Председателем жюри основного конкурса стала актриса Изабель Юппер, компанию которой составят актриса Чжан Цзыи и режиссеры Джеймс Грэй, Агнешка Холланд, Абдеррахман Сиссако, Эндрю Хей, Клебер Мендоса Фильо, Юлия фон Хайнц, Джузеппе Торнаторе (кажется, это самая большая концентрация важных постановщиков в жюри крупных фестивалей за последнее время).
Последние годы в Венецианском конкурсе нередко проходят мировые премьеры фильмов, которые потом вступают в оскаровскую гонку и получают призы Киноакадемии. Именно здесь, например, показывали «Джокера» (в этом году Тодд Филлипс привезет на смотр сиквел своего необычного комикса) и «Бедных-несчастных» Йоргоса Лантимоса, принесших «Оскары» Хоакину Фениксу и Эмме Стоун соответственно. «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, «Форма воды» Гильермо дель Торо и «Земля кочевников» Хлои Чжао, премьеры которых тоже состоялись в Венеции, получили широкий резонанс и завоевали по «Оскару» за лучший фильм года. В общем, за картинами, которые показывают в Венеции, киноманам определенно стоить следить. В этом обзоре расскажем о самых ожидаемых фильмах фестиваля 2024 года.
Фильм открытия
«Битлджус Битлджус», режиссер Тим Бёртон
Наверное, даже те, кто уже перестал испытывать восторг от новых работ главного мрачного сказочника Голливуда Тима Бёртона, ждут сиквел его комедийного хоррора «Битлджус». Первая картина о проделках эксцентричного призрака вышла 36 лет назад и осталась в памяти поклонников режиссера как одна из самых невероятно придуманных в карьере Бёртона. В ней, как и всегда у постановщика, загробный мир обаятельнее реального, а фантазеры и изгои интереснее прагматиков и обывателей.
Постер фильма "Битлджус Битлджус"
Global Look Press/Keystone Press AgencyС момента выхода «Битлджуса» в 1988 году карьера Бёртона претерпевала взлеты и падения, но после успеха недавнего сериала «Уэнздей» теплится надежда, что автор снова полон творческих сил. Тем более что у него появились две новых киномузы: Дженна Ортега, перекочевавшая из «Уэнздей» в «Битлджус Битлджус», и Моника Белуччи, ставшая еще и его спутницей в жизни. Последняя в новой картине перевоплотилась в жену Битлджуса.
К своим ролям вернулись и актеры из оригинального фильма: Майкл Китон, Вайнона Райдер и Кэтрин О’Хара. В касте заявлены также Уиллем Дефо и Джастин Теру. Судя по трейлеру, зрители, смотревшие первую картину в детстве или молодости, получат приятное утешительное чувство, будто они вернулись в то время: у героини Вайноны Райдер такая же прическа, как и 36 лет назад, Майкл Китон – Битлджус будто совсем не изменился, а человек с маленькой головой, кажется, все еще сидит в регистратуре потустороннего мира.
Говорят, что во время производства картины почти не использовали компьютерные эффекты – многое было сделано вручную, как и раньше. По сюжету три поколения семьи Дитц возвращаются в свой старый дом и портал в загробный мир, где обитает герой-трикстер Битлджус, вновь открывается.
Основной конкурс
«Мария», режиссер Пабло Ларраин
У чилийского постановщика Пабло Ларраина есть и поклонники, и ненавистники, но о его картинах так или иначе говорят громко и много. В прошлом году в Венеции показывали его черно-белую ленту «Граф», в которой Пиночет предстал в образе вампира.
Тема диктатуры в Чили вообще одна из краеугольных в карьере Ларраина. Киноманам и поклонникам фестивального кино он стал известен благодаря трилогии «Тони Манеро» – «Post Mortem» – «Нет». Другая любимая тема Ларраина – женщины, и, в частности, женщины великие. У него уже есть картины о Жаклин Кеннеди, которую изобразила Натали Портман, и о принцессе Диане (ох и много же обсуждений было вокруг выбора Кристен Стюарт на роль «народной принцессы»!) Теперь Ларраин обратился к биографии великой оперной певицы Марии Каллас – ее сыграла Анджелина Джоли.
Ларраин вновь делает не классический байопик, сосредотачиваясь лишь на одном коротком, но весьма драматическом периоде в жизни героини. В данном случае речь о последних днях Каллас, которая скончалась в 1977 году в Париже. Очевидно, не обойдется и без воспоминаний-флешбэков. Сценарий написал маститый Стивен Найт – создатель сериалов «Острые козырьки» и «Табу», работавший со Стивеном Фрирзом и Дэвидом Кроненбергом. Для Ларраина он создал также сценарий фильма «Спенсер».
«Джокер: Безумие на двоих», режиссер Тодд Филлипс
Джокер, припасенный Тоддом Филлипсом для сиквела его суперуспешного фильма с Хоакином Фениксом – это, конечно, Леди Гага, которая все чаще появляется в больших кинопроектах. Первая картина произвела ошеломительный эффект благодаря «разрыву шаблона»: многие не ожидали увидеть в картине на основе комиксов драму об одиночке уровня чуть ли не работ Мартина Скорсезе: амбивалентную и социально заряженную. Да еще и срежиссированную человеком, который до этого прославился комедийной трилогией «Мальчишник в Вегасе».
Кадр из фильма "Джокер: Безумие на двоих"
Global Look Press/Keystone Press AgencyЛеди Гага изображает в фильме Харли Квинн, возлюбленную и соратницу слетевшего с катушек «джокера» Артура Флека. В комиксах Квинн была психиатром Артура и помогала ему сбежать из психиатрической лечебницы Аркхэм. Какова линия героини в картине Тодда Филлипса, пока не вполне понятно: есть версия, что она окажется такой же пациенткой клиники, как и сам Артур, а действие вновь будет частично разворачиваться лишь в сознании героя. Известно, что в начале фильма Джокер, совершивший в первой части ряд страшных преступлений, ждет суда. Самое интересное, что «Джокер: Безумие на двоих» – это еще и мюзикл.
«Комната по соседству», режиссер Педро Альмодовар
Карьера главного испанского режиссера современности Педро Альмодовара переживает новый виток. Четыре года назад во время пандемии коронавируса он впервые попробовал себя в англоязычном кино, сняв короткометражку на 30 минут «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон. Процесс, очевидно, Альмодовару понравился, и он стал искать материал, чтобы создать уже полнометражную картину с той же Суинтон. Ей и стала «Комната по соседству», где Альмодовар собрал двух рыжеволосых див: помимо Тильды, в фильме сыграла Джулианна Мур. Зрителей, очевидно, как и всегда в случае с работами Альмодовара, ждут выверенность каждого кадра, яркие цвета, дизайнерские интерьеры, и, главное, глубокое понимание женской психологии.
Кадр из фильма "Комната по соседству"
Global Look Press/Keystone Press AgencyГлавные героини Ингрид и Марта в молодости были подругами – тогда они работали вместе в одном журнале. Потом жизнь их разделила: Ингрид стала писательницей в жанре автофикшн, Марта – военным репортером. Спустя годы они вновь встречаются, оказавшись в ситуации одновременно экстремальной и приятной.
Альмодовар очень эмоционально рассказывает о съемках: говорит, что актерская игра Суинтон и Мур была так блистательна, что и он сам, и другие члены съемочной группы порой были готовы расплакаться. А неродной для Альмодовара английский язык совсем не мешал процессу: уже во время первой читки стало понятно, что все очень стараются сделать коммуникацию максимально комфортной для режиссера.
«Бруталист», режиссер Брэйди Корбет
Американский актер Брэйди Корбет вырос в одного из самых бескомпромиссных молодых режиссеров. Сыграв в ремейке «Забавных игр» Михаэля Ханеке, в «Меланхолии» Ларса фон Триера и других играющих на нервах зрителей картинах, он и сам стал создавать кино, от которого может стать дискомфортно. Он, как и его учителя, делает кино предельно серьезное и пессимистическое; рассуждает на темы глобальные: бог и дьявол, жизнь и смерть, мир и насилие.
"Идеальный лжец": зажигательная сатира о пандемии вековой давности
Дебют «Детство лидера» был посвящен становлению будущего диктатора. Вторая работа «Вокс Люкс» с Натали Портман – терроризму и критике современной поп-культуры. Интересно, что премьеры обеих картин проходили как раз на Венецианском фестивале, которому Корбет остался верен и в случае с «Бруталистом». Существуют, например, фирменные каннские постановщики, а Корбет, получается, фирменный венецианский (по крайней мере, пока что). Воспетое Томасом Манном в «Смерти в Венеции» декадентское обаяние этого города созвучно фильмам этого режиссера.
«Бруталист» рассказывает об эмиграции венгерского архитектора еврейского происхождения (Эдриен Броуди) и его жены (Фелисити Джонс) в США в 1947 году. Поначалу они живут в нищете, но потом герою предлагают контракт, который изменит его жизнь на 30 лет. В картине также сыграли Гай Пирс, Джо Элвин, Исаак де Банколе, Алессандро Нивола и Стейси Мартин с Раффи Кэссиди, которые уже снимались у Корбета. Сценарий был вновь написан Корбетом совместно с Моной Фастволд.
«Жатва», режиссер Афина Рахель Цангари
Режиссеры, вышедшие из «греческой странной волны» с ее абсурдными сюжетами, черным юмором, тревожностью и натуралистичными деталями, продолжают покорять Венецию. Йоргоса Лантимоса, обретшего год назад «Золотого льва», сменила его коллега и продюсер его ранних проектов Афина Рахель Цангари, известная по фильмам «Аттенберг» и «Шевалье» и сериалу «Тригонометрия».
Главные роли в «Жатве», основанной на романе Джима Крейса, исполнили Калеб Лэндри Джонс («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»), похожий с усами на Руперта Гринта из «Гарри Поттера», и Гарри Меллинг, известный, собственно, по роли Дадли в экранизациях книг Джоан Роулинг. Действие «Жатвы» разворачивается в средневековой деревне, где живут фермер и владелец поместья – друзья детства, чей мир вот-вот разрушит современность. Фильм называют трагикомической интерпретацией жанра вестерн, а сама Цангари считает его картиной о расплате и сравнивает с дагеротипом.
«Апрель», режиссер Деа Кулумбегашвили
Новая работа рожденной в Орле грузинской постановщицы Деа Кулумбегашвили, которая все активнее покоряет мировые кинофестивали. 10 лет назад ее короткометражка «Невидимые пространства» претендовала на призы Каннского фестиваля. Ее полнометражный франко-грузинский дебют «Начало» в 2020 году увез четыре центральных награды, включая самую главную, с важного европейского смотра в Сан-Себастьяне. «Апрель» поднимает ставки еще выше.
Одну из ролей в картине сыграл Мераб Нинидзе, который работает как с ведущими мастерами американского и европейского кино (от Стивена Спилберга до Корнеля Мундруцо), так, например, и с Алексеем Германом-младшим (фильмы которого тоже неоднократно показывали в Венеции). Нельзя не упомянуть и его роль в «Покаянии» Абуладзе. Исполнительница главной роли в «Апреле» Иамзе Сухиташвили снималась у Деа Кулумбегашвили и в «Начале» (в Сан-Себастьяне ей вручили приз за лучшее исполнение женской роли).
В «Апреле» она изображает гинеколога, за которой начинают пристально наблюдать, после того как у ее пациентки умирает ребенок во время родов. Все усугубляется слухами о том, что она проводит подпольные аборты для тех, кто в этом нуждается. Кулумбегашвили говорит, что ее героиня обладает безграничной эмпатией, но ей сложно формировать личные связи с конкретными людьми. Она движима своей миссией, ей ничего не нужно для себя, но в конце концов она понимает, что не может ничего глобально изменить.