Начинается все с шокирующей сцены убийства юной девушки. Оказывается, что это видеозапись, которую полицейские обнаруживают на флешке в притоне наркодилера (Иван Макаревич). Четверку полицейских в исполнении Владимира Вдовиченкова, Владислава Абашина, Аристарха Венеса и Юлии Мельниковой эта запись в итоге начинает волновать даже сильнее, чем дело о притоне, фигуранта которого отпускают благодаря сотрудничеству с Госнаркоконтролем.
Впрочем, дела эти имеют много общего: в обоих случаях речь идет о насилии над подростками, которых никто даже не ищет, настолько родителям на них наплевать. Так, герой Макаревича подобрал на улице девушку, которую накачивал наркотиками и использовал в качестве проститутки, в то время как ее сознание было помутненным. Ее мать-алкоголичка даже не обратила внимания, что дочь исчезла. Очевидно, аналогичным образом никто не заметил и пропажи десятков молодых людей, чьи расчлененные тела находят во второй серии в закрытом коллекторе, куда привела оперативников та самая флешка.
Да, «Водоворот» – это концентрированный мрак, но как могло быть иначе, если одним из главных референсов сериала выступает готический нуар «Настоящий детектив». Центральные визуальные образы российского триллера совершенно явно вдохновлены знаменитым проектом Ника Пиццолатто. Это переплетающиеся автомагистрали и другие виды напитанного экзистенциальной тревогой пустынного города, снятые с высоты птичьего полета.
Сюжетные пересечения также очевидны: с самого начала нам намекают, что убийства в «Водовороте» носят ритуальный характер. Кроме того, драмы и рефлексия героев-сыщиков в «Водовороте», как и в «Настоящем детективе», чрезвычайно важны. Конечно, российский проект пока проигрывает американскому по всем статьям, но какое-то общее, депрессивное и совершенно особенное, настроение «Настоящего детектива» авторам «Водоворота» удалось поймать, а это уже немало.
«Политик»: обаятельная сатира о борьбе разных поколений за власть
С визуальной точки зрения «Водоворот» напоминает и о других громких зарубежных картинах. Это и модное шоу о тинейджерах «Эйфория», и картины датчанина Николаса Виндинга Рефна «Драйв» и «Только бог простит», и «Озеро диких гусей» китайца Дяо Инаня – в общем, те ленты, где беспросветные во всех смыслах будни героев заливает обжигающий неон. Конечно, с одной стороны, самобытность, по гамбургскому счету, важнее, но с другой, когда российским авторам удается приблизиться к западным образцам, это, как минимум, приятно (оператором выступил Владимир Башта, снявший «Брестскую крепость» и «Время первых»).
Да и сам привычный давно для западного зрителя формат сериала без цензуры смотрится у нас свежо и бодряще, учитывая закон о запрете обсценной лексики на экранах кинотеатров. В появившихся местных платных стриминг-сервисах разрешено все, и это не может не радовать (а те, кого все же не радует, могут включить обычную аудиодорожку, а не 18+).
«Водоворот» сравнивают также с сериалом «Чужак» по Стивену Кингу, но нельзя не вспомнить и кинговское «Оно». Инфернальный клоун Пеннивайз, как мы помним, тоже обитал в канализации и питал слабость к детям со сложной семейной ситуацией, которым некому помочь. Каково происхождение маньяка в «Водовороте», нам еще предстоит узнать, но уже в первой серии сообщают, что его зовут Матас – рожденный в Вильнюсе сценарист Андрей Стемпковский дал убийце литовское имя библейского происхождения. Кем бы ни был этот Матас, изображенный всегда харизматичным Игорем Миркурбановым (в кадре он еще толком не появлялся), тема насилия над тинейджерами и детско-подростковых травм, увы, имеет отношение не только к американским хоррорам, но и к российской действительности.
В этом смысле «Водоворот» – безусловно важный сериал, говорящий в первую очередь об экстремальной жестокости в семье или, наоборот, о полном безразличии, порой не менее страшном. Герой Аристарха Венеса Марк в свое время стал наркоманом из-за непростительного поведения отца. Именно в уста Марка вложены речи о несправедливом устройстве мира: в классическом нуаре это был бы внутренний монолог разочарованного сыщика, в «Водовороте» – выступление на собрании общества анонимных наркоманов. Негативные примеры, помимо его собственного, у Марка перед глазами, и речь не только о работе. Опекаемая им девушка по кличке Муха в исполнении талантливой Алены Михайловой подвергается сексуальным домогательствам отчима. Судя по находящим общественный резонанс историям последних лет вроде дела сестер Хачатурян, авторы «Водоворота» даже не сгущают краски – напротив, смягчают.
Авторы сериала вообще позволяют себе шпильки в адрес современной российской действительности: так, один из полицейских рассуждает о разнице между богом и религией и замечает, что чувства истинно верующих невозможно оскорбить. Сами полицейские при этом ведут себя крайне сомнительно, что тоже характерно: пытают током, видимо, оправдывая это благими целями, врываются в квартиры, не имея на то права. В этом контексте их шикарно обставленные апартаменты, которые поначалу кажутся недочетом в сценарии, наводят в итоге на другие мысли. И все же «плохие парни» в «Водовороте», похоже, не сыщики.