, три, демон, приди": громкий хоррор-дебют австралийских блогеров

В случае с «Собирателем душ» не так просто сказать, что именно производит такое сильное впечатление, заставляющее и через несколько дней вздрагивать от будто бы загадочных звуков в квартире или на улице и страшиться темноты. В принципе, картину можно разобрать на кирпичики уже во время просмотра и объяснить себе все пугающие моменты. Вот нервный, быстрый монтаж, вот резкий звук, вот кадр, обрезающий лицо маньяка, оставляя нас в тревожной недосказанности, а вот взгляд камеры в поле, где может прятаться кто-то страшный.

И тем не менее собранные воедино, эти кирпичики наваливаются на зрителя всей своей тяжестью, не давая иногда дышать. Разумеется, «Собиратель душ» даже не самый страшный хоррор последнего времени, как о нем писали в первых рецензиях. Но, вероятно, он один из тех, что глубоко пробираются в сознание или даже в подсознание.

Собственно, как и «Психо», «Собиратель душ» во многом построен на фрейдистских мотивах: речь и о чрезвычайной важности материнской фигуры, и о работе как раз подсознания, или бессознательного. Героиня Майки Монро на протяжении всего фильма пробивается к воспоминаниям, которые были вытеснены из-за их болезненности.

Возможно, она предпочла бы их никогда и не разблокировать, но судьба распоряжается по-другому. Дадут ли эти воспоминания ей в конечном итоге свободу? Вопрос о том, стоит ли копаться в глубинах своего подсознания, кажется, до сих пор остается дискуссионным.

Самое читаемое
Exit mobile version